Священномученик Иоанн Иванов, иерей († 1918)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2/15 сент. – День мученической кончины


ван Федорович Иванов родился в городе Кириллове 6 января 1864 года. Его отец происходил из разночинцев, был помощником лекаря. Окончив в 1886 году Череповецкую учительскую семинарию, Иван Федорович был принят заведующим начальным училищем в селе Огибалово Кирилловского уезда Новгородской губернии. Училище относилось к Министерству народного просвещения. Через год Иван Федорович был переведен в Белозерский уезд Новгородской губернии. Там он состоял в течение трех лет заведующим училищем в Тимонине. За свои труды учитель И. Ф. Иванов в 1898 году был отмечен наградой Государя Императора - серебряной на Александровской ленте медалью «За усердие».

Священнический путь отца Иоанна начался в 1901 году. Выдержав экзамен, он был рукоположен епископом Кирилловским Арсением (Иващенко) во диакона к Становищской церкви Белозерского уезда. Через несколько дней, 4 ноября, диакона Иоанна архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (Охотин) рукоположил во священника. Отец Иоанн оставался в том же селе Становищи, служил в церкви и преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. С возобновлением Ферапонтова монастыря отца Иоанна Иванова перевели вторым священником новой обители. Первым священником был отец Василий Подобедов. Формулярный список отца Иоанна за 1904 год указывает, что семья его состояла из жены Екатерины Павловны и трех детей: дочери Екатерины - учащейся Череповецкой гимназии, сына Бориса - учащегося 3-го класса Белозерского духовного училища и младшей 7-летней Евгении.

Кроме церковной службы, батюшка, как и в Становищах, вел Закон Божий в деревне Кнышево Ферапонтовской волости, где находилось земское училище, дававшее начальное образование. Здесь за свои труды он был отмечен наградами от Новгородской Консистории в 1904, 1907 и 1913 годах.

К 1913 году отец Иоанн овдовел. Сын Борис поступил в Московскую духовную академию, состоял профессорским стипендиатом, то есть проявлял особые способности и подавал надежды на будущую научную и преподавательскую деятельность. Младшая Евгения училась в педагогическом институте.

В июле 1917 года умер священник Василий Подобедов, и отец Ио анн остался единственным служащим иереем в Ферапонтовом монастыре. В феврале 1918 года, сразу после выхода Декрета об отделении Церкви от государства, Ферапонтовским приходским советом была составлена опись церковного имущества. В марте им же было вынесено решение не допускать дополнительных описей или досмотров. Когда стало известно, что в Ферапонтово ожидается приезд комиссии, игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) попросила отца Иоанна объявить об этом прихожанам. По окончании службы отец Иоанн сказал: «Православные! Сегодня или завтра к нам приедут какие-то люди производить опись монастырского имущества. Опись была произведена Советом. Нужно ли еще допускать описывать - это ваше дело. А в случае, если будут обижать Церковь и сестер, защитите!»

В воскресенье 6/19 мая приехавшую комиссию крестьяне окрестных деревень встретили враждебно. Игумения Серафима, выйдя к ним, пыталась успокоить: «Комиссия только снимет копию с вашей описи и завтра же уедет». - «Не допустим до описи! Не допустим их ночевать при монастыре!» - шумели крестьяне. В храме в это время шла служба. Видя, что богомольцы заволновались, отец Иоанн громко сказал: «У Бога - вечность, у Бога - красота! А весь этот шум, все это временное и преходящее».

На улице крики не прекращались, толпа набросилась на членов комиссии и стала наносить им побои. Только уговоры священника Иоанна Иванова не допустили кровопролития. Посланных членов комиссии толпа прогнала, пригрозив расправой. Священник прилагал все усилия, чтобы предотвратить конфликт, но факты его участия были намеренно искажены. В Кирилловский исполком из Ферапонтова поступило сообщение, что изгнание из монастыря комиссии произошло в результате агитации священника против советской власти. Через два дня, в праздник святителя Николая Чудотворца, отца Иоанна арестовали вооруженные красноармейцы, присланные из Кириллова. Большей частью это были уроженцы Ферапонтова. Теперь они припомнили священнику, как осенью 1917 года он обличал их за трусость, говоря, что они бегут с фронта как зайцы. За «подстрекательство» крестьян и «за погромную агитацию против советской власти и против комиссии по учету монастырей Кирилловского уезда» священника заключили в тюрьму.

Игумения Серафима в своем рапорте митрополиту Арсению изложила ход событий. Ее дополнил своим рапортом местный благочинный священник Александр Фомин, настоятель соседней Ильинской церкви на Цыпинском погосте.

11/24 мая отец Александр известил о случившемся епископа Кирил-ловского Варсонофия (Лебедева). В ответ владыка предписал отцу Александру подать в Кирилловский исполком от имени прихожан заявление о невиновности арестованного с просьбой освободить его до производства формального дознания. Власти через газету от 12/25 мая призвали дать на священника показания: «Кирилловская следственная комиссия просит гражданина, приславшего письмо о проповеди священника Ферапонтовского прихода Иоанна Иванова, явиться в комиссию, помещающуюся в Кириллове, в доме Горбунова, для дачи показаний по этому делу». В этот же день отец Александр пришел на собрание Ферапонтовского прихода, чтобы составить необходимый документ. Но к его приходу крестьяне уже написали свою «резолюцию»: «Совет приходский просит Кирилловский исполнительный комитет освободить священника Иванова, так как Ферапонтовский приход большой, и некому исполнять требы, а если нельзя освободить, то дать другого священника». Отец Александр стал протестовать, указывая на полную бесполезность такой формулировки, но прихожане заупрямились. После этого благочинный предложил, чтобы в каждой деревне крестьяне написали свои свидетельства того, что происходило 6 /19 мая, но и из этого ничего не получилось. Нашлись активисты, которые стали грозить арестом тем, кто это будет делать, и прихожане испугались. Страх перед террором большевиков буквально парализовал волю жителей.

Отца Иоанна перевели из Кириллова в Череповецкую тюрьму, богослужения в Ферапонтовом монастыре прекратились, потому что некому было служить. Священник сидел в застенках, оставался только диакон Михаил Цветаев.

Прошел почти месяц, пока крестьяне собрались написать нужное заявление. Они просили отца Александра составить черновик. В нем, наконец, они указали на невиновность иерея Иоанна, на то, что он арестован по недоразумению, и просили его освободить. Прошение подписали две тысячи прихожан, но, дойдя до подмонастырской Слободы, письмо попало в руки крестьянина-безбожника и было им уничтожено.

«Итак, гнездо, откуда пошел весь печальный инцидент, сильно, и я дальше не имею сил пока бороться, а жду и сам ареста», - заключает рассказ о заявлении благочинный отец Александр Фомин. В своем рапорте он отмечает, что общая атмосфера среди прихожан неблагополучна. На них повлияла митинговая агитация проживающей в Ферапонтове «интеллигенции» и учителей, почтовых служащих, большевиков-солдат. Агитаторы настраивали людей против монастырей, высших духовных властей и, в частности, против священника Иванова за его обличения в 1917 году дезертиров.

Получив рапорты от матушки Серафимы и благочинного, Новгородская Консистория составила следующий указ: «Предписать местному благочинному принять все меры, какие он найдет возможными к скорейшему освобождению священника отца Иоанна Иванова, пригласив к содействию и приходский Совет при Ферапонтове монастыре...».

Снова и снова благочинный обращался к прихожанам с просьбой заступиться за своего священника. Наконец они осознали бесчестность своих деяний, начиная от расправы над членами комиссии, спровоцировавшей репрессии властей, безразличия к судьбе своего пастыря и кончая погромом в Ферапонтовой монастыре. Прихожане написали новое прошение и отправили его в Череповецкий революционный Трибунал. Документ был кратким: «Мы, прихожане Ферапонтовской церкви, православные христиане, заявляем, что арестованный 9/22 мая Советскою властию священник Иоанн Иванов арестован невинно, по недоразумению: как в храме, так и на улице 6/19 мая собравшихся прихожан он не возбуждал к насилиям против Комиссии, производившей опись церковного имущества; в храме он обязан был объявить прихожанам о приезде Комиссии, так как ранее нами же об этом было сделано постановление 11 марта и 8 апреля, а на улице он, напротив, уговаривал толпу не делать никаких насилий членам Комиссии. А потому, выражая свое горькое сожаление о происшедшем от нас печальном для отца Иоанна Иванова случае, мы, верующие, просим Революционный Трибунал немедленно освободить невинно арестованного священника Иоанна Иванова и считать его оправданным». Следуют подписи прихожан 12 деревень Ферапонтовского прихода.

Семью отца Иоанна несчастье застало врасплох. Сын Борис больше месяца ничего не знал о случившемся. Он находился с тяжело больной сестрой Евгенией в Анапе. Узнал только в середине июня, когда вернулся в Москву. Старшая дочь Екатерина написала брату из Череповца, что отец тает с каждым днем, обвинений к нему не предъявляется, допроса не производится, и жизнь его находится в самой серьезной опасности.

Не зная, как помочь делу освобождения отца, Борис Иванов обратился с прошением к митрополиту Арсению (Стадницкому) с мольбой о помощи: «Сегодня, 3 июля, я прибыл в Ферапонтов монастырь и здесь со скорбным сердцем ознакомился с деятельностью моего отца и с историей его дела до настоящего времени. Мысленно целуя его узы и раны, я вижу в нем страдальца за Имя Божие и преклоняюсь пред его подвигом». К письму он приложил рапорты и другие документы на имя Патриарха, для передачи в отдел Комиссии Поместного Собора о гонениях на Церковь.

Преосвященный Варсонофий надеялся на освобождение отца Иоанна и даже обратился к митрополиту Арсению с предложением представить к награде: «А отцу Иоанну желательно к наперсному кресту, в воспоминание того креста, какой он перенес исключительно и только при Божией помощи».

Но отца Иоанна ждал иной Крест. Запоздалые попытки жителей Ферапонтовской волости помочь своему пастырю уже ничего не могли изменить. Освобождения его не последовало, как не было и видимости суда.

Точная дата смерти не отца Иоанна Иванова не установлена.


Канонизация:

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года иерей Иоанн Иванов причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания по представлению Вологодской епархии.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Иоанне, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Иоанне, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Источники:

•          Иванов Иван Федорович. БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». pstbi.ccas.ru

•          Стрельникова Е. Р., Иоанн Иванов, Жизнеописание vologda-eparhia.ru

•          Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000