Житие преподобного отца нашего, игумена Ефрема Перекомского,Новгородского чудотворца

 Память его празднуется месяца мая в 16-й день и месяца сентября в 26-й день

  + 1492

  Сведения о преподобном отце нашем Романе Перекомском

 Память его празднуется месяца сентября в 26-й день

  + XVI

Преподобный Ефрем Перекомский, в миру Евстафий, родился 1412 года сентября 12. Родители его известны только по имени: отец Стефан, а мать Анна. Обученный грамоте, Евстафий любил и в доме родителей своих поститься и молиться‚ уклоняясь от забав  юности. По влечению души своей он тайно ушел в Кашинский монастырь. Родители, узнав о месте пребывания сына, долго уговаривали его возвратиться в дом их. После разговоров с ним, они уступили его желанию и сами посвятили себя уединенной жизни, которую и окончили в иночестве. Пробыв три года в Кашинском монастыре, Евстафий, по наставлению свыше, прибыл в пределы Новгорода, в обитель святого Саввы Вишерского, что на реке Вишере. Преподобный Савва принял Евстафия с любовью и вскоре постриг его в монашество, дав ему имя великого пустынножителя Ефрема. С этого времени юный Ефрем усугубил свои подвиги. Днем со всей ревностью проходил он монастырские послушания, а ночью, по примеру своего наставника Саввы, подвизался молитвенно на столпе. В течение двадцатипятилетнего пребывания своего в обители святого Саввы, Ефрем столько приобрел у великого Саввы духовной опытности, что преподобный Савва перед смертью своей (1462 г.) поручил обитель свою Андрею и Ефрему, как опытнейшим  из учеников своих. После кончины преподобного Саввы блаженный Ефрем недолго оставался в Вишерской обители. Однажды, во время молитвы, послышался ему голос, который повелевал идти ему на правую сторону Великого Новгорода, на реку Веренду, близ озера Ильменя, и там поселиться; при этом виден был и необычайный свет, сиявший в той стороне. Повинуясь таинственному гласу, Ефрем удалился на западный берег озера Ильменя, к устью реки Веренды, и там при речке Черной поставил себе келью. Место здесь было глухое, безмолвное, самое приятное для пустынника. Один из окрестных жителей нечаянно набрел на хижину Ефрема и изумился, что в такой глуши живет человек; беспомощному отшельнику принес он потом хлеба и муки. Отшельник благодарил Господа. Затем прибыл к Ефрему подвижник Фома с двумя учениками. Они поставили себе келью вблизи Ефремовой кельи. Вслед за ними пришли и другие. По просьбе новых спостников своих блаженный Ефрем принял на себя сан священства и игуменства. Любимый ученик дивного Саввы, столько лет подвизавшийся под его руководством, известен был многим по своей жизни. Ему скоро доставлены были средства на построение сперва деревянного храма Богоявления, а потом - и каменного, в честь святого Николая. Гораздо более трудов и времени требовалось для того, чтобы болотистую и нездоровую местность обители сделать удобной для пребывания в ней. Преподобный копал каналы для осушения места, а чтобы доставить в обитель чистую воду, провел он из Веренды в озеро проток. Оттого-то и пустынь его в свое время получила название Перекопской, а по притоку Веренды – Верендовской. Блаженный  игумен являлся первым во всех работах и послушаниях. Ходил в пекарню готовить хлебы и просфоры, носил воду и рубил дрова, часто ходил в служе6ную палату и во время отдыха братии молол за других рожь. По его установлению каждый брат молол ночью назначенную часть ржи. После утрени братия также шли на работу в поле или огород, после литургии и трапезы снова трудились. В подвигах труда и молитв преподобный Ефрем достиг восьмидесятилетней старости и мирно преставился 26 сентября 1492 г. Многотрудное тело его положено было близ построенного им храма святого Николая. Впоследствии монастырь, по причине размытия водой, переведен был на другое место, безопасное от наводнений, именуемое Клинково‚ что на берегу озера Ильмень. Над гробом преподобного Ефрема поставлена была часовня, а в 1545 г. и самый гроб с мощами его был перенесен в новую обитель, или монастырь, где и установлен. Поэтому память преподобного празднуется  16-го мая - в день перенесения таковой святыни.

Мощи преподобного Ефрема почивают под спудом в Ефремовском приделе главного каменного храма Перекомского монастыря.

Роман – игумен Перекомского монастыря под Новгородом, автор жития Ефрема Перекомского, основателя и первого игумена Перекомского монастыря. О Романе известно только, что после смерти преподобного Ефрема, он стал игуменом Перекомского монастыря и оставался им до 1554 г. Видимо, в том же году он и преставился.

Перекомский мужской заштатный монастырь состоит в Новгородском уезде на западном берегу озера Ильменя близ реки Веренды, в 25-ти верстах от Новгорода к югу. В 1611 г. монастырь Перекомский разорен был шведами и долго оставался в запустении, восстановлен он в 1672 г. боярином Романом Феодоровичем Бабарыкиным. В 1796 г., по указу Святейшего Синода, велено было перевести из Развяжского Новгородского монастыря строителя с братией в заштатный Перекомский, а в 1802 г., по указу же Святейшего Синода, оба штата монастырские соединены в один под названием Развяжско-Перекомского монастыря. В это же, вероятно, время к сему монастырю приписана и принадлежавшая некогда Софийскому собору, стоящая в нескольких от него саженях, Новгородская часовня Чудного Креста, которая в настоящее время (конец XIX века – Сост.) служит главнейшей поддержкой монастырю, так как от сей часовни получается до 3000 руб. ежегодного дохода. В древние времена Перекомский монастырь получал от Софийского собора, в виде руги (руга – содержание приходского клира в Греции и в древней России. Она выдавалась и деньгами, и натурою; от жалованья отличалась тем, что изменялась, смотря по ценности съестных припасов. Руга выдавалась или из казны, или из царских доходов, или от помещиков и была средством содержания тех причтов, которые не имели ни земель, ни платы за требы.56 С.558), только 5 руб. 20 алтын в год.


Тропарь, глас 4

От юности своея весь Богови поработился еси блаженне; и того ради любве, отечество и род оставил еси, и в пустыню вселився, в ней же жестокое житие показав, и чудес дарования от Бога приял еси, Ефреме преподобне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси; и того заповедьми ограждься, явися столп непоколебим, от вражиих нападаний; тем зовем ти, радуйся Ефреме, светило пресветлое.

Тропарь, глас 8

В тебе отче Романе, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Романе, отче наш, моли непрестанно о всех нас.