Память его празднуется месяца января в 17-й день, месяца августа в 3-й день и 1-я пятница после июня 29-го дня

  + 1147

«Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою  жизнью Новгорода, с ее летописными церквями, и следовать вниз по течению шумного Волхова, вдоль его правого берега – там открывается начало и развитие иноческой жизни нашего севера в двух обителях Антония и Варлаама… Таинственно было явление Римлянина в пределах новгородских; оно обличено всею поэзией юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслию о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах…». (1846 г. – Сост.)

Сей преподобный и богоносный отец наш Антоний родился в граде великом Риме в 1067 г., что в западной стране, в Италийской земле, в латинском народе, от родителей христиан и крещен был именем Андрей. Он научен был вере христианской, которую держали его родители в тайне, скрываясь в доме своем, поскольку Рим отпал от веры христианской и предался в латинскую ересь. Окончательно отпал он от времен папы Формоса и до нынешнего дня в отпадении пребывает.

Отец и мать преподобного Антония в добром исповедании отошли к Богу. Преподобный же, будучи научен грамоте, изучил греческий язык и прилежно начал читать книги Ветхого и Нового Завета и предания Святых Отцов семи Вселенских соборов, изложивших и изъяснивших веру христианскую. И возжелал воспринять иноческий образ. Помолившись Богу, он раздал имение родителей своих нищим, а остаток вложил в сосуд – «дельву», то есть бочку, и, законопатив ее и всячески укрепив, скрыл, а затем предал морю. Сам же преподобный пошел в дальние пустыни искать монахов, живущих и трудящихся Бога ради, скрывающихся от еретиков в пещерах и расселинах земных. И Божьим промыслом обрел он монахов, в пустыне живущих. Среди них был один, имеющий пресвитерский чин. Преподобный Антоний много молился им со слезами, дабы и его причислили к своему Богом избранному стаду. Они же много и строго его вопрошали о вере христианской и о ереси римской, боясь искушения от еретиков. Он же исповедал себя христианином. Тогда они сказали ему: «Чадо, Андрее! Ты еще юн и не сможешь терпеть постнического жития и трудов иноческих». А было ему в то время всего 18 лет. И многими другими трудностями устрашали его, но он, неослабно кланяясь, молил о восприятии монашеского образа. И только таким образом едва смог получить желаемое: постригли его в иноческий чин.

Пребыл преподобный в пустыне той двадцать лет, трудясь, и постясь, и молясь Богу день и ночь. «Была же, - говорил он, - в тридцати поприщах от нас, в одной пустыне, живущими там монахами сооружена маленькая церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По обычаю, все монахи из пустыни сходились на Великой Субботе в церковь, где пресвитеры и диаконы совершали Божественную литургию, и все, причастившись Божественных Таин, весь день тот и ночь пели и молились. К утру же на Святую Пасху, пропев заутреню и святую Божественную литургию и снова причастившись Святых и Пречистых Божественных и Животворящих Христовых Таин, отходили каждый в свою пустыню».

Но ненавидящий добро дьявол воздвиг окончательное гонение на христиан в той земле. Князья града того и папа начали хватать по пустыням монахов православных и предавать их на мучение. Преподобные же отцы богоизбранного Христова стада от страха разошлись по пустыням так, что уже не могли более сообщаться друг с другом. Тогда преподобный Антоний стал жить при море в непроходных местах. И начал преподобный Антоний беспрестанно молиться, стоя на камне, не имея ни покрова, ни хижины. Пищу же, что принес из пустыни своей, преподобный вкушал помалу только по воскресным дням. И пробыл на том камне преподобный Антоний год и два месяца, и столько трудился Богу в посте, во бдении и в молитвах, что ангелам стал подобен.

В лето 1106-ое, месяца сентября в пятый день, на память святого пророка Захарии, отца Предтечи, восстали великие ветры, и море восколебалось, как никогда. Так что и волны морские доходили до камня, на котором преподобный стоя пребывал и беспрестанные молитвы воссылал к Богу. И вот внезапно одна волна напряглась и подняла камень, на котором стоял святой, и понесла его на камне, как на корабле легком, ничем не повредив и не устрашив его. Преподобный же стоял, беспрестанно молясь Богу, ибо возлюбил Бога всею душою своею. Ведь Бог - сладость, и просвещение, и радость вечная любящим Его. «И не ведал я, - говорил святой Антоний, - когда день, когда ночь, но Светом неприкосновенным объят был». Камень же тек по водам, не имея ни кормила, ни кормчего. Разум человеческий не может выразить сего. Ни скорбь, ни страх, ни печаль, ни голод, ни жажда не пришли к преподобному, но только пребывал он, молясь в уме своем Богу и веселясь душой.

От Римской страны по Теплому морю, из него же в реку Неву, из Невы в Нево-озеро, а из Нево-озера вверх по реке Волхову против быстрин неизреченных и даже до места сего. Камень, на котором преподобный стоял и молился, не пристал нигде, но только при береге великой реки, называемой Волхов, в третью стражу ночи на месте сем, в сельце, именуемом Волховское, во время заутреннего пения. Начали в городе звонить к заутрене, и услышал преподобный звон великий по граду, и стоял в страхе большом и недоумении, и помыслил в ужасе великом, думая, что принесен на камне ко граду Риму. Когда же ночь миновала, дневной свет настал и солнце воссияло, стеклись к преподобному люди, там жившие, и, глядя на него, дивились. И подойдя к нему, начали вопрошать его о имени и роде и от какой страны пришел. Преподобный же, совсем не зная русского языка, не смог дать никакого ответа, но только кланялся им. С камня же преподобный не смел сойти и пребыл три дня и три ночи, стоя на камне и молясь Богу.

В четвертый же день преподобный много часов молился Богу, дабы Господь поведал ему о граде сем и о людях. И сошел преподобный с камня, и пошел в Великий Новград, и встретил там человека из Греческой земли, гостя торгового, (из купеческого чина), который знал римский, греческий и русский языки. Он же, увидев преподобного, спросил его о имени и о вере. Преподобный поведал ему имя свое, христианином себя назвал и грешным иноком, недостойным ангельского образа. Купец же тот, пав к ногам святого, просил благословение от него, преподобный благословение ему даровал и о Христе целование. И спросил о граде, о людях, о вере, о святых Божьих церквах. Купец же поведал преподобному все подряд, говоря: «Город сей - Великий Новград. Люди же в нем православную христианскую веру имеют, соборная церковь - Святая София Премудрость Божия, святитель же во граде сем - епископ Никита, владеет же градом сим благочестивый великий князь Мстислав Владимирович Мономах, внук Всеволодов». Преподобный же, услышав от грека повесть сию, возрадовался душою и всесильному Богу великое благодарение воздал в уме своем. Спросил же преподобный еще, говоря: «Скажи мне, друг, какое расстояние от града Рима до града сего и за какое время проходят путь сей?» Он же поведал ему, сказав: «Дальняя страна та, и труден путь к ней по морю и по суше. Едва проходят его гости торговые за полгода, если кому Бог поможет».  Преподобный же размышлял и дивился в себе величию Божию: «Как в два дня и в две ночи столь долгий путь пройден?» - и едва от слез удержался. Поклонился святой купцу до земли, мир и прощение ему даровав.

Вошел преподобный во град помолиться Святой Софии Премудрости Божьей и святителя Никиту увидеть. И увидев церковное благолепие и чин, святительский сан, весьма возрадовался душою и, помолившись и обойдя всюду, снова отошел на место свое. Святителю же Никите в то время не явился преподобный, поскольку не знал славянского и русского языка и обычаев.

Стал преподобный молиться, стоя на камне своем день и ночь, чтобы открыл ему Бог русский язык. И узрел Господь подвиги и труды преподобного. Стали приходить к нему близ живущие люди и горожане за молитвой и благословением, и Божьим промыслом преподобный вскоре от них начал понимать и говорить русским языком. Люди же вопрошали его об отечестве, и какой он земли рождения и воспитания, и о пришествии его. Но преподобный не поведал им о себе, а только себя грешным называл.

По малом же времени дошел слух о нем до святителя Никиты, епископа Великого Новаграда. Святитель же Никита послал за ним и повелел привести его. Преподобный в великом страхе, но в то же время и в радости пошел в великом смирении к святителю. Святитель же ввел его в келью свою. По сотворении молитвы преподобный сказал  «аминь» и принял благословение от святителя со страхом и любовью, как бы от руки Божией. Святитель же Никита, провидя Духом Святым о преподобном, начал вопрошать его об отечестве и о пришествии его в Великий Новград: откуда и как пришел. Преподобный же не хотел поведать святителю, боясь человеческой славы. Святитель же Никита с настойчивостью и даже с заклятием продолжал спрашивать преподобного и сказал: «Мне ли, брат, не поведаешь тайны своей? Знай же, что сам Бог может открыть нашему смирению о тебе, ты же тогда осуждение за ослушание примешь от Бога». Преподобный пал перед святителем на лицо свое и с плачем молил: да не откроет тайны никому, доколе преподобный будет находиться в жизни сей. И поведал о себе  святителю Никите все подряд: об отечестве своем, о воспитании и о прохождении из Рима в Великий Новгород - то, о чем вначале написано.

Святитель же Никита, услышав сие, не как человека его воспринял, но как ангела Божия, и, встав со своего места, отложил жезл пастырский и долгое время стоял, молясь и дивясь бывшему - как прославляет Бог рабов своих. После молитвы сказал преподобный: «Аминь». Святитель же Никита пал пред ним на землю, прося благословения и молитвы от него. Преподобный же тоже пал пред святителем на землю, молясь и прося благословения, недостойным и грешным себя называя. И оба долгое время лежали на земле и плакали, поливая землю слезами, прося друг от друга благословения и молитвы. Святитель Никита говорил: «Ты великого дара сподобился от Бога, равного древним чудесам. Уподобился Илии Фесвитянину и апостолам, что на Успение Пречистой Богородицы принесены были на облаках. Так и ныне Господь град наш тобою посетил, новопросвещенных людей своим угодником благословил». Преподобный же сказал святителю: «Ты - иерей Бога Вышнего! Ты - помазанник Божий! Тебе довлеет о нас молиться!» Святитель же, не преставая от слез, встал, поднял преподобного с земли и дал ему благословение и о Христе целование. Много беседовал святой Никита с преподобным и никак не мог насытиться от сладких словес его. И желал прославить чудо, но не хотел мольбу преподобного презреть. Много молил святитель Никита преподобного, чтобы у него в келии избрал он себе место и с ним пребывал до исхода души своей. Преподобный же никак не хотел сего сотворить и отвечал, сказав: «Господа ради, святитель Божий, не принуждай меня! Ведь нужно на том месте терпеть, где мне Бог повелел». Святитель же Никита, дав благословение, отпустил его с миром на богоизбранное место.

Немногое время спустя, поехал епископ Никита к преподобному Антонию увидеть камень сей и место. Преподобный же стоял на камне, как столп, не сходя с него, молясь Богу день и ночь. Но как увидел святителя, идущего к нему, сошел с камня и пошел навстречу ему, приняв благословение и молитву от святителя. Подивился святитель чуду, обошел все место села того и сказал преподобному: «Изволили Бог и Пречистая Богородица избрать место сие. Хотят да воздвигнется твоим преподобием храм Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества, и будет обитель великая на спасение людям. Ведь на предпразднество сего праздника поставил тебя Бог на месте сем». Преподобный же ответил: «Божия воля да будет!» Святитель хотел поставить ему хижину близ камня. Преподобный же никак не хотел сего, но желал всякую скорбь терпеть Бога ради.

Святитель же Никита, боясь искушения, желая более удостовериться о чуде, начал каждого из селян наедине спрашивать о явлении преподобного. Они же единодушно говорили ему: «Воистину, человек сей Божий по водам принесен был на камне». И все ему подряд, что было известно, достоверно рассказали о преподобном. Святитель же еще больше возгорелся любовью к преподобному, дал благословение ему и отъехал ко Святой Премудрости Божией Софии, во двор свой.

После сего послал святитель Никита за посадниками Иваном и Прокофием Ивановыми, детьми посадничьими, и сказал им: “Чада мои, послушайте меня. Есть в отечестве вашем сельцо близ города, называемое Волховским. Бог изволил и Пречистая Богородица воздвигнуть на месте сем храм Пресвятой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и устроить обитель через странника - преподобного Антония. Да воссылается молитва к Богу о спасении душ ваших и будет поминовение родителям вашим». Посадники же послушали святителя с любовью и отмерили под церковь и под монастырь земли по пятьдесят сажень на все стороны. И повелел епископ Никита соорудить церковку малую деревянную и освятить ее и одну келейку поставить монахам на прибежище.

Год спустя по пришествии преподобного близ его камня рыбаки вели лов. Всю ночь трудясь, они не поймали ничего и, вытащив мрежи (невод С. 318) свои на берег, в великой скорби были. Преподобный же, закончив молитву, подошел к ловцам и сказал им: «Чада мои! Я имею только гривну - слиток серебра. (В то время у новгородских людей не было денег, но лили слитки серебряные – или гривну, или полтину, или рубль – и ими торговлю вели). И сию гривну, слиток, даю вам. Послушайте мою худость: закиньте мрежи свои в великую сию реку в Волхов, и если что поймаете, то будет дому Пречистой Богородицы». Они же не захотели сделать сего и отвечали, говоря: «Всю ночь трудились мы и ничего не поймали, только изнемогли». Преподобный же с прилежанием молил их, чтобы послушали его. И они по повелению преподобного закинули мрежу в Волхов и, молитвами святого, извлекли на берег великое множество рыб, так что едва не прорвалась мрежа. Никогда не было такого улова! Еще же извлекли сосуд деревянный, дельву, то есть бочку, окованную всюду обручами железными. Преподобный благословил рыболовов и сказал: «Чада мои! Зрите на милость Божию: как Бог промышляет о рабах своих. Я вас благословляю и отдаю вам рыбу, себе же беру только сосуд, поскольку Бог вручил его на создание монастыря». Ненавидящий же добро дьявол, желая пакость сотворить преподобному, поразил сердца рыбаков тех лукавством. И стали они рыбу отдавать преподобному, а бочку себе взять хотели. И сказали преподобному: «Мы нанимались к тебе рыбу ловить, а бочка наша. Еще же и жестокими словами досаждали и укоряли преподобного. Преподобный же отвечал, сказав: «Господа мои! Я с вами спорить никак не буду о сем. Пойдем в город и поведаем дело наше городским судьям. Судья ведь поставлен от Бога рассудить людей Божиих». Рыбаки послушали преподобного, вложили бочку в лодку, взяли преподобного, прибыли во град и, прийдя к судье, начали состязаться с преподобным. Рыбаки, поясняя дело, сказали: «Мы нанимались рыбу ловить, рыбу и отдаем ему, а бочка эта наша. Мы бросили ее в воду на сохранение». Старец же сказал судьям: «Господа мои! Спросите рыбаков сих, что вложено в бочку сию?» Рыбаки же недоумевали, не зная, что отвечать. Преподобный же сказал: «Сия бочка предана морской воде в Риме нашими грешными руками. Вложены же в бочку сосуды церковные, золотые, серебряные и хрустальные, потиры, блюда и иные многие священные вещи церковные, а также золото и серебро от имения родителей моих. Ввержено же в море сокровище было для того, чтобы не осквернились священные сосуды от богомерзких еретиков и от опресночных бесовских жертв. Надписи же на сосудах римским языком написаны». Судья же повелел разбить бочку - и обрелось в ней по слову преподобного. И дали преподобному бочку и отпустили его с миром, не смея больше ни о чем спрашивать. Рыболовы же отошли посрамленные.

Преподобный же Антоний пошел к святителю Никите, радуясь и благодаря Бога об обретении бочки, и поведал о том святителю. Святитель же, о сем великую хвалу воздав Богу, сказал: «Отче Антоние! На то тебя Бог перенес по водам на камне из Рима в Великий Новград, еще же и бочку, вверженную в море в Риме, вручил, да воздвигнешь церковь каменную Пречистой Богородицы и устроишь обитель». Преподобный Антоний положил сокровище свое в святительской ризнице на сохранение, а сам, взяв благословение у святителя, начал строить обитель. И купил землю около монастыря у посадников градских с живущими на той земле людьми до скончания века, доколе Божиим устроением мир вселенной стоит. И при великой реке Волхове рыбную ловлю купил на потребу монастырю. И купленное, межами отметив, описал и в духовную свою грамоту записал. И начал трудиться беспрестанно, целыми днями труды к трудам прилагая, ночи же без сна проводя, стоя на камне и молясь. (По крайней мере, в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота Антония Римлянина (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты – до 1131/32 гг.). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая Антония Римлянина на землю для монастыря у реки Волхов; … зафиксированные в купчей преподобного Антония границы монастырских земель воспроизводят реалии не XII в., а 2-й половины XVI в. С. 675, 691). (См. Дополнительные сведения - Сост.)

Видя его богоподобное ангельское житие, князь великий Мстислав, и святитель Никита, и все старейшины града того, и люди стали почитать преподобного Антония и великую веру к нему иметь. Тайны же о пришествии его не знал никто, кроме епископа Никиты. И начали собираться братия к преподобному. Он же с любовию принимал их. Меня же, священноинока Андрея, Бог сподобил воспринять ангельский образ в обители сей. Был я в послушании и поучении у преподобного.

 

 О создании церкви каменной во второе лето по пришествии преподобного

Потом начал святитель Никита совет держать с преподобным о заложении церкви каменной. Ведь на это Богом сокровище было вручено. И стал преподобный рассчитывать обретенное в бочке серебро и золото на строительство храма и сказал: «Надеюсь на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на твои святые молитвы. Только ты нам благословение даруй». Святитель же Никита, размерив место церковное и сотворив молитву, начал подошву церковную своими честными руками копать. И заложили церковь каменную, и свершил ее Бог, и расписали чудно, и всяким украшением украсили ее: образами и сосудами церковными золотыми и серебряными, и ризами, и книгами Божественными во славу Христа Бога нашего и Пречистой Его Матери, - как и подобает церкви Божией. И потом обложили трапезную церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и кельи соорудили, и ограду построили, и все необходимое хорошо устроили.

Имения же преподобный ни от кого не принял: ни от князя, ни от епископа, ни от вельмож градских - но только благословение от епископа Никиты чудотворца. Строил же все то своими трудами и на средства из бочки сей, что из Рима Бог по водам доставил в Великий Новград. Если кто приносил Бога ради потребное от имения своего, преподобный тем братию кормил, а еще сирот и вдовиц, нищих и убогих питал.

Немного времени спустя святитель Христов Никита начал изнемогать и, призвав преподобного, поведал ему отшествие свое от жизни сей и, дав ему изрядное поучение, отошел ко Господу (30 января 1109 г.). Преподобный же был в великой скорби и в слезах о преставлении святителя Никиты, поскольку великий духовный совет имели они между собою.

 

 О поставлении преподобного Антония

 в игумены (зима 1131-1132 гг. )

Божиею помощью и Пречистой Богородицы и молитвами преподобного начала обитель распространяться, и стал преподобный с братией совет держать, чтобы избрать игумена себе в обитель. Долго выбирали, но не обрели такого человека, и начали братия молить преподобного Антония: «Отче Антоние, молим тебя, послушай нас нищих! Прими чин священнический и будь нам совершенным отцом - игуменом. Да принесешь честную, бескровную жертву Богу о нашем спасении. Да приятна будет жертва твоя к Богу в пренебесный жертвенник. Видели мы твои труды и подвиги в месте сем. Таких трудов не может человек во плоти понести, если Господь не поможет ему». И сказал преподобный: «Добр совет ваш, братия, но я не достоин такого великого сана. Изберем себе от братии мужа добродетельного и достойного на такое великое дело». Братия же со слезами возопили к нему: «Отче святый! Не преслушай нас нищих, но спаси нас!» Преподобный же ответил: «Да будет воля Божия! Что восхочет Бог, то и сотворит». Пошли братия с преподобным Антонием к архиепископу Нифонту (в то время он святительский престол держал - с 01 января 1131 г. С 1110 по 1130 гг. святителем Новгородским был епископ Иоанн Попьян, в 1130 г. «отвьржеся Новагорода… сего не поминают».32) и возвестили ему о деле своем. Святитель же Нифонт очень рад был благому их совету, так как любил преподобного за премногую его добродетель. И поставил преподобного в диаконы, потом в священники, также и в игумены. «В лето 6639 … Антона игуменом Нифонт архиепископ постави».

 

 О преставлении преподобного Антония  (в 1147 г., на 81-м году жизни)

Жил преподобный в игуменском сане в добром исправлении шестнадцать лет и упас стадо Христово. Предвидя свое отшествие к Богу, призвал меня, и нарек меня в отца духовного себе, и хорошо исповедался со слезами. (Повествование и далее от первого лица идет от имени игумена Андрея – Сост.) И поведал преподобный моему окаянству свое пришествие из Рима, и о камне, и о сосуде деревянном, о дельве, то есть бочке, о чем сначала написано. И повелел мне все сие по преставлении своем написать и церкви Божией передать читающим и слушающим на пользу души и на исправление добрыми делами, во славу и честь Святой, и Живоначальной, и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Пречистой Богородицы. Я же от услышанного в великом удивлении был.

Преподобный же Антоний призвал братию и сказал им: «Братия мои и спостники! Молю вас. Вот ныне отхожу от жизни сей ко Господу Богу моему Иисусу Христу - молите за меня Бога и Пречистую Богородицу: да в преставлении моем возьмут милостивые ангелы душу мою, да избегну сетей вражиих и воздушных мытарств вашими молитвами, поскольку грешен я. Вы же изберите себе на игуменство из братии на мое место отца и учителя и пребудьте у него в посте, и в молитве, и в трудах, и в пощениях, и во бдениях, и в слезах, а еще в любви между собою, и в послушании к игумену, и к отцам своим духовным, и к старейшим братиям». И об ином многом дал преподобный наказ братии, поучая их ко спасению.

Братия же, видя преподобного в последнем издыхании, были в великом умилении, и в сетовании, и в слезах многих и говорили: «О, добрый наш пастырь и учитель! Вот ныне видим тебя в последнем издыхании, на кончине века, теперь к кому прибегнем и от кого насладимся медоточивых словес учения, и кто попечется о наших душах грешных? Но молим тебя, угодник Спасов! Если обрящешь пред Богом милость по отшествии своем от жизни сей, моли о нас неослабно Бога и Пречистую Богородицу. И сейчас, господин, избери нам игумена от братии нашей, какого угодно твоей святыне, поскольку тебе все наши духовные тайны известны». Преподобный же Антоний избирает на игуменство и благословляет нашу худость, поскольку я был ему сначала учеником, а потом отцом духовным. И поучил меня о пастве духовной и как пасти христоименитое стадо.

И на будущее установил преподобный заповедь для братии: «Если случится избирать игумена, то избирать из братий, которые на месте сем подвизались». А если князь или епископ пошлет своего игумена по насилию или по мзде, того преподобный проклятию предает. То же и о земле утверждает и говорит: «О братия мои! Когда остановился на месте сем, то купил село сие и землю, и на реке рыбную ловлю на строение монастырское ценою из сосуда Пречистой. И если кто начнет обижать вас или отбирать землю сию, то судит им Матерь Божия». И дав братии прощение о Христе и последнее целование, и став на молитву, молился долгое время. Хоть и радостно ему было разрешиться от плоти и со Христом быть, но, показывая, что всем страшна чаша смертная, а более того, по великому смирению, молился к Богу, так говоря: «Явись, Господи, помоги мне и избави меня от руки князя и власти и миродержателя тьмы. Да не покроет меня темным тем воздухом, и дым тот да не помрачит душу мою. Укрепи меня, Господи мой, Господи! Да прейду огненные волны и глубины бездонные, да не потоплен буду в них, да не сможет враг оклеветать меня, но да прейду миродержателя и лукавого вождя их и от темных князей и тартара избавлен да буду, и так да явлюсь пред Тобою чистым и непорочным, и сподоби меня одесную Тебя стать и восприять Тобою обещанные святым Твоим блага, когда приидешь во славе судить живых и мертвых и да воздать каждому по делам его!»

О, великое и богоподражательное неизреченное смиренномудрие! Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил и нарек не рабом себе, но другом, и кому обещал, где Сам будет, и ему вселиться зреть славу Его! Все сие ведая, преподобный изволил наипаче быть в смирении, которое не может повредить, но только укрепляет в спасении. Ради этого молился такими словами.

Помолившись, преподобный велел священноиноку Андрею, моей худости, кадить себя и отходную петь. И возлег на одр свой, и отошел к Богу в вечный покой. И погребен был святой честно архиепископом Нифонтом со священным собором и со множеством народа града того, со свечами и кадилами, со псалмами и пением песен духовных в лето 1147-ое, месяца августа в 3 день, на память преподобных отцов наших Исаакия Далматского и Фавста. И положено было честное тело его в церкви Пречистой Богородицы, что сам создал. Жил же преподобный с пришествия своего до игуменства 14 лет, в игуменстве же был 16 лет и всего жил в обители 30 лет.

По благословению преподобного, архиепископ Нифонт поставил в игумены ученика преподобного Антония, священноинока Андрея. (2-й игумен Антониева монастыря (1147-1157 гг.) С. 675). Сей Андрей и поведал архиепископу Нифонту, и князьям града того, и всем людям все, что слышал от преподобного о чудесах сих. Архиепископ же и все люди, подивившись, воздали хвалу Богу, и Пречистой Богородице, и великому чудотворцу Антонию. И с тех пор стал преподобный Антоний называться Римлянином.

И повелел архиепископ Нифонт сие житие преподобного изложить, и написать, и церкви Божией предать на утверждение Веры Православной и спасение душ наших; римлянам, которые отступили от Православной Веры и предались латинской ереси, на посрамление и в укор и проклятие; во славу же и честь Святой Живоначальной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 Из «Слова похвального на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина»

(Предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» написано около 1591 г. и сказание о чудесах и обретении мощей «О преложении честного и многочудесного тела» - в марте 1598 г., принадлежат перу Нифонта, постриженика Антониева монастыря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в. С. 675).

И Богоугодно временную жизнь пожив, от земного к вечному перешел, от дольнего к вышнему востек и от многомятежного сего жития в нетленный и бесконечный и радостный покой преселился, от плотской тягости разрешившись, преставился, чтобы в незаходимом свете богоначального священства предстоять. И погребено было его пречестное, святое и блаженное тело, подвизавшееся Господа ради постом и молитвами, всенощными бдениями, слезами, от всех плотских похотей воздержанием, всеми благими делами украшенное, как цветами различными и прекрасными и благоуханными, - псалмами и песнями положено было с великой честью в церкви Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Рождества, которую сам создал и что доныне нами видима.

Камень же тот, на котором святой из Рима в Великий Новград приплыл, лежал тут, на берегу реки Волхова, под монастырем, многие годы видимый всеми, но не сберегаемый, в царство же преславнейшего, достохвального, превысокостольнейшего самодержца Царя и Государя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, положил Бог и Пречистая Его Матерь и великий чудотворец Антоний на сердце игумену Вениамину, добро пасшему тогда стадо словесных овец Христовых в том монастыре: да возьмет с берега тот лежащий камень и водрузит его в стену церковную в славу и похвалу Пресвятой Троицы и в незабываемую память и в честь и в велелепоту преподобному Антонию. И по благому своему помыслу честный игумен Вениамин, совершив молебные пения Спасу и пречистой Его Матери и чудотворцу Антонию, взял тот лежащий камень с берега и с великой честью, не бездушному камню честь воздавая, но стоявшему на нем преподобному Антонию, водрузил в стену церковную, где и ныне нами виден. И на нем написан красками сам преподобный Антоний, имеющий на руке своей изображенную чудную церковь пресвятой Богородицы.

 

Сказание о чудесах преподобного отца нашего Антония Римлянина

По преставлении преподобного отца нашего Антония чудотворца 450 лет спустя преложено было тело преподобного в лето 1597-ое, месяца июля в 1-й день, на память святых чудотворцев Козьмы и Дамиана при благочестивейшем царе и государе и великом князе Феодоре Иоанновиче, всея России Самодержце, и при святейшем Патриархе Иове Московском и всея России, и митрополите Великого Новограда и Великих Лук Варлааме, и при настоятеле той обители игумене Трифоне.

Перед этим же монастырь тот за умножение грехов весьма запустел и стоял так довольно долгое время. Не было тогда в церкви литургии Божией и никакого пения Божия. (Пустым монастырь стоял после разорения его Иоанном Грозным в 1570 г. Нифонт не мог говорить об этом, так как писал свое Сказание в 1598 г., во время царствования бывшего опричника Бориса Годунова). Дошел же о сем слух  до благочестивейшего и великого князя Иоанна Васильевича, всея России Самодержца (в то время он царствовал), что тот монастырь стоит пуст. (См. Сведения об игумене Геласии Новгородском, священномученике, и Житие архиепископа Пимена Новгородского – Сост.) И вспомянул он, что тот монастырь весьма древен и в нем лежат мощи преподобного и богоносного отца нашего Антония чудотворца. И, придя в недоумение о сем, сказал так: «Нет в моей земле более дивного святого, чем сей, принесенный по водам на камне. Как вода служила сверх естества камню? Также и камень бездушный как мог сверхъестественно служить? Но вот обоими так действует невидимая сила Божия молитвами преподобного». И еще сказал: «Не может град укрыться, верху горы стоя, тако же и светильник не поставляют под спудом или под одром, но вжигают на свещнице, и светит всем, иже во храме суть. Так же и сей предивный чудотворец, как может быть в забвении оставлен». Сказав так, послал он в тот монастырь игумена именем Кирилла (Кирилл (Завидов) был игуменом Антониева монастыря с 1580 по 1594 гг. Затем он стал архимандритом Троице-Сергиевой лавры, впоследствии – митрополитом Ростовским и Ярославским. Скончался в 1619 г.), мужа добродетельного, который потом за многие его добродетели возведен был на великий престол преименитой обители Живоначальной Троицы Сергия Чудотворца. Об этом же в другом месте слова нашего будет сказано, мы же на прежнее возвратимся.

Сей игумен Кирилл пришел в тот пустой монастырь, и, по немногом времени, начали приходить к нему братия. Он же их с радостию принимал и пас духовное стадо, и пастырством его во обители все добро устроялось. По смотрению же Божию вошел страх Господень в сердце его, и стал он великую веру иметь к монастырю и к преподобному отцу нашему Антонию чудотворцу. Также и к братии великую любовь имел и, вспоминая псаломское слово, говорящее: «Се, что добро или что красно, но еже житии братии вкупе», установил в монастыре с братиею еду и питие одинаковое, а хмельного совсем не держал. И прочие многие добродетели явил он к монастырю и к преподобному отцу нашему Антонию чудотворцу и к братии.

 

 Чудо святого о игумене Кирилле, как его от смерти избавил

Человеконенавидец изначала, дьявол, обтекая всю вселенную и простирая сети лукавые человеческому роду, более всего христианский род старается уловлять различными видами. Сей сотворил вражду некоторых неразумных людей того монастыря на игумена Кирилла. Такова была их злокозненная ненависть, что, улучив случай, на трапезе во время обеда положили тайком от келаря в еду злое смертоносное зелье и так отравили его, замыслив, чтобы не был в монастыре тот игумен. Прочие же их замыслы и дела прекратим писать и на прежнее возвратимся.

Тот игумен отчаялся сохранить жизнь свою, ибо сильно терзался утробою. Но Бог, желая явить чудеса и прославить угодника Своего, вложил игумену в ум вспомнить Господне изречение: «Если что и смертельное выпьете, не повредит вам». А также: «Просите и дастся, стучите и откроется вам». И начал игумен молиться Пресвятой Богородице и преподобному Антонию, так говоря: «О, Пречистая Госпоже Владычица Богородица! Виждь мою скорбь и беду и помози мне, грешному и окаянному. Не помяни моего беззакония». Также и преподобного призвал, прося от него милости, помощи и заступления. И когда он так со слезами горько молился, тотчас злое то зелье изверглось устами из утробы его.

О, предивное чудо! Молитвами преподобного скоро избавлен был от смерти игумен сей, как будто никогда не болел. Познали же братия, бывшие в скорби великой, что исцелили его Пречистая Богородица и преподобный отец наш Антоний, и возрадовались. Игумен же в церковь поспешил и пал пред образом Пресвятой Богородицы, со слезами многими говоря: «Что тебе воздам, Владычица, за то, что на мне, грешном и недостойном рабе твоем, показала милосердие твое?» также и ко гробу преподобного припадая и со слезами любезно целуя его, говорил: «Благодарю тебя, преподобный отче Антоние, что не презрел моления моего и меня, бывшего мертвым, оживил. Да воздам тебе обеты мои отныне и во все дни живота моего». Также и братия воздавали великую славу Пречистой Богородице и преподобному отцу нашему Антонию.

После этого игумен пришел к камню, на котором преподобный принесен был по водам из Рима, и с великим удивлением взирал на него: сколь велик он, а Божиим промыслом несен был по водам, на нем же и преподобный стоял. Потом же увидел, что написанный на нем образ сокрушен от дождя, так как не покрыт был. Памятуя же милосердие преподобного Антония, который избавил его от горькой смерти, соорудил над камнем гробницу и украсил ее прекрасным образом, не бездушному камню тем честь воздавая, но стоящему на нем преподобному и богоносному отцу нашему Антонию. И повелел на камне том написать образ, какой был и прежде, то есть Пречистую Владычицу нашу Богородицу, держащую на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и преподобного отца нашего Антония, держащего в руке изображение церкви Пресвятой Богородицы.

 

Чудо преподобного о беснующемся

Немного времени спустя человек некий, житель Великого Новаграда, с Лубяницы улицы, именем Феодор, свечник, вдался в пьянство, объедение и в другие скверные дела.

За это предал его Бог сатане во измождение плоти, дабы дух спасся. Томим он был от нечистого духа и люто разбиваем, пену испуская и плоть свою грызя, на людей кидался, в огонь и воду бросался, иногда же голоса бессловесных животных издавал и язык свой кусал. Связываем же был оковами железными, но и те на себе разрывал и едва многими людьми мог быть удерживаем. Жена же его и сродники очень жалели его, но недоумевали, что сотворить.

Пришел же им благой помысл в сердце, и сказали они: «О, какое Бог сотворил предивное чудо преподобным отцом нашим Антонием! Как скоро он игумена от смерти избавил. Может быть, и о нас умилосердится?» И еще сказали: «Коли нас не слышит Бог, то пойдем в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы и у гроба преподобного Антония помолимся, его молитвами, несомненно, подаст здравие.  Услышав это, Феодор тотчас стал понимать и пошел в монастырь сам, никем не держимый. Когда подходили к монастырю преподобного Антония, он начал кричать громким голосом: «О, горе мне! Погибаю! Хотят меня убить черные люди». Когда же пришел в монастырь, стал вопить: «О, преподобный отче Антоние! Помоги мне и помилуй! Бесы меня мучат и хотят убить!»  Случилось же это в Великий пост. Игумен и братия шли в трапезную и смотрели на него с удивлением, размышляя, что же будет. Игумен спросил его, говоря: «Кто ты и что вопишь?» Он же ничего другого не мог говорить, только: «Преподобный отче Антоние! Помоги мне и помилуй меня! Бесы мучат меня и хотят убить, топоры у них в руках. Не велят мне идти к тебе». Слыша сие, игумен пришел в недоумение. Больной же вошел в гробницу к камню, на котором преподобный был принесен по водам из Рима, пал пред ним на землю и стал безгласен, лежа как мертвый. К нему же подошел преподобный и сказал ему: «Встань, чадо, и приложись к камню сему». И тотчас встал в разуме, и приложился к камню, и вышли бесы из него, и стал здрав и разумен, как и прежде. Потом он пришел к игумену и исповедал ему все бывшее.

О, преславное чудо преподобного Антония! Не только исцеление у гроба своего, но и от камня исцеление даровал. После этого муж тот пошел в дом свой здрав, радуясь и хваля Бога и преподобного Антония.

 

Сказание о тростях морских, что принесены были преподобным по водам на камне, от них же были многие исцеления 

Один раз игумену Кириллу случилось быть в ризнице церковной, и начал он осматривать ее и увидел, что в сокровенном месте поставлены были морские трости. И, взяв их, спросил старых братий: «Что это такое?» Они же отвечали ему: «Это трости преподобного Антония, им принесенные на камне по водам из Великого Рима». Игумен же, немного размыслив, сказал братии: «Не полезно нам такую предивную вещь в сокрытии держать, но подобает явно показывать всей братии и людям, приходящим к святому с верою». Они же, видя это чудо, прославили Бога и преподобного Антония.

Тогда же пришли в обитель преподобного некие благородные люди из царской палаты помолиться Пресвятой Богородице и преподобному Антонию. Игумен же честь им воздал по чину их, как подобает таких господ почитать. Также показал и сии трости преподобного Антония. Они же, видя то, прославили Бога, Пречистую Богородицу и преподобного Антония.

 

  Чудо преподобного о священнике Трифоне, которого избавил от зубной боли

Был тогда в монастыре священник именем Трифон, муж духовный. Впоследствии он в том монастыре стал игуменом. Сей временами одержим был зубной болезнью, и от великой той болезни отек напал на главу его так, что не было ему сна и покоя ни днем ни ночью. Бог же желал показать чудеса Своего угодника не только у гроба его, но и от тростей морских, что принесены были преподобным по водам из Рима. И пришел Трифону благой помысл: вспомнил о тростях преподобного и захотел их к зубам приложить. Так решив, быстро пошел он в церковь и начал молиться Рождеству Пресвятой Богородицы и преподобному Антонию. И взял трости святого и со слезами теплыми приложил на зуб, и тотчас прекратилась зубная болезнь, и отек спал с главы его, и стал он здрав. Сие видя, братия все прославили Бога и великого чудотворца преподобного Антония.

 

Чудо преподобного о старце Дометиане, пономаре, имевшем ту же зубную болезнь

Был в обители преподобного Антония старец именем Дометиан, пономарь. Случилось ему быть одержимому лютой зубной болезнью так, что не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Братия же, видя его долгое время страдающим, вспомнили прежнее чудо преподобного Антония, бывшее от тростей его, и сказали о том старцу. Он же едва встал, пошел в церковь и припал ко гробу преподобного, молясь со многими слезами. Также взял трости и положил в уста на зубы – и тотчас болезнь потихоньку стала облегчаться. Увидев сие, старец тем ревностнее припал ко гробу, со многими слезами молясь, и тут болезнь совсем прошла, и стал он здрав. Игумен же, братия и люди, видевшие сие чудо, прославили Бога и преподобного отца нашего Антония.

 

  О явлении мощей  и о преложении честного и многочудесного тела преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

К прежде реченному и сие приложено будет об обретении многочудесного тела преподобного, когда и как случалось.

При державе благочестивого Государя и великого князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, при святейшем Патриархе Иове, при митрополите Великого Новаграда Александре и при игумене Кирилле изволил Господь Бог еще больше прославить угодника Своего, и обитель сию распространить, и честнейше воздвигнуть спустя четыреста пятьдесят один год по преставлении преподобного.

Был тогда в обители святого Антония старец именем Анания – иконописец, житием весьма блажен и духовен. (См. Сведения об Анании Новгородском, иконописце – Сост.) Он имел великую веру к монастырю и к преподобному и богоносному отцу нашему Антонию. Многие добродетели явил он в обители преподобного. По обету своему, он тридцать три года совсем не выходил из монастыря и во все те годы Господа ради терпел все, что случалось тогда в обители. Был у него ученик, той же обители обетник, некий монах именем Нифонт (Нифонт – инок Антониева Новгородского, потом Троице-Сергиева монастыря. Написал житие преподобного Антония Римлянина, основой которому была записка о житии святого, написанная учеником и преемником преподобного Антония Андреем. К житию Нифонт прибавил витиеватое предисловие, похвальное слово и повесть о чудесах).57 Старец его всегда  понуждал ко всякой добродетели и учил великую веру иметь к Богу, Пречистой Его Матери и к преподобному Антонию. Но спустя немногое время блаженный сей Анания в добром исповедании в лето 1581-ое, июля в 17 день, на память великомученицы Марины в третьем часу ночи отошел ко Господу в вечный покой.

Нифонт же по поучению великого старца своего имел немалую веру к монастырю и к преподобному Антонию. Один раз, совершая по наказу учителя своего обычное келейное правило и умиленно старца вспоминая, приведен был он в тонкий сон и восхищен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что святитель Никита епископ своими честными руками основал вместе с преподобным отцом нашим Антонием. И видит тот монах  в церкви преподобного Антония поверх земли, на помосте церковном в раке, как живого лежащего; в возглавии же преподобного в другой раке – святителя епископа Никиту. В церкви был тогда свет неизреченный, над святыми же – престол, на нем – сидящий Господь, а около престола и святых – ангелы Господни, на монастырь же прилетело бесчисленное множество птиц небесных. Тогда монах тот, воспрянув вскоре от видения, внял себе, что означает это чудо и видение.

Ему пришло на мысль: не есть ли это тайное указание на то, что и преподобный Антоний должен быть прославлен, по примеру святителя, уже просиявшего и почивавшего открыто в соборе Софийском? Втайне дерзнул он приподнять верхнюю доску раки, стоявшей над гробом преподобного Антония, и с радостью увидел глубоко в земле тело святого, совершенно нетленным.

Некоторое время спустя изволением Божиим пришло ему на ум, чтобы преподобного и богоносного отца нашего Антония честное и целебное тело поднять из гроба на верх земли и устроить так, чтобы возможно было к тому цельбоносному телу братии и всем православным христианам прикасаться и целовать.

Тогда пришел он к игумену Кириллу, неся с собою в сердце своем помышление о том, как некое сокровище великое, и сотворил игумену поклонение, и, приблизившись, встал близ него. Посмотрел на него игумен и подумал про себя, что нечто доброе будет от Нифонта, и, пригласив его к себе, сказал: «Что ищешь и что хочешь, чадо?» Он же отвечал игумену: «Возлюбила душа моя и возжелала более всего в монастыре сем, чтобы целовать цельбоносное тело преподобного и богоносного отца нашего Антония». … Он же поведал игумену все прежде рассказанные видения о честных и многочудесных мощах преподобного и богоносного отца нашего Антония… Игумен же, услышав от него о таком чудном и дивном видении, размышлял о преподобном отце нашем Антонии, и, взяв с собою некоторых из искуснейших братий, поспешил с ними в церковь, и, придя ко гробу преподобного, воззрел в гроб святого, и увидел тело преподобного таким, каким поведал ему о том монах Нифонт. Тогда игумен весьма о сем возрадовался, поскольку прежде никогда так не было видимо честное тело преподобного Антония, … и сказал: «Нам непозволительно будет тело святого из земли вынимать, ибо это – дело святительское; какова на то будет воля святителя». Через небольшое время при шел игумен к преосвященному Александру (был архиепископом Новгородским в 1576-1589 гг., митрополитом – в 1589-1591 гг.), митрополиту Великого Новаграда, и поведал ему все ранее рассказанное о преподобном отце нашем Антонии, как стало видимо тело преподобного во гробе. … И начал игумен с умилением просить святителя о преложении честного и цельбоносного тела преподобного отца нашего Антония. Митрополит Александр весьма желал сделать так и сказал к игумену: «Подобает о таком великом деле поведать царю и святейшему Патриарху, поскольку Антоний – древний чудотворец».

Но митрополит, приявший от игумена радостную весть сию, скоро скончался, а игумен Кирилл был взят в обитель Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандритом. На место же его благочестивый царь послал в пречестную обитель Рождества пресвятой Богородицы и преподобного отца нашего Антония игумена Трифона.

Несмотря на это, ревностный Нифонт не оставлял начатого святого дела. … Нифонт  пришел в обитель Живоначальной Троицы Сергиева монастыря к  прежденазванному игумену Кириллу и … просил его, чтобы тот умолил самодержавного царя о преложении тела преподобного Антония. Архимандрит нашел случай доложить царю в присутствии правителя Бориса Годунова и Патриарху Иову о нетлении мощей чудотворца Антония. Вследствие сего доклада и поручено было патриаршею грамотою новому митрополиту Новгорода Варлааму освидетельствовать и открыть святые мощи. И вот, когда сняли раку, стоявшую над гробом чудотворца, то митрополит, наклонившись, увидел нетленное тело, лежавшее подобно живому, на два локтя ниже помоста. Не осмеливаясь взять святыню руками, братия вместе с игуменом Трифоном стали копать землю подле гробницы. Тогда от святых мощей разлилось в воздухе дивное благоухание. О премудрость судеб Божиих и неизреченное Его смотрение! Откуда тогда извел нам Бог Спас наш никем не намащенное благоухание? Некоторые же от братии, ощутив сие, как благовонный фимиам, благоухание, скоро собрались в церковь и увидели тело преподобного Антония, как солнце сияющее или как злато в горниле блистающее, церковь же полна была благоухания. Сие же великое и предивное более древних чудес чудо видя, игумен и братия и все люди, стоящие тут, неизреченною радостью возрадовались, великое благодарение Богу воссылая…

И захотели тело преподобного с земли поднять и с места сдвинуть. Нетленные останки чудотворца оказались лежащими на огромном камне. И все тут стоящие были в великом размышлении, вспоминая дивное пришествие преподобного по водам из великого Рима, даже до сего места, и удивляясь, говорили: «Вот и ныне на камне тело его». И посему не смели двинуть его с камня, но возвестили о том святителю. Помыслив, святитель уразумел, что не хочет преподобный с камня сойти, и повелел игумену поднять преподобного с камнем и не сдвигать с него святого. И тогда, о неизреченное чудо, тотчас некая Божественная невидимая сила пришла и подняла святого с камнем с места на помост церковный. Игумен же, и братия, прияв его, любовно с плачем лобызали. Также и люди, бывшие там, видя сие чудо и  преподобного, как живого, со страхом и любовью прикасались. Было сие 1-го июля 1597 г. Открытие святых мощей сопровождалось  также множеством чудотворений.

 

Чудо преподобного, как его явлением расслабленная жена исцеление получила

Пришла в монастырь жена некоего священника именем Ирина, живущая в веси, называемой Сольцы. Жена та впала в великую болезнь, которая все усиливалась, так что казалось, что все кости ее сокрушатся. И уже ни одной рукой своей она не владела, и от страшной той болезни к концу жизнь ее приближалась. Слышано было повсюду о преложении тела преподобного Антония и о чудесах его. И немощная та жена вспомнила о преподобном и однажды, придя в тонкий сон, увидала она святолепного старца, сединами сияющего, который сказал ей: «Если хочешь здравой быть, то иди в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы на праздник преложения тела преподобного Антония и приложись его, и Бог исцелит тебя, и всякое здравие получишь», - и после этого стал невидим. Она же тотчас после видения стала ощущать себя и, пребывая в страхе и радости, еще большую веру возымела.

И привели ее в обитель святого, и воздала она благодарение Господу, и тело  преподобного честно с теплыми слезами целовала, и тотчас же стала здрава, как будто никогда не болела. И бывшее с нею содеянное чудным Антонием игумену и всему освященному собору поведала и отошла в дом свой, радуясь и хваля Бога и преподобного Антония.

 

Чудо преподобного о слепом отроке

Пришел некий человек именем Игнатий, живущий в Великом Новеграде на Славкове улице, хлебопек. У него сын был единственный от рождения своего слепой. Игнатий вместе с прочими пришел на поклонение к преподобному с сыном своим, и приложил его к цельбоносному телу преподобного Антония, и сразу в тот же час прозрел сын его, стал здрав и ходил посреди церкви, никем не водимый.

 

 Чудо преподобного о беснующемся

Был некий человек именем Иоанн, Матфеев сын, из веси, называемой Новая Русса, со Мшаги. Случилось ему из-за некоей бесовской препоны лукавым духом одержимым быть. Однажды приключилось ему из заброшенного колодца воды испить, и от действия дьявольского он онемел и сошел с ума, творя непотребства, и не мог совсем говорить. На долгое время связывали его путами и узами железными накрепко, но он их разрывал, и бегал, скитаясь, и бился телом, но снова отыскивался, и многими людьми едва мог быть привлечен в дом свой. И часто он падал и сотрясался от сильного мучения. Видя это, сродники его говорили: «От Бога попущено сие за грехи наши». Услышав же разнесшийся по всем странам слух о неизреченных чудесах преподобного отца нашего Антония, привели его в обитель. И совершено было священным собором молебное пение, и святою водою бесноватого окропили и приложили его к цельбоносному телу преподобного отца нашего Антония, и тотчас отогнан был нечистый дух молитвами преподобного. И исцелел Иоанн, и в разум пришел, как будто никогда не болел. И пошел в дом свой, радуясь, хваля и славя Бога, Пречистую Его Матерь и предивного в чудесах преподобного отца нашего Антония чудотворца.

 

 Чудо преподобного Антония о болящем ногами

Другую повесть хочу поведать, достойную памяти святого отца нашего Антония.

Привели в обитель преподобного некоего человека именем Авраамий, Васильева сына, что жилище имеет в Порхове. Была у того Авраамия болезнь: ноги скорчены. Долгое время страдал он той болезнью и никогда от нее с одра не мог сходить, но носили его на одре. Бог попускает такое за грехи наши, но часто бывает это к исправлению жизни нашей и на большую пользу. Приятели же его и сродники, услышав преславные чудеса преподобного отца нашего, сотворив совет, понесли больного в обитель Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного отца нашего Антония. Было же возвещено о том священному собору, который совершил молебен Рождеству Пресвятой Богородице и преподобному Антонию. Приложили болящего к телу преподобного Антония и окропили святой водой, и в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел, славу великую воздавая Богу, Пречистой Богородице и великому Божию угоднику и скорому целителю преподобному отцу нашему Антонию. Потом отошли они в великой радости в дом свой.

 

Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Предстательство преподобного Антония за нас грешных не исчерпывается и не заканчивается чудесами, описанными в древних сказаниях. В них, как и говорится в рукописях, были записаны действительно только малые из великого числа случаев чудесной помощи угодника Божия всем, с верою на благое просящих у него. И в последующее время, вплоть до наших дней, не оскудевал в чудесах преподобный. Коротко расскажем хотя бы о некоторых случаях его заступничества, явленных уже после того времени, на котором заканчивается описание чудес в древних рукописях.

В 30-е годы XIX века в Россию с востока пришла эпидемия холеры, уносившая многие человеческие жизни. Смертоносная болезнь сопровождалась страшными, дикими бунтами людей, которые причины своих несчастий видели в чем угодно, только не в собственных грехах

Пришла беда и в Новгородскую землю. Губительная болезнь уносила жизнь многих новгородцев, не разбирая ни возраста, ни звания. Среди военных поселян губернии начались бунты.

Святая Церковь обратилась к народу с призывом к покаянию и молитве об избавлении от несчастья. По благословению Синода, распространялось среди народа и читалось во всех храмах «Пастырское увещание православным христианам по случаю распространившейся заразительной болезни – холеры». «В настоящее время, -  говорится в Увещании, - любовь к Богу весьма во многих у нас охлаждается, и на место ее становится самолюбие, любовь к ближнему уменьшается, а на место ее входит своеволие; приверженность к Святой Церкви погасает и на место ее многие стараются поставить свою «церковь», потворствующую страстям их.… Итак, мы можем и должны думать о постигающем нас несчастье не иначе, как о гневе Божием, который «открывается с небес, - как пишет Апостол, - на нечестие и неправду человеков». «Православные христиане, - взывали пастыри, - принесите Господу Богу искреннее покаяние, начните жизнь, угодную Богу, молитесь всею душою о милости Божией!»

В Новгороде этот призыв был услышан. В храмах совершались покаянные молебны об избавлении от смертельного бедствия. 3 июля 1831 г., в первую пятницу после дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла, как всегда, множество новгородцев собралось в собор Рождества Богородицы Антониева монастыря на празднование обретения мощей преподобного Антония Римлянина. У раки с мощами Новгородского чудотворца возносились горячие молитвы к Пресвятой Богородице и угоднику Божию святому Антонию. С сердечным покаянием просил православный люд своих заступников, чтобы умолили они Всевышнего Бога сменить гнев Свой на милость, простить грехи, даровать помощь в постигшей беде, избавить от смертоносной язвы.

И вот в собор пришли с вестью о чудесном явлении образа Божией Матери в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В нише над дверями, ведущими из западного притвора в большой храм, сама собой отпала штукатурка и раскрылся написанный на стене образ Богородицы Одигитрии. Услышав о новой святыне, дарованной умилосердившимся Богом по молитвам Богородицы и преподобного Антония, люди с радостью поспешили к ней. С благоговением совершили они молебное пение Богородице перед новоявленной Ее иконой, через которую, верили, получат от Господа скорое избавление. После этого болезнь в Новгороде пошла на убыль и вскоре совсем исчезла, и бунты военных поселян на губернию не распространились.

Так заступлением Пресвятой Богородицы и молитвами преподобного Антония Господь не только избавил Новгород от бед, но и даровал еще одну чудотворную икону, получившую в народе название «Холерная». Через нее не раз еще новгородцы сподоблялись благодатной помощи Небесной Заступницы рода человеческого.

И в наше время многочисленны случаи помощи преподобного Антония Римлянина разным людям в их бедах. При этом преподобный не просто помогает в болезни или иных невзгодах, но, главное, обращает людей на путь спасения души.

Один из известных нам случаев произошел в начале 90-х годов. Некто Н., человек верующий, но не церковный, ведя жизнь распутную, стал тяжело страдать частыми приступами зубной боли. Однажды, во время одного из таких приступов, он вспомнил, как случайно видел в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря женщину с опухшей от болезни зубов половиной лица. Она приехала из далекого города, чтобы приложиться к камню преподобного Антония и попросить у чудотворца облегчения своих страданий. Тогда Н. скептически отнесся к этому, но на сей раз, вспомнив, стал молиться святому об исцелении. Во время молитвы в голове у него стали звучать псаломские слова: «Зубы грешников сокрушил еси». (Пс. 1. 3. 7.) Понял тогда Н., за что послана ему эта болезнь, и стал молить Бога о прощении грехов своих, и просить преподобного Антония о заступничестве. Потом вспомнил он образ чудотворца, стоящего на камне с тростью в руке, и мысленно припал к нему. И, наконец, после искреннего сердечного покаяния и молитв к преподобному Антонию боль отошла.

Несколько раз после того Н. снова начинал вести распутную жизнь, но тут же Господь молитвами преподобного как бы останавливал его сильнейшей зубной болью, которая опять проходила после покаяния и молитв к преподобному Антонию. И стал Н., призывая на помощь угодника Божия, исправлять жизнь свою. По молитвам святого, он обрел духовного отца, начал жить благодатной жизнью церковных Таинств, часто бывать на богослужении, серьезно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. И зубы у него с тех пор не болели. Так преподобный Антоний не просто человека от телесной болезни исцелил, но и на путь спасения наставил.

Некто С. давно жил в браке, а детей не имел и сильно печалился об этом. Господь же устроил так, что он некоторое время жил близ собора Рождества Богородицы. Будучи православным человеком, любящим Новгород, С. стал больше узнавать о преподобном Антонии и возымел сильную веру в его предстательство. В 1994 г., в первый раз после запустения времен атеистического безумия, в соборе по инициативе Общества христианской культуры и искусства святого Антония Римлянина владыкой Львом была совершена вечерня с акафистом преподобному Антонию Римлянину. Во время службы С. усердно молился Новгородскому чудотворцу о даровании ему ребенка и со слезами приложился к образу и камню преподобного.

В тот же год жена его зачала, но очень боялась, что роды будут тяжелыми, о чем предупреждали врачи. Ребенок должен был родиться в конце августа, но в роддом положили ее раньше, считая состояние не совсем благополучным.

3/16 августа 1995 г. на день памяти преподобного Антония в соборе Рождества Пречистой снова состоялось богослужение с акафистом святому. На сей раз С. уже благодарил Бога и Его угодника за дарованную милость и молил о благополучном рождении ребенка. На следующий день стало известно: жена С. неожиданно, вопреки прогнозам врачей, вчера, в день памяти преподобного, очень легко родила здоровую девочку.

Столь явное знамение того, что дитя родилось действительно по молитвам святого Антония, вселило необыкновенную духовную радость в сердце С., его близких и друзей. Это была не обычная естественная радость рождения долгожданного ребенка, но радость некоего иного свойства. Воистину, это было духовное радование о том, что преподобный Антоний Римлянин, несмотря на то, что мощи его пока сокрыты от нас, а храм, им построенный, до сих пор не передан церкви, все же долготерпит, слышит нас грешных, и его молитвами не оставляет нас Господь Своею милостью.

1991 год. Россия только начла выбираться из тьмы безбожия. Знаменательной вехой этого спасительного пути стала борьба за возвращение Православной Церкви древнейшего на Руси храма – Новгородского собора Святой Софии Премудрости Божией. Владыка, священнослужители и все православные жители Новгорода ежедневно совершали молебны о том святителю Никите и всем святым, в земле Новгородской просиявшим. Их Небесным предстательством решение о возвращении Святой Софии было принято.

День освящения храма выпал на 3/16 августа, когда церковь празднует память преподобного Антония Римлянина. И вот во время совершения первой Божественной литургии при ясном, голубом, без единого облачка небе над центральным золотым куполом Святой Софии появилась в виде нимба радуга – знамение милости и благоволения Божия, знак прощения грехов и сохранения завета Божия с Русью, если она пойдет начатым в этот день путем – путем возвращения церквей, путем обращения к Церкви, путем возвращения в Церковь. ( См. Столова Г. Р. Новгородское чудо – Сост.)

То, что это чудо произошло в день памяти преподобного Антония Римлянина, конечно же, не случайность. Вспомним, что святитель Никита, пред мощами которого молились новгородцы о возвращении храма Святой Софии Премудрости Божией, сказал преподобному Антонию, что его чудесным пришествием Господь посетил и благословил новопросвещенный народ. И ныне, на день памяти святого Антония, Господь вновь посетил своих заблудших, но обращающихся чад. Своим чудесным знамением Он благословил обращающихся к Нему после долгих лет атеистического безумия русских людей. Снова для нас открыты церковные двери, и молитвами преподобного Антония и всех святых даровано благословение Господне тем, кто воистину входит в храм, как в Дом Божий.


Молитва преподобному Антонию Римлянину

К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да ниспослет нам благодать Свою от святых мощей твоих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь!