Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский († 1938)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

14/27 фев. – День мученической кончины

22 сент./5 окт. – Собор Тульских святых


Священномученик Онисим родился 5 сентября 1872 года в селе Куя (Марково) Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию в 1896 году, когда инспектором в ней был будущий выдающийся церковный деятель Арсений (Стадницкий). Первое место службы Михаила Владимировича - крепостная церковь в городе Карсе, где он служил псаломщиком до начала русско-японской войны. В 1904 году был рукоположен во иерея и назначен священником 4-го стрелкового полка, который должен был отправляться на фронт в действующую армию. Отец Михаил отрицательно относился к начавшейся войне, считал, что для народа непонятны ее смысл и задачи и уже поэтому последствия войны могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта, назначив священником 37-го Екатеринбургского полка. Когда началась война 1914 года, он вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой - солдатами - всю войну. Был возведен в сан протоиерея.

С началом Гражданской войны его мобилизовали в Красную армию, где он был сначала письмоводителем 1-й бригады, а затем казначеем Нижегородской дивизии.

В 1920 году протоиерей Михаил подал прошение Нижегородскому архиепископу Евдокиму (Мещерскому), в котором писал: «Получив приглашение от приходского совета Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви занять место священника Верхне-Посадской церкви, оставшееся вакантным после смерти протоиерея Николая Фаминского, я согласился, а потому прошу Ваше Высокопреосвященство, если с Вашей стороны не встречается препятствий, назначить меня на указанное место».

Протоиерей Михаил был назначен священником в Свято-Троицкую церковь. В 1922 году архиепископ Евдоким возглавил обновленчество в Нижнем Новгороде. Протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.

10 декабря 1924 года несколько священников собрались на квартире у протоиерея Михаила Пылаева для изучения апологетической литературы, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники. 

Информация довольно быстро дошла до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря сообщил, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом». За участниками кружка было установлено наблюдение.

В течение января-февраля 1925 года священники собрались еще несколько раз. Среди других на этих встречах присутствовали митрополит Сергий (Страгородский), епископ Макарий (Знаменский) и епископ Леонтий (Устинов). На встречах были прослушаны лекции «Марксистский материализм» и «Сотворение мира», а 26 февраля читались лекции на темы: «Религия и нравственность», «Спор о Боге», «Буддизм и христианство». Вечером все участники лекций были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.

28 февраля следователь допросил протоиерея Михаила. Отвечая на вопросы, отец Михаил сказал:

-           10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием, о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать и что для этого необходимо.

-           Какая цель ваших собраний? - спросил его следователь.

-           Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным антирелигиозным движением, - ответил священник.

-           Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили орга-низованный нелегальный характер?

-           Я предполагал, что такие товарищеские беседы не носят характера собраний.

Содержали всех арестованных нижегородских пастырей (тринадцать человек) в Нижегородском изоляторе специального назначения.

Изначально участники данного кружка обвинялись по 123-й статье Административного кодекса. Однако 13 марта 1925 года сотрудники Нижегородского ОГПУ, получив согласие начальника 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучкова на ликвидацию церковного кружка, предъявили священнослужителям обвинение в антисоветской агитации и заявили, что дело их будет направлено на рассмотрение в Москву.

В знак протеста против подобного решения трое обвиняемых, в том числе отец Михаил Пылаев, обратились с соответствующим заявлением в Нижегородскую губернскую прокуратуру, в Республиканскую прокуратуру и Особую Комиссию при Наркомотделе по делам административной высылки.

18 марта находящиеся под стражей священнослужители написали заявление Нижегородскому губернскому прокурору: «Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались. За стаканом чая беседы были разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном безбожии и маловерии, о церковных диспутах. На всех допросах и речи не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, - допрашивавшим был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких оснований для 62-й статьи не было указано. мы никогда, ни в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти».

27 марта 1925 года все находящиеся под стражей были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода.

1 марта 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) снял с протоиерея Михаила Пылаева церковное бракоблагословение из-за безвестного отсутствия супруги священника в течение 15 лет. 26 марта этого же года отец Михаил был пострижен в монашество с именем Онисим. 28 марта митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским), епископом Дамианом (Воскресенским) и епископом Васильсурским Макарием (Знаменским) он был хиротонисан во епископа Краснобаковского, викария Нижегородской епархии.

В марте 1926 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором было написано, что «священник Пылаев. виновен в том, что, являясь руководителем тихоновщины в 1922 году и поэтому пользуясь популярностью среди тихоновщины за свою стойкость и верность этому течению. организовал нелегальный кружок духовенства. На его квартире было устроено первое собрание кружка.».

26 марта Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года».

Епископ Онисим вместе с протоиереем Александром Черноуцаном, бывшим настоятелем Воскресенской церкви, который также был осужден и выслан, избрал новым местом своего жительства город Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода. Архиерейского служения епископа Онисима в Нижегородской епархии, по причине его высылки, не произошло. В связи с этим 13 апреля 1926 года он был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии (Удмуртия). 23 декабря 1927 года в связи с 10-летним юбилеем революции срок ограничения прав для епископа был сокращен на одну четверть.

В 1927 году Сарапульское ОГПУ произвело массовые обыски у духовенства в Воткинске в поисках послания, которое распространялось от имени архиепископа Сарапульского Алексия (Кузнецова). 30 декабря 1927 года в доме священника Александра Бирюкова, секретаря епископа Онисима, было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. 27 января 1928 года отец Александр был вызван в Сарапул в ОГПУ и арестован. 4 февраля власти арестовали и епископа Онисима, обвинив его в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера».

5 февраля епископ отправил прокурору письмо, в котором писал, что считает обвинение «безосновательным, потому что журналы прошли через таможню, следовательно, допущены к хранению и чтению в СССР. В крайнем случае, если даже это мое деяние (... просмотр журналов, хотя и заграничных, но все же легальных, как прошедших через таможню) все же составляет почему-либо преступное деяние, то оно, как совершенное в июле прошлого года, подходит под амнистию по случаю 10-летнего юбилея Октябрьской революции и дело должно быть на основании 4-й статьи УПК прекращено».

Однако следователь в составленном им обвинительном заключении написал: «Обнаруженные журналы и анонимное обращение носят ярко выраженный антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью оклеветать Советский Союз, который якобы, несмотря на существующие изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на религию вплоть до полного ее разгрома и заполнения тюрем служителями религиозного культа без всяких на то оснований. и в настоящее время создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом священников - агентов ОГПУ».

22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, а затем, не имея где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться.

Перед окончанием срока заключения в лагере - 3 января 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков он сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии.

За девять месяцев до окончания срока ссылки, 7 мая 1933 года, епископ Онисим направил митрополиту Сергию письмо, в котором описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 25 мая это письмо попало к одному из начальников ОГПУ 10 августа 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа. В том же году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру.

Епископ Онисим деятельно приступил к управлению Тульской епархией. Узнав, что где-то в приходе нет священника, сразу же направлял туда другого, только чтобы храм не был закрыт. Бывали случаи, когда руководство колхоза, не закрывая формально храм, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял священника совершать богослужения на паперти. Но, несмотря на все эти меры, храмы закрывались один за другим. Священников, оставшихся без приходов, епископ благословил совершать по возможности богослужения в домах прихожан.

Епископ Онисим помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника Грачева, высланного за «контрреволюционную деятельность», посылал посылки в ИТЛ протодиакону Новосадову. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы, помогал им материально. Архимандрита Серафима (Васильева) назначил священником в одну из церквей Дубенского района, протоиерея Петра Пономарева в церковь села Жмурово Чапаевского района. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами к архиепископу Рязанскому Иувеналию (Масловскому) или епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому) с просьбой принять к себе и дать приход.

Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. В ноябре 1934 года он постриг в монашество в сан игумена с именем Макарий овдовевшего протоиерея Александра Воскресенского, священника церкви Двенадцати апостолов, в сан иеромонаха с именем Онисфор протоиерея Петра Пономарева. В схиму постриг монахиню Лаврентию с именем Нонна. Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы - Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся. Власти не могли допустить усиления православного влияния в Туле.

18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие.

Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству.

«Архиерейские службы, - показал один из священников, - по указанию епископа Онисима совершались в строго монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий. Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились по указанию архиерея. Я лично сам неоднократно говорил епископу Онисиму, что надо прекратить проповеди, но он настаивал, чтобы говорить их. Сам лично он также говорил проповеди. ... Кроме того, епископ Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает по старой монархической форме: «на брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших».

Священники показали, что епископ служил в домах верующих молебны, а также совершил в храме постриг в монашество.

Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста, и допросы длились в течение двух месяцев.

1 апреля 1936 года следствие было закончено. Епископ Онисим был обвинен в том, что, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью - подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную деятельность.».

Особым Совещанием при НКВД СССР 16 апреля 1936 года епископ Онисим был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и сослан на 5 лет в Северный край. Вместе с ним получили 5-летние сроки еще 12 человек.

Владыка был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь. Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя ссыльное духовенство. Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в Каргополе.

Допрос состоялся на следующий день после ареста в самый день празднования Рождества Христова.

-           Расскажите подробно следствию о вашей практической контр-революционной деятельности.

-           Контрреволюционной деятельностью я не занимался и не намерен заниматься. Я был судим за рассказ о своей жизни в Соловецком лагере. В этом никакого преступления я не усматриваю, тем более что плохого я об этой жизни не говорил.

В последующие дни были вызваны два свидетеля - священник и мирянин, которые показали: «В ноябре 1937 года в газете «Известия» была помещена статья под заглавием «Церковники и сектанты на службе у фашистов». По этому поводу Пылаев заявил, что газетам современным верить нельзя, пишут разную чепуху и ложь, никаких шпионов в нашей среде нет. Все эти шпионы и диверсанты выдуманы для того, чтобы оправдать поголовные аресты населения и священнослужителей. В том же месяце Пылаев говорил, что сейчас везде советская власть проводит аресты, скоро вся Россия превратится в концлагеря, и везде подбирают нашего брата. Пылаев заявил, что у большевиков вообще антирелигиозная пропаганда характеризуется жестокостями: схватить, посадить, сослать и так далее. Пылаев по случаю награждения товарища Ежова орденом Ленина заявил, что Ежова наградили за то, что он давит нашего брата».

11 января 1938 года следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в Архангельск. 13 января Тройка НКВД приговорила владыку к высшей мере наказания. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 года в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.

Во время Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Сергий, в своем заявлении правительству от 27 октября 1943 года, не зная о гибели большинства из архипастырей Церкви, указывал имена представителей епископата, которых бы он желал видеть в Москве для работы в составе нового Синода. Среди прочих бывших нижегородских святителей им был назван и Преосвященный Онисим.


Канонизация:

Епископ Онисим (Пылаев) определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских по представлению Тульской епархии.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Онисиме, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех / и славнаго в мученицех Онисиме, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Источники:

•          Онисим (Пылаев Михаил Владимирович) - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ pstbi.ccas.ru

•          Игумен Дамаскин (Орловский) Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. - Тверь. 2005

•          Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской. - Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин), игумен Дамаскин (Орловский), О. В. Дегтева.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15