329

Почему с первых показов уходили зрители и кого сыграл Кристофер Ламберт – 3 мая стартовал прокат фильма Хабенского «Собибор», истории побега заключенных из нацистского концлагеря. Константин Хабенский неожиданно для многих и в первую очередь для себя оказался в роли режиссера и сыграл главную роль – военнопленного, офицера, организатора восстания Александра Печерского.

Мировая премьера военной драмы “Собибор” успешно прошла в Варшаве 23 апреля 2018 года. Место было выбрано принципиально, хоть и рискованно: Россия на данный момент не участвует в создании международного мемориала, который строится на месте лагеря “Собибор”. Должна была, но ее демонстративно исключили из списка стран-участниц.

За два года существования Собибора в нем погибло около 250 тысяч человек, но после организованного Александром Печерским массового побега лагерь перестал существовать, а все его архивы были уничтожены.

“Собибор” – состоялся. Об этом говорит, в первую очередь, реакция зрителей – на премьерных показах в Варшаве и Москве, на первом российском показе, который прошел 24 апреля в родном городе Александра Печерского, Ростове-на-Дону. Из зала на московском пресс-показе уходили только по одной причине – фильм действительно тяжелый, смотреть его нелегко, несмотря на то, что авторы сознательно делали акцент на человеческих отношениях, а не на зверствах, которые творились в лагере смерти.  

“Прочитав сценарий, я увидел, что мой герой – не человек, он монстр”

На вопрос о сложности и деликатности темы Константин Хабенский ответил на пресс-конференции перед московским пресс-показом: “Любая тема, если она касается людей – деликатна. Все остальное – это кумачовые вещи и широкие мазки. Мне кажется, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным. Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя с холодным носом читать лекции о страдании людей. Надо максимально включаться самому, притягивать коллег, чтобы подключить к этому волнению и зрительный зал”.

В фильме сильный международный актерский состав: Константин Хабенский,  Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Мария Кожевникова, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев, Михалина Ольшанска, Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр, Евгений Сармонт, Джошуа Рубин. На площадке звучали русский, немецкий, идиш, польский, голландский, чешский языки. Часто на площадке одновременно работало несколько переводчиков.

Вольфганг Черны, актер: “Когда я прочитал сценарий, то увидел, что мой герой – он вообще не человек, он – монстр. И это было очень сложно для меня – играть монстра. Я подумал, что все-таки он, наверное, тоже человек, который что-то любит, у которого есть мать, отец. Но это для меня стало возможно не сразу, только шаг за шагом. А когда я посмотрел весь фильм целиком, это вызвало депрессию, потому что это не фикция, это все было”.

Филипп Рейнхардт, актер: “Читая сценарий, я думал, что это все выдумки, все преувеличено, потому что такое – не возможно. Но когда я ознакомился с документами, то понял, что все это было, практически один в один с тем, что показано в фильме. Мы – люди искусства, несем определенную ответственность. Передавая на экране какие-то ситуации и чувства, мы несем ответственность за то, чтобы эти ситуации не повторялись. Понятно, что война – никому не нужна”.

“Актерам свойственно играть разные роли”, – ответил Константин Хабенский на вопрос, почему на роль начальника лагеря был приглашен Кристофер Ламберт. Бессмертный Горец, поборник добра и света – образ, который мог бы сделать Ламберта актером одной роли, но не сделал. Ламберт умеет быть разным, при этом – всегда значимым. При взгляде на обершарфюрера СС Карла Френцеля в его исполнении приходят в голову Калигула с наследником его Нероном вместе взятые. Антагонисты, герои Хабенского и Ламберта стоят друг друга, их противостояние  пронизывает весь фильм. Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок.

Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский “перестает быть советским человеком и становится просто человеком”. Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники “Собибора”.

О исторической точности и художественной достоверности

Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь – стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге.

Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная – вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа – убийство и отдых тоже – убийство. Но его орудия – не серая, наводящая ужас масса, они – персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа – естественная форма существования.

Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый – насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: “Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей”.

Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее. Настолько, что ее нельзя было показывать на экране, и дело не в рейтинге 12+, – действительность, перенесенная на экран без купюр, во всей своей наготе и реалистичности, вдруг перестает работать. Поэтому ход был выбран правильный – придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других.

Словосочетание “миф” и “рейх” неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме “Собибор” – микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел. Этот микромир – модель и порождение “арийского ” мифа.

И если проследить судьбу одного из героев, то увидим историю, достойную отдельного фильма, видим рождение нового героя-мстителя, руки которого обагрены кровью. В фильме звучит горькая фраза: “Научили евреев убивать”. По словам режиссера, ответ насилием на насилие – это “честно”, но совершенно очевидно, что война и конкретно это место – лагерь “Собибор” не могут породить ничего чистого, светлого и созидательного. Люди, его прошедшие, ранены войной, их души – изувечены и никогда не будут прежними. Война – это грязь и разрушение, всегда. Но люди должны оставаться людьми. Всегда.

Константин Хабенский: “Фильм ориентирован на людей, которые умеют чувствовать. Сопереживать. Не бояться проявления своих чувств, а такого зрителя в нашей стране хватает. Начиная с 12 лет и до бесконечности”.

“Собибор” снимался при поддержке Фонда Александра Печерского (глава Фонда – Илья Васильев) и при активном участии Российского исторического общества (исполнительный директор и председатель правления Фонда “История Отечества” Константин Могилевский). Над сценарием работали Александр Адабашьян, Андрей Назаров и Анна Чернакова. Идея фильма принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

P.S. Собибор” – первый фильм в российском прокате, у которого 5 процентов от продажи каждого билета будет уходить в детский фонд по борьбе с онкологией головного мозга. А прокат обещает быть серьезным. 9 мая «Собибор» покажут в Берлине. Фильм уже сейчас куплен для показа в нескольких странах Европы, будет прокатываться в Австралии, Японии, и переговоры на данный момент продолжаются.

 

Татьяна Дрома

pravmir.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15