Преподобномученик Гавриил (Владимиров), иеромонах († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

6/19 нояб. – День мученической кончины

Неделя 3-я по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых

7/20 мая – Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря


Преподобномученик Гавриил (в миру Владимиров Григорий Петрович) родился 14 января 1873 года в деревне Котляровка Опочецкого уезда Псковской губернии в крестьянской семье. По окончании сельской школы он отправился на Афон. В 1901 году Григорий поступил в послушание к одному греческому старцу, жившему в уединенной каливе во владениях монастыря Ставроникита.

Преданного и исполнительного послушника старец постриг в мантию с именем Герасим, а потом в схиму с именем Гавриил. Старец был большим любителем безмолвия и умной молитвы Иисусовой, но часто болел, и отец Гавриил всегда безропотно и с любовью за ним ухаживал.

В 1910 году в монастыре Ставроникита отец Гавриил был рукоположен в иеромонаха. В начале ХХ века число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 - в русском монастыре) при общей численности афонской общины 10000 человек. В 1913 году старец отошел ко Господу, и отец Гавриил один стал наследником каливы. Чтобы собрать средства на ремонт своего пустынного жилища, он отправился в Россию. В это время началась Первая мировая война, и отец Гавриил уже не смог вернуться на Афон. 

Октябрьский богоборческий переворот 1917 года имел крайне трагические последствия для всего русского монашества на Афоне. Отныне сюда прекращает поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказываются отрезанными от своей Родины. Положение усугубляется и подозрительным отношением ко всем новоприбывающим на Афон монахам из Советской России. Опасаясь проникновения коммунистической идеологии и шпионов ОГПУ на Святую Гору, страны-гаранты международного статуса Афона закрывают практически все двери для пополнения русской монашеской общины из Советской России. Впредь незначительное пополнение будет идти только за счет русских белоэмигрантов, проживающих в Западной Европе.

В самой Советской России по благосостоянию Русского на Афоне монастыря также был нанесен серьезный удар: коммунистический режим конфисковал все монастырское имущество, находящееся в России (подворья, лавки и т.д.).

Русские святогорцы, промыслительно оказавшиеся (по долгу послушания или по личным причинам) в России, в этот трагический период были подвергнуты гонениям и репрессиям.

Иеромонах Гавриил служил полковым священником 438-го Охтинского полка, квартировавшего в конце Первой мировой войны в Новгороде. Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений, было влияние на свою паству личным примером и твердостью духа в сложнейших ситуациях. О настроениях в полку свидетельствуют сохранившиеся документы. Показателен фрагмент письма унтер-офицера 438-го пехотного Охтинского полка А. Макарова от 1 января 1916 г.: «Дорог нам царь и дорога наша Родина и не воротимся в родные семьи до тех пор, пока не прогоним врага за границу и не возвратим наших братьев от немецкого ига». «Здравствуйте, дорогая мамонька. Первым долгом спешу уведомить я тебя о своем здоровье, что я, по милости божьей, нахожусь жив и здоров, славу Богу, чего и тебе желаю. Затем прошу я заочно родительское благословение, которое может хранить всю мою жизнь, и шлю я тебе, дорогая мамонька, свое нижайшее сыновское почтение и низкий поклон и желаю я тебе всего хоро-шего и доброго здоровья и всего лучшего в жизни вашей» (письмо С. М. Прохорова от 25 июля 1917 г., 438-й пехотный Охтинский полк). 

В 1918 году, когда полк был расформирован, отец Гавриил поступил на службу в Новгородский военкомат. В 1920 году он был арестован по обвинению в незаконной выдаче пропуска для проезда в Петроград, но оправдан судом. Начиная с 1920 года работал лектором в губернском отделе народного хозяйства, где читал лекции по сельскому хозяйству. Вскоре духовных лиц стали с таких работ увольнять. В 1923 году отцу Гавриилу предложили отказаться от священного сана, но он категорически отверг это предложение, за что был уволен с работы. Вернулся к служению, был приписан к Сковородскому во имя святого архистратига Божия Михаила мужскому монастырю, который находился в четырех верстах от Новгорода. Служил на разных приходах. В 1924 году отец Гавриил был арестован за нелегальный вход на Псковскую границу и выслан на жительство в Новгород.

Когда в 1927 году была опубликована «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского), отец Гавриил присоединился к противникам его церковной политики, которых возглавляли митрополит Иосиф (Петровых) и Гдовский епископ Димитрий (Любимов). С 1928 года он стал тайно служить на кладбищах, в домах и квартирах верующих. В 1929 году обходил деревни на территории Псковской области, предлагая подписать заявление властям на открытие молитвенного дома, одновременно служил молебны и совершал требы. 6 декабря 1929 года был арестован в Новгороде по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной Церкви», обвинен в «срывах всех культурных начинаний, развале колхозов, массовом выходе из кооперации, запрещении родителями детям посещать школу». Через день его перевезли в тюрьму в Ленинград.

3 августа 1930 года коллегией ОГПУ иеромонах Гавриил был приговорен к десяти годам заключения в Соловецких и Карело-Мурманских лагерях, но срок был сокращен на четыре года ввиду инвалидности. 24 сентября его этапом доставили в Кемское лагерное отделение Соловецкого ИТЛ. До осени 1932 года отец Гавриил находился в заключении в Соловецком лагере, затем был сослан в Казахстан.

9 сентября 1937 года его вместе с группой духовенства и мирян арестовали и заключили в тюрьму в городе Чимкенте по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», возглавляемой митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым). Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению Особой Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 года. Погребен в безвестной общей могиле в окрестностях Чимкента (Лисья Балка).

Испытав горькую чашу гонений и репрессий, русские свято- горцы заняли достойное место в Соборе Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Канонизация:

Гавриил (Владимиров) прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году по представлению Чимкентской епархии.

Тропарь, глас 1:

Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Гаврииле приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.

Кондак, глас 3:

Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Гаврииле,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.


Источники:

•          Гавриил (Владимиров Григорий Петрович) - Православная энциклопедия, т.Х (игум. Дамаскин (Орловский)

•          Гавриил (Владимиров Григорий Петрович) - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ. pstbi.ccas.ru

•          Святые русские святогорцы, пострадавшие за Христа во время богоборческих гонений в СССР. ruskline.ru

•          Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. afonit.info

•          Фронтовая жизнь солдат Первой мировой войны в письмах и документах. Сборник документов. rusarchives.ru

•          Личные письма периода Первой мировой войны. rkna.ru