686

9 августа 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святого великомученика Пантелеимона, который находится рядом с первым городским роддомом. После причастия был совершён крестный ход и славление с молитвой великомученику Пантелеимону и блаженному Николаю Кочанову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что, начиная с императора Нерона, а ещё раньше в иудейской среде, на протяжении более, чем двухсот лет христиане жили в условиях преследования. Быть христианином означало не просто определить своё мировоззрение, но выбрать образ жизни, а часто и образ смерти, потому что по законодательству Римской империи, только за принадлежность к христианству, полагалась смертная казнь. Можно представить сколько мужества и веры требовалось человеку, чтобы принять Крещение и стать членом Церкви. И вот мученики - это те христиане, которые своей кровью запечатлели верность Христу. Мученики стали самой убедительным и удивительным свидетельством истинности христианства, потому что на их примере многие неверующие объявляли себя христианами. Благодаря мученичеству, этому смиренному, но твёрдому свидетельству, Церковь смогла преодолеть ненависть мира. Уже равноапостольный император Константин отменил гонения на христиан, а к концу IV столетия уже сама Римская империя стала христианской.

Владыка подчеркнул, что великомученик Пантелеимон как раз стал жертвой последнего великого гонения на христиан в Римской империи, которое было во времена императора Диоклетиана и его преемника Максимиана. В 305 году жертвами этого гонения стали многие святые, в одной только Никомидии, где и жил великомученик, однажды был сожжён собор с тысячами христиан. Отец святого был язычником, а мать - христианкой, желавшей воспитать его в вере. Но отец отправил сына учиться в языческую медицинскую школу, после которой тот становится известным врачом и приближённым императора. Однажды он повстречался с пресвитерами: Ермолаем, Ермиппом и Ермократом, которые, раскрыв, ему истины веры, обратили его ко Христу. При рождении юношу назвали Пантелеон, что значит «лев во всём», но он был крещён с именем Пантелеимон, то есть всемилостивый, и после этого стал безмездным врачом.

Это было необычайное явление: самый талантливый врач империи бесплатно оказывал помощь всем, а наиболее - христианским узникам и исповедникам, заключённым в темницу, не думая о том, что и его за это может постичь наказание. По доносу языческих врачей, которые стали терпеть убыток, Пантелеимона обвинили в том, что он христианин. Тогда он бесстрашно исповедовал веру перед императором, отказавшись отречься от Небесного Царя, и претерпев многие муки, в конце концов был усечён мечом. Христиане с честью погребли его тело и стали почитать, как и других святых мучеников. Время язычества исторически уже подходило к концу. Через 8 лет после кончины Пантелеимона, в 313 году, император Константин отменил гонения. 

По слову владыки, мученики - это первые святые Церкви. Почтение к ним выразилось в том, что на их гробницах совершались Литургии, и до сих пор в престоле каждого храма находятся мощи святых мучеников как зримое явление того, что Церковь утверждается мучениками. Они были и в древности в языческом Риме, и во времена нашей недавней истории в Советском Союзе, когда гонения породили целый сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Владыка отметил, что почитание святых мучеников должно постоянно ставить перед нами вопрос: насколько мы серьёзно относимся к нашей вере, насколько мы готовы, не говоря о громких подвигах, просто жить ежедневно по вере, по заповедям Христовым. Жить так, чтобы слово Божие проникало в наш ум и сердце и приносило плод в нашей жизни.

Владыка напомнил, что сегодня мы также вспоминаем память новгородского угодника - блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, мощи которого находятся под спудом в храме целителя Пантелеимона, здесь место его упокоения. «Молитвами обоих угодников Божиих, почитаемых ныне, да помилует и благословит всех нас Господь», - закончил владыка.