338

Государство будет становиться христианским, если мы сами будем активно и ответственно, сообща, строить добрую православную жизнь – с помощью Божией, но и своими посильными трудами.

В ежегодном послании Федеральному собранию В.В. Путин важнейшей государственной задачей назвал обеспечение качества жизни и благосостояния людей, благополучия граждан России. Президент говорил о том, что в ближайшие годы нам нужно качественно изменить жизнь каждого человека, создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки…

Но реальная проблема заключается в том, что понимание этих приоритетов угасает, «спускаясь» от верха к низу, где главной работой государства оказывается не поддержание жизни нуждающихся и не забота о простых людях, а исполнение бюрократических схем и пополнение в лучшем случае бюджета страны, а в худшем – чиновничьих карманов.

Православные христиане зачастую крайне разобщены, пассивны и равнодушны

Вместе с тем всё больше людей в России приходит к осознанной православной жизни, и всё чаще звучит мысль о том, что пора бы нам начать строить гражданскую жизнь на началах христианских. Но притом мы сами – православные христиане – зачастую крайне разобщены, пассивны и равнодушны к воплощению в жизнь слова Божьего, к воплощению в жизнь Евангельских истин.

Притом мы привыкли ругать власти, начальство, бюрократию и чиновников, всё то, что называется государством, за то, что жизнь обычных людей всё более жестко регламентируется и подчиняется законам, которые не упрощают эту жизнь, не делают её более доброй и человечной, а напротив – усложняют и доводят людей до крайнего озлобления и ожесточения. Но, кроме этой озлобленности, вовсе не христианской, мы ничего ровным счетом не предпринимаем и с какой-то непонятной обреченностью продолжаем, что называется, «тянуть свою лямку». Словно государство – это пресловутый Левиафан, восстание против которого безнадежно, а изменение его – невозможно.

Но такая постановка вопроса, само это противопоставление жизни простых людей и жизни государства – неверно. Мне кажется, нам всем, православным христианам, надо это твердо понять и усвоить одну простую мысль: государство неизбежно будет меняться и становиться христианским только в том случае, если мы сами – простые люди – будем активно и ответственно, каждый на своём месте и сообща, строить добрую православную жизнь – с помощью Божией, но и своими посильными трудами.

В жизни одной семьи, как в капле, можно увидеть и познать многое о жизни океана России

Одна из важнейших проблем, по крайней мере в Крыму, а, думается, и во всей России – это усложнение и ужесточение законодательства при отрыве его от действительных человеческих нужд. Примеров этому – тьма. И чтобы не быть голословным, поведу речь об одном таком примере, показательном во всех отношениях. Может быть, кому-то покажется, что это неважно, что это всего лишь частность, но на самом деле в жизни одной семьи, как в капле, можно увидеть и познать многое о жизни океана. В данном случае – океана России.

Итак, перед нами семья Соломенниковых. Пять человек, находящихся, как сейчас говорят, в трудном социальном положении. Отец, мать и трое детей. Я не называю эту семью неблагополучной, потому что, при всей скудости, мы не видим здесь ещё одной серьезной беды нашей жизни, а именно – страшного действия разрушительных страстей: алкоголизма, наркомании, криминализации сознания и быта. Это само по себе отдельная тема и большая проблема, которую надо решать сообща. Но в данном случае нашу семью можно в нравственном смысле назвать благополучной. И тем не менее жизнь этой семьи отягощена многими обстоятельствами, которые именно обнаруживают беспомощность и неэффективность работы государственных структур. 

 

Почему? Давайте так, по-простому. Одна из важнейших функций государства – это помощь тем, кто более всего в ней нуждается: всем убогим и сирым, находящимся в трудной жизненной ситуации. И если эту свою функцию государство не выполняет или выполняет из рук вон плохо, то это замечательный повод… государству помочь. Да, именно так. В лице всех государственных служащих, любого ранга – помочь осознать приоритет человечности над сухими схемами любых, самых «совершенных» законов. И мы будем стараться исходить из этой простой предпосылки. Итак, рассмотрим кратко историю существования нашей семьи. 

Зоя – дочь местной сельской жительницы и гостя из Средней Азии. Так получилось, что отец её вскоре после рождения оставил, а мать отдала её в интернат. Сама по себе эта ситуация драматична, но мы не будем останавливаться на ней подробно, чтобы не удлинять повествование.

Зоя осталась без крыши над головой и средств к существованию, с младенцем на руках

Итак, Зоя не знала толком своих родителей и в положенное законом время покинула интернат. Притом государство (вот здесь впервые это слово мы выделяем красным, «тревожным» цветом) не помогло ей как-то адаптироваться в реальной жизни. И это явный и системный (прошу заметить) провал государственной социальной политики. Фактически ребенок оказался на улице, без средств существования и без навыков реальной жизни и выживания в социуме. Началась борьба за существование. Перебиваясь, что называется в народе, «по хаткам» и довольствуясь случайными заработками, Зоя сошлась с сельским пареньком (который вскоре её оставил) и родила ребенка. Мы сейчас оставим в стороне неуместное в данном случае морализаторство, а просто будем говорить о фактах. Итак, Зоя осталась не просто без крыши над головой и средств к существованию, но ещё и с младенцем на руках. И на тот момент не нашлось в государстве такой структуры, которая смогла бы её в значительной мере поддержать и помочь. Второй раз выделяем слово государство «красным цветом». Но и нам – братьям и сестрам во Христе – ставим жирный минус в этой ситуации.

Ведь мы могли организовать, условно говоря, «социальное сопровождение» покидающей интернат девочки и помочь ей воспользоваться всеми законными (вот что важно понять) правами и преференциями. Но этого не произошло. Как и в ситуации, когда Зоя оказалась в одиночестве, без средств существования, с младенцем на руках. Ведь существуют наверняка государственные программы поддержки таких людей, но реальность заключается в том, что «сами собой» эти программы не действуют. И нужно именно участие юристов, правоведов, просто деятельных и неравнодушных людей, чтобы эти законы заработали в отношении конкретных людей.

Словом, Зоя осталась без помощи государства и Православной Церкви. Зато встретилась на её пути некая гражданка Г. – директор частного детского дома, которая заключила с Зоей договор о том, что сын её временно (пока Зоя находится в крайне затруднительных обстоятельствах) будет жить в семье этой Г. Вроде бы дело доброе. Но вот что получилось дальше. Г. добилась лишения Зои родительских прав и сделала всё, чтобы Зоя перестала общаться со своим ребенком. То есть фактически Г. «законными методами» отняла у матери ребенка. И это при том (я напомню), что Зоя не пьяница, не наркоманка, не социопат… Здесь слово «государство» придется нам в третий раз выделить красным.

Но вот ещё: важно и любопытно понять, как именно и за счет чего возник этот детский дом семейного типа под руководством Г. А возник он, оказывается, под эгидой известной тогда в Украине секты «Посольство Божие», и здесь уже укор, конечно, нам – православным, нашей инертности и неорганизованности. Потому что секты эти всевозможные не просто действуют, а за пресловутые1990-е и последующие годы развили такую бурную деятельность и проникли в такие верхи государственной власти, что сами уже во многом выполняют функции государства, заполнив тот вакуум «гражданского общества», который не сумели заполнить мы с вами. Секты эти имеют и финансирование, и методологию организации общественной работы, и развитые юридические структуры, так что зачастую действуют уже с наглостью и самозванством чуть ли не от имени государства. И вот – это можно видеть на примере нашей семьи. А ведь, мы, православные, сами могли бы создавать такие центры помощи детям и семьям, и одиноким матерям, находящимся в трудной ситуации, и пожилым, и инвалидам, и центры реабилитации алко- и нарко-зависимых… Да мало ли сфер возможного приложения наших сил, в теснейшем и плодотворном сотрудничестве с государством, при ясном осознании, что именно православная вера есть вера истинная и по факту лежащая в основе жизни нашего народа? Впрочем, справедливости ради надо сказать, что именно в последние годы таких центров по всей России появляется всё больше. И это отрадно. Но вернемся к нашей семье. 

 

Итак, Зоя осталась без ребенка, которого она любила и любит, о котором хотела и хочет заботиться, но который был от неё отчужден внешней активной силой. Ладно. Слава Богу, Зоя встретила свою любовь в лице Аркадия, и они создали семью. Поселились в сельском ветхом доме, оставшемся после бабушки и дедушки Зои. Но, опять же, оформить этот дом на себя они не могут, потому что, с одной стороны, на него претендует мать Зои, а с другой, затраты по оформлению – это просто неподъемная для этой семьи сумма. Итак, молодая семья живёт «на птичьих правах» в сельском ветхом домике. Но при этом мы радуемся тому, что семья существует, и, повторюсь, в нравственном, социальном отношении это семья с хорошим потенциалом. Аркадий работает (хоть и с вынужденными перерывами), Зоя – домохозяйка. Один за другим родились у них трое детей: Алевтина, Давид и Илария.

Но вот ещё одна проблема: у Зои серьезное заболевание почек, а, точнее, одной почки, которое фактически сделало Зою инвалидом. Это не фигура речи, а факт, из-за которого Аркадию периодически приходится оставлять работу и неделями сидеть с детьми, пока Зоя лежит в больнице. Естественно, работу при этом он теряет. Притом устроить детей в садик и ясли нереально, хотя детский сад есть даже в том селе, где живёт эта семья. Почему нереально? А потому что это связано с такими бюрократическими сложностями, что на преодоление их у «простой» семьи не хватает ни сил, ни ресурсов. И здесь мы в который раз слово «государство» выделяем красным цветом. 

Но и это ещё не всё. Отдельная «больная» тема – это хождение Зои по врачам. Во-первых, при согласном и сочувственном кивании всех врачей, Зоя до сих пор не получила инвалидность, и именно потому, что никто не хочет брать на себя за это ответственность, и все бесконечно перекладывают её друг на друга. Это первое. Второе – отдельная эпопея с рождением третьего в семье (а по факту – четвертого) ребёнка. Сложная беременность плюс хроническое заболевание – всё это предполагает если не особенный уход, то, во всяком случае, особенный стиль медицинского обслуживания, согласитесь. В реальности, особенно в последние недели перед родами, происходило вот что. Зое плохо. Ей вызывают «Скорую», «Скорая» отвозит её в перинатальный центр, где после осмотра её буквально, что называется, «в тапочках и халате» на ночь глядя выставляют на улицу со словами «когда начнутся схватки, тогда и приедешь». И, поверьте, это не преувеличение и не единичный случай. Больше того – именно из-за такого формального отношения в Симферополе в подобных обстоятельствах недавно погибла беременная молодая женщина. Погиб и ребенок, который должен был уже появиться на свет. Эта известная в Крыму история только подчеркивает, что проблема оторванности работы госслужащих от реальных нужд людей – это проблема систематическая. И здесь мы в очередной раз выделяем слово «государство» красным цветом. 


Ну, и в удостоверение всего сказанного, расскажу вкратце о том, как же всё-таки на свет появилась Илария. У Зои в очередной раз начались боли, и она поехала в Симферополь. Отсидела несколько часов в очереди в женской консультации, где ей дали направление в областной перинатальный центр. Мы с ней вместе поехали туда. Зоя с направлением пошла в приёмный покой и… через десять минут вернулась в слезах, со словами, что её снова отправляют домой. И вот – ещё одна печальная страница нашего повествования. Уладить этот вопрос удалось только после цепочки нисходящих «звонков». После чего Зою приняли в центр, и через два часа она благополучно родила. А если бы не приняли?.. Увы, опять выделяю слово «государство» красным цветом. 

И всё-таки история со звонками имеет отрадную сторону, потому что сработала та самая система православной взаимовыручки, о которой мы говорим. Первый звонок я сделал главе Общества Православных врачей Крыма – Татьяне Андреевне Шевченко, по её совету мы обратились к главврачу перинатального центра – Татьяне Юрьевне Бабич. И уже по её телефонной просьбе вопрос о диспансеризации Зои был благополучно улажен. За что Татьяне Андреевне и Татьяне Юрьевне от всех нас земной поклон!

Государственные служащие зачастую не сочувствуют людям, а только исполняют необходимые «функции»

Но на этом проблемы семьи Соломенниковых не закончились. Та самая гражданка Г., которая разлучила Зою с ребенком, после возвращения Крыма в Россию выехала со всем своим детским домом за границу и оттуда стала при помощи юристов взыскивать с Зои алименты. И вот дошло до того, что к Зое (кормящей матери, у которой на руках ещё и двое малолетних детей) приехал пристав и стал требовать немедленно проехать вместе с ним в район, потому, что у неё накопились долги по этим алиментам. А судебный исполнитель в районе, без особых эмоций выслушав от отца всю историю этой семьи, заявила, что её это всё мало волнует, и если деньги не будут заплачены, то она «отправит Зою в Керчь» на отработку долга. И так далее и тому подобное… То есть вот именно это во всей нашей истории самое горькое: что государственные служащие зачастую не сочувствуют людям, не стараются им как-то помочь, не прилагают к своему служению сердце, а только исполняют, как им кажется, необходимые «функции», забывая о том, что цель всех законов и государственного строительства – это помощь людям и улучшение их жизни.

Итак, что мы имеем в итоге. А в итоге мы имеем ситуацию, когда на все уровни государственной власти, на всех чиновников нужно если не оказывать «давление» (исключим это слово из своего обихода), но, во всяком случае, с ними нужно входить в теснейшее и сознательное соприкосновение, а порой и оказывать ощутимое влияние на основании все тех же законов, которые сами по себе, оказывается, не работают, но требуют «ручного» и квалифицированного применения. Я хочу сказать, что нужно нам, православным: врачам, юристам, педагогам, учителям, рабочим: всем, кто бы и чем не был занят – объединяться с тем, чтобы помогать друг другу строить в Отечестве нашем добрую жизнь в согласии с действующим законодательством, на основании православной веры и доброй нравственности.

Это мысль простая, но для нас всё ещё отвлеченная. И вот мне кажется, что наступает время, когда пора начинать действовать, и действовать именно не противопоставляя себя государству, а сознательно и плодотворно, сообща влияя на его жизнь и развитие.

Зоя с детьми

Зоя с детьми

 

Как я себе это представляю? Да очень просто. Например, создать такой союз православных людей, в который на добровольной и безвозмездной основе могли бы вступать верующие, православные люди, принадлежащие самым разным слоям нашего общества. Единственное обязательство, которое принимали бы на себя члены этого союза – это по мере необходимости, каждый в своей области, стараться по мере сил и возможностей, по-христиански и безвозмездно помогать друг другу. Так воплотилась бы постепенно мысль о христианской взаимопомощи, о православной общине, соучаствующей в жизни друг друга. Доверенное лицо (или группа лиц) пусть владеет контактной информацией всех участников этого сообщества, и по мере возникновения реальных проблем – модераторы могли бы попросить тех или иных людей (участников союза) оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Вот и вся идея. 

Но чем больше было бы людей в этой добровольной и безвозмездной православной организации, чем больший спектр профессий и социальных страт был бы в ней представлен – тем удобнее и легче было бы нам всем вместе оказывать посильную помощь друг другу и вместе с тем благотворно влиять на работу государственных структур «снизу». Здесь важно, что каждый мог бы внести свою лепту, проявить свои способности, приложить свои умения к этому общему делу. Может быть, таким образом мы действительно начали бы постепенно строить православную общественную жизнь в нашем Отечестве, сохраняя «единство духа в союзе мира».

К слову, такой союз, такая организация уже существует. По крайней мере, в Крыму. Больше того, она зарегистрирована и даже имеет благословение на свою деятельность от правящего архиерея. Называется она Союз Православных Граждан Тавриды. И ничто не мешает нам всем – православным – активно участвовать в её работе.

Итак, вот сколько точек приложения сил для помощи только одной конкретной семье:

  • Помочь Аркадию устроиться на работу;
  • помочь устроить сына в ясли;
  • помочь оформить Зое инвалидность;
  • помочь избавиться от очевидно несправедливого долга по алиментам;
  • помочь грамотно оформить документы по дому;
  • просто помочь, чем возможно…

Как много мы, православные, могли бы сделать сообща

А сколько таких семей, сколько вообще людей, находящихся в трудной ситуации и нуждающихся в нашей помощи?! Как много на самом деле мы, православные, могли бы сделать сообща. Думаю, не будет преувеличением сказать, что мы могли бы реально изменить жизнь в нашем Отечестве. Всё в наших руках, я имею в виду саму инициативу, желание и деятельность. И если всё это действительно будет согласно с волей Божией, с нашей православной верой и нравственностью, то разве Господь не поможет нам? Верю, что поможет!

Да благословит нас Господь!

 

Священник Димитрий Шишкин

pravoslavie.ru