Преподобные Савва и Андрей Вишерские

 Житие преподобного отца нашего Саввы Вишерского, Новгородского

 Память его празднуется месяца октя6ря в 1-й день

  1461

 Сведения о преподобном отце нашем Андрее Вишерском

 Память его празднуется месяца октября в 1-й день

  после 1461

Преподобный Савва, уроженец города Кашина, родился в 1381 г., был вторым из восьми сыновей Ивана Васильевича Борозды, отрасль рода, отличившегося в боях. Воспитанный в благочестии, он и тогда, когда был еще в первых летах молодости, не любил рассеянной жизни: нося мирскую одежду, постился и усердно ходил в храм Божий. Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранили тогда примерно-строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим, послушливым и искренне усердным. Братия столько уважали его высокую жизнь, что избрали его в игумена. Но ласки и уважение знакомых стали тяжелы для души его, и он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую гору. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но впечатления Афона надолго остались в душе, как это видим по его жизни. Известно, что он принес с собой из Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиян, архиепископ Ростовский. Вероятно, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Савва», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написал греческим языком, сжаливси, - понеже не разумех, добре гречески, - но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания, с замечаниями против разных русских слабостей. По возвращении с Афона преподобный Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, отыскивая себе место для уединенного пребывания.

В семи верстах от Новгорода, на реке Вишере, понравилось ему тихое место. Он поставил здесь крест, а вблизи - хижину и стал подвизаться отшельнически. Здесь видна живая память об афонском отшельничестве. Но преподобный Савва жил, как жили и живут многие. Случилось одному из новгородцев проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве недвижимый. Лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный тем новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до архиепископа Иоанна дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в его епархии без его благословения. «Одна девица, - поручил отвечать Савва, - сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». Архиепископ понял по такому ответу, что отвечающий - старец духовной жизни, и захотел посетить его. Он встретился с Саввой на пути и, не узнав его, покрытого рубищем, едва уговорил ехать с ним до кельи Саввы. Беседа во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву, прежде чем узнал его. Пред кельей своей Савва назвал себя по имени, и архипастырь с живейшей радостью любви благословил Савву. Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной беседой его, архиепископ Иоанн присылал потом свои дары для пустыни Саввы.

По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за землю, преподобный Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели. В 1418 г. по благословению блаженного архиепископа Симеона преподобный построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и поставил кельи для братий. Когда строил он своими руками храм, явились к нему удалые молодцы, надеясь поживиться чужим добром. «Детки, - сказал Савва, - помогите мне поднять дерево на стену». Он указал им на тонкий конец бревна, а сам взял за толстый. Те никак не могли поднять своего конца, а Савва легко поднял и положил свой конец на место. Разбойники переглянулись между собой. «Худо нам будет, - думали они, - если такой черноризец вздумает разделываться с нами». И поспешили уйти от него. К преподобному подвижнику стали являться ревнители пустынной жизни. Он принимал их с любовью, встречая еще далеко от своей обители, там, где водружен был крест. Преподобный трудился для новой обители более других. Инок другого дальнего монастыря, оставшись в обители Саввы для отдыха, слышал, как в соседней келии Савва всю ночь до утрени молол рожь жерновом и в то же время читал псалмы, а потом отправился на утреннее пение.

По устроении обители преподобный построил себе столп невдали от обители и стал подвизаться на нем в молитвах. Чудная свобода жизни духовной! Посетитель Афона полюбил Афонскую отшельническую жизнь, но опытом дознав, что точный вид ее не совсем совместим и с местностью, и с его распоряжениями, он избирает новый вид уединения - жизнь на столпе. Зато какая точная верность своему правилу жизни! Родной брат, долго не видевший Савву, пришел повидаться с ним. Савва сошел со столпа, молча  благословил брата и возвратился на столп. Преподобный столпник, так называется Савва и в рукописных святцах, сходил к братии со столпа в субботу, слушал службу воскресного дня, разделял с братией трапезу и потом удалялся на столп. «Поселясь в чужой стране и войдя в пустыню безмолвную, здесь ты, преподобный, создал столп и на нем приобрел богатство небесное: сеяв в посте и слезах, весело пожинаешь плоды трудов твоих. Не оставь же обитель с учениками, снисканную трудами твоими; молись Христу, отче, чтобы спаслись души наши». Так поет обитель прославленному Савве. Он и в земной жизни, хотя жил на столпе, по-видимому, удаленный от обители и забот о ней, хранил ее своими молитвами. Однажды недобрые люди подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный, увидя их издали со столпа и поняв намерение их, стал стучать жезлом по стене, и воры в страхе убежали. В другое время преподобный привел на вече медведя и, жалуясь, что он убил у него двух рабочих лошадей, просил суда посадничьего. Медведь осужден был работать вместо лошади и работал до смерти святого. Конечно, это было уроком и для посадников, не очень щадивших бедность.

Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принявший после него начальство над обителью, до того изнурил тело свое постом и бдением, что у него остались только кожа и кости. Преподобный Ефрем Перекопский также был учеником его. На 80-м году жизни, приблизясь к кончине, преподобный Савва приобщился Святых Таин и мирно предал дух свой Господу 1 октября 1460 (6969) г.

Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его сгорели, но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое чудо, которым Господь указал в почившем Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария видел во сне старца, который говорил ему: «Если хочешь видеть Савву, иди за мной и увидишь». Захарию казалось, что он пошел за старцем, дошел до гробницы преподобного, увидел нескольких святителей и между ними преподобного Савву, который сказал ему несколько слов в назидание. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; в крайности своей обратился он с молитвою к преподобному Савве. Задремав потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося о церкви, и, пробудясь, нашел себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах преподобного, приказал написать икону преподобного Саввы, составить в честь его службу и описать житие, что и было исполнено просвещенным иноком Пахомием. В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящен был в Саввиной пустыни каменный храм покрова Богоматери над мощами преподобного. «Ту и гроб преп. Саввы вышерскаго», - замечает она. От гроба его продолжали истекать исцеления, и преподобный Савва известен был с именем Новгородского чудотворца. Грехи людей продолжали творить свое: разрушение и гибель. Благодать Божия, обитая в святом, вносила жизнь и благоустройство в самое общество людей грешных. «В 1571 г. июня 7 дня, - говорит летопись, - в Саввиной пустыни на Вишере освятили церковь Покрова, где лежат мощи преподобного отца нашего Саввы Вишерскаго, Новгородскаго чудотворца, и устроили новую раку; это - на другом году после того, как ратные люди государевы разрушили гроб чудотворца».

На шелковом покрове с изображением преподобного Саввы надпись говорит: «Лета 1721 положил сей покров на святаго чудотворца Савву посадник бурмистр Фома Иванов сын Ларин, по своему обещанию от потопа, по се6е и своих родителех». Ныне мощи преподобного почивают под спудом в Покровском храме (в Великом Новгороде - Сост.), на новой гробнице стоит древняя икона преподобного; в его имя  - два храма в обители его.

Не прельщайтесь, говорит нам жизнью своею святой Савва, Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнет. Да не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Жизнь и подвиги преподобного Саввы были так высоки и велики, что нам, сынам плоти и мира, недоступны и непонятны так же, как и высокие истины неба для пытливого ума человеческого.


Тропарь, глас 4

От юности своея весь Богови поработился еси блаженне, и Того ради любве, отечество и род оставил еси, в пустыню вселився, и ныне жестокое житие показав; чудес дарования от Господа приял еси, Савво преподобне; моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Отечества преподобне удалився,и вселився в пустыню, и тамо на столп вшед, иде же жестокое житие показал еси, и многих житием удивив, отнудуже дарование чудесем от Христа приял еси; поминай нас чтущих память твою: да зовем ти, радуйся Савво, отче наш.

Тропарь, глас 8

В тебе отче Андрее, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Андрее, отче наш, моли непрестанно о всех нас. 


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Обитель святого Саввы состоит в Новгородской епархии от самого великого Нова-города расстоянием в седьми верстах, имя себе получила от своего основателя  преподобного отца Саввы и от реки Вишеры, при которой оная стоит. В прежние времена именовалась она монастырем Вознесения Господня Саввиной пустыни.

В 1461 году октября 1 дня, во дни великого княжения Василия Васильевича, при архиепископе Новгородском Ионе, Савва, поручив братию свою, во-первых, новгородскому архиепископу, а потом старейшему от братии Андрею, от рождения на восьмидесятом  году скончался.

Святый Иона, архиепископ Новгородский, по некоем времени, ведая святое житие преподобного Саввы и чудеса, бываемые от честных мощей  его, повелел некоему выходцу из Афонской горы Логофету Пахомию сочинить службу сему преподобному, которая и доныне ему октября 1 дня отправляется в служебных минеях.

В 1464 г. при оном же архиепископе, святом Ионе, поставлена в Саввином монастыре деревянная церковь с трапезою во имя честного собора Иоанна Предтечи, а другая - над чудотворными мощами преподобного Саввы каменная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы им самим, святителем Ионою, построена.

В 1574 г. при игумене Дорофее повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича устроена честная рака преподобному Савве. В 1594 г. игумен Сергий с братиею просил царя Феодора Иоанновича, чтоб он позволил своим Государевым коштом починить две церкви каменные: Вознесенскую, Покровскую – и третью деревянную во имя собора Иоанна Предтечи; почему и велено Государем оные три церкви починить, на что и грамота дана.

В 1661 г. по повелению царя и великого князя Алексея Михайловича при митрополите Макарии II был в Новегороде и в Новгородском уезде осмотр всем ветхим церквам на руге состоящих монастырей и приходов. Почему в следующем 1662 г. и в Саввовишерском монастыре, яко в ружном, Государь повелел построить на место прежней Вознесенской церкви храм в тож наименование каменный да другой каменный же во имя святого Саввы Вишерского чудотворца, и о сем соизволении имеется грамота. В 1662 г. каменная церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, в которой опочивали чудотворные мощи преподобного Саввы, разрушилась и деревянную раку и круги с летописью на той раке бывшею раздробила, кроме среднего образа чудотворца Саввы, образа вырезанного наверху раки, на доске, который не был раздроблен, но требовал некоторой починки.

В 1668 г. Государь по просьбе игумена Иосифа с братиею потребовал образ святого Саввы Вишерского в Москву для починки. И притом велел прислать и ту летопись, которая была в кругах раздробленной раки преподобного Саввы, о чем смотри грамоту. В 1670 г. на место старой раки, раздробленной от разрушения церкви, сооружена вновь рака святым мощам чудотворца Саввы. И сия рака стоит и доныне. А около нее надпись следующая: «Во славу единому в Троице славимому Богу, и в честь Преподобного отца нашего Саввы Вишерского в лето 7082-е Скиптр правления Великого – Русийского царствия держащу православному Государю и Великому Князю Иоанну Васильевичу всея Русии Самодержцу, сооружена бысть его повелением честная рака святым мощам Преподобного Саввы».

 Краткая летопись о монастыре Преподобного отца Саввы,

 иже над Вишерою рекою жившего, Новгородского Чудотворца,

  с присовокуплением Древних Граммат Царских

 и прочих данных сему монастырю. 1849 г. // С. 1-7.

 

В 1418 г. Новгородские летописи сообщают о строительстве деревянной церкви «Вознесение Христово в Савиной пустыни». Так началась история Савво-Вишерского монастыря. 1 октября 1461 г. преподобный Савва мирно предал душу Господу, монастырь поручил в покровительство архиепископа Ионы, а настоятельство передал своему старшему ученику Андрею.

В 1464 г. над могилой Саввы на средства архиепископа возводится каменная «теплая» церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новгородские летописи сообщают о разгроме, учиненном в монастыре «ратными людьми Ивана Грозного». Одумавшийся и раскаявшийся государь повелел соорудить раку за счет своей казны. Позже она обновлялась по указу Василия Шуйского.

Пережил монастырь и шведское разорение, после которого остались в нем «Храм Вознесения да Савва Преподобный».

В 1662 г. после осмотра обветшавших церквей повелением царя Алексея Михайловича воздвигается новый каменный храм Вознесения Христова на месте построенного Саввой. В том же году рухнула церковь Покрова, в которой почивали мощи святого, и раздробила деревянную раку, не повредив лишь образ преподобного, вырезанный на верхней доске. Церковь вскоре была восстановлена, а мастера государевой Оружейной палаты изготовили новую раку, украшенную резными кругами. Круги эти чудом сохранились до наших дней, побывав даже в фашистском плену, и хранятся в фондах Новгородского музея. Для того чтобы впредь избежать обрушения храмов, стоящих на болотистых почвах, в 1668 г. по царскому указу в монастыре были прочищены засоренные подземные трубы и вырыты колодцы.

В XVII веке монастырь переживал трудные времена. Пришедший в запустение, в 1764 г. он был упразднен по указу Св. Синода. Всех монашествующих вывели, а к церкви определили белого священника с причтом. Монастырские строения были близки к полному разрушению.

Однако нашлись радетели о судьбе святой обители. Стараниями отставных гвардейских поручиков Василия Глазатова и Ивана Аничкова, «имевших усердие к богоносному Савве», началось возрождение монастыря. Став после воинской службы иноками Вяжищского монастыря, Варлаам Глазатов и Иоасаф Аничков обратились к генерал-аншефу Корнилию Богдановичу Бороздину, происходившему из одного с Саввой рода, с просьбой помочь в восстановлении обители. Добившись в 1769 г. разрешения Синода на возобновление монастыря, Глазатов и Аничков начинают в нем грандиозное строительство, не испытывая особой нужды в средствах, благодаря многочисленным пожертвованиям. С 1770 по 1805 гг. были отремонтированы все храмы, сооружена каменная ограда с колокольней над входом и четырьмя башнями по углам. В одной из башен хранился деревянный крест, по преданию, воздвигнутый Саввой на месте будущего монастыря. Сейчас крест этот выставлен в экспозиции резного дерева Новгородского музея.

За счет жертвователей в обители были выстроены двухэтажные каменные кельи, конюший двор, трапезная и ризница. К началу XIX века окончательно оформился архитектурный ансамбль монастыря, донесенный до нас снимками рубежа XIX-XX веков. В центре обнесенного оградой пространства находился соборный комплекс, заботливо обсаженный вокруг пышным яблоневым садом. С южной стороны к нему примыкала церковь Покрова, перестроенная в 1781 г., а со стороны реки в 1805 г. был устроен придел преподобного Саввы. Несмотря на разновременность построек, устроители монастыря сумели создать гармоничный образ церковного собора.

Пятикупольная церковь Вознесения, самая древняя постройка монастыря, была покрыта новой росписью в 1805 г. К этому же времени относится украшение ее роскошным иконостасом. Полы в храме были выстланы путиловской плиткой. С западной стороны к собору примыкала обширная паперть, под полом которой были погребены отцы Варлаам и Иоасаф, многие представители фамилии Бороздиных, обретших покой в обители Саввы. Все сохранившиеся описания упоминают святые мощи Саввы Вишерского, «покоящиеся в церкви Вознесения у стороны, прямо против южных дверей алтаря под спудом». В 1801 г. под чудотворную раку святого был подведен каменный постамент, а в 1820 - над мощами установили новую металлическую с чеканными серебряными украшениями раку.

В «Новгородских епархиальных ведомостях» имеется описание крестного хода в Савво-Вишерский монастырь, ежегодно совершаемого в праздник Вознесения Господня. В 1914 г. состоялся трезвенический крестный ход, организованный обществом Иоанна Предтечи. Под проливным дождем молящиеся с песнопениями проделали путь в восемь верст, а по прибытии процессии в монастырь там была отслужена Литургия и молебен в честь преподобного Саввы.

Не обошлось в истории монастыря и без нелицеприятных страничек. Находились и в прежние времена люди, пренебрежительно относившиеся к наследию старины. Одно время настоятельствовал в монастыре архимандрит Георгий. Однажды, заметив в ризнице древние ризы, утварь, иконы, хоругви, он повелел все это вынести на берег Вишеры и сжечь. При нем же соорудили в обители водопровод, поставив в колокольне бак для воды. «Невежество и больше ничего, только одно оно могло пожертвовать древней церковью ради водопровода, когда вода у монастыря под боком», - с горечью замечает современник. Если бы только он мог знать, что всего через полвека невежественные потомки в пылу борьбы с собственной памятью принесут в жертву монастырь, что в древнем храме будет перегнивать силос, а надгробными плитами будут выстилать дорожки в непролазной грязи!

Просуществовав некоторое время после Октябрьской революции, монастырь был закрыт в начале 30-х годов. По рассказам савинцев, всех монахов забрали в Красную Армию, а на дверях Вознесенской церкви повесили огромный замок. В годы войны, находясь в прифронтовой полосе, монастырь сильно пострадал, но большинство построек все же сохранилось. В них разместился после войны лагерь для заключенных, просуществовавший до 50-х годов. Созданный вскоре совхоз также использовал для своих нужд монастырские здания: Вознесенский собор приспособили под силосную башню, в алтарной части находился холодильник для хранения молока, а в паперти разместились слесарные мастерские.

Последнюю точку в истории Савво-Вишерского монастыря поставили кинооператоры «Ленфильма». Стремясь продемонстрировать варварство фашистов в фильме «Дожить до рассвета», деятели от искусства три дня жгли и взрывали остатки монастыря… Когда развеялся дым пожарища, к уцелевшим стенам храма Вознесения Христова подогнали бульдозер, чтобы снести неугодную древность, нарушавшую своим видом панораму современной застройки центральной усадьбы савинского совхоза. Оставленная один на один с человеческой жестокостью церковь как могла сопротивлялась разрушению и в последние свои минуты рухнула на трактор, из которого чудом успел выскочить тракторист.

И вот в 1992 г. несколько десятков ребятишек, натирая мозоли на руках, искупают грехи отцов. Расчищены от завалов фундаменты Вознесенской церкви и паперти, частично обнажились полы церковных приделов. Радостными возгласами отмечена находка мозаичного пола перед входом в храм, поразившего даже ребят своей незатейливой красотой. Среди обломков кирпича и ржавых железок найден маленький образок, монеты XVIII- XIX веков, три целых надгробия, обозначивших местонахождения монастырского кладбища.

Лишь к концу августа удалось расчистить место предположительного погребения Саввы. После первых неудачных углублений в грунт под лопатами обнажился кирпичный постамент от раки, уложенный в 1801 г. Работы затруднялись начавшимися дождями и выступившими грунтовыми водами, которые приходилось откачивать ведрами.     

Но вот наконец обнаружены человеческие останки. По соседству с ними найдены остатки дубовых досок, фрагменты средневековой керамики, подошва кожаного сапога, какие носили во времена жизни Саввы, в XV веке. Приехавший 30 августа на место раскопок епископ Новгородский и Старорусский Лев внимательно ознакомился с аргументацией археологов, осмотрел найденные мощи, после чего вопрос об их идентификации был окончательно решен.

1 октября 1992 г. на месте обнаружения мощей благочинный Боровичского округа отец Ефрем отслужил молебен, святые мощи были извлечены из хранившей их столетиями земли и временно помещены в новгородскую церковь Филиппа Апостола. (Затем они были перевезены в новгородский Покровский собор - Сост.)

Остается лишь добавить, что строительство часовни близится к завершению, и вскоре многострадальные мощи святого Саввы обретут покой, хочется надеяться, вечный. И кто знает, может, со временем найдутся необходимые средства, а главное, увлеченные люди. И вновь вознесутся над берегом Вишеры купола с крестами,  обращенными в небеса.

 Трояновский Сергей.

 Савво-Вишерский монастырь// София : Епархиальная газета. Новгород. 1993. № 5.