Иеромонах Геннадий (Поляков). Слово в день мученической кончины протоиерея Иоанна Царскосельского

Большевики стремились полностью уничтожить всю Церковь и поэтому уже перед каждым христианином независимо от того на каком месте он находился, встал принципиальный вопрос – или сохранить верность Христу даже ценой каких-то земных благ или самой своей жизни или отступиться и отречься от веры?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Отцы, братия и сестры! Сегодня мы совершаем молебен священномученику Иоанну Царскосельскому и новомученикам, наставникам и выпускникам нашей Духовной школы. 1917 год совершенно особенный в истории нашей Родины, мы вспоминаем столетие тех событий, которые полностью перевернули всю жизнь и Русской Церкви и государства.

Не успели отгреметь первые революционные выстрелы как уже наша Церковь начала восходить на свою Голгофу. Первым новомучеником был протоиерей Иоанн Кочуров. И в этом факте есть такая особенность, вспомним, что на Руси в течение столетий обычно канонизировали или монахов, допустим в чине святителей или преподобных или князей, которые по факту своего рождения уже всей стране. А приходское духовенство, миряне на этом фоне, как правило, уходили на задний план. Конечно, и среди приходских священников было много замечательных пастырей, добросовестных делателей на ниве Христовой, но все таки они как правило были неизвестны в масштабах всей Церкви. Революция совершенно изменила эту ситуацию.

Большевики стремились полностью уничтожить всю Церковь и поэтому уже перед каждым христианином независимо от того на каком месте он находился. Был ли он епископом, приходским священником или мирянином, перед каждым встал принципиальный вопрос – или сохранить верность Христу даже ценой каких-то земных благ или самой своей жизни или отступиться и отречься от веры? С одной стороны это было страшная ситуация радикального выбора, который был очень труден для многих людей, но с другой стороны именно благодаря такому положению Церковь смогла явить всю полноту своей святости, теперь уже целый сонм епископов, священников, монахов, мирян засвидетельствовали свою верность Христу до конца своими страданиями и пролитой кровью.

А ведь еще совсем недавно, в начале XX века, эти же люди жили в довольно спокойной и благополучной стране и пользовались всеми этими благоприятными обстоятельствами. Студенты заканчивали наши Духовные школы, рукополагались, направлялись на приходы и места своего служения, и наверное, им тогда казалось, что и вся их жизнь пройдет в таком равномерном порядке где-нибудь на приходе или в монастыре. А уже через несколько лет они же оказались в тюрьмах и лагерях и прошли через такие страдания, которые нам может быть покажутся невыносимыми, но они все — таки сумели это претерпеть и показать своим потомкам достойный пример.

Мы сейчас с вами живем в сравнительно спокойное время, когда между Церковью и государством установлены нормальные, благоприятные для нас отношения. Но будем помнить, что священник и все члены его семьи делают свой выбор один раз на всю жизнь, потому что священник не может в отличие от светского человека в неблагоприятных обстоятельствах, например, уволиться с одной работы и устроиться на другую, более для него выгодную, он должен нести свой крест всю свою жизнь. Сейчас студенты живут в спокойной обстановке, но мы не знаем какова она будет, например, через двадцать, тридцать, сорок лет. Мы должны быть готовы ко всему, тем более что на примере других государств, где живут православные можно увидеть, что общественно-политическая ситуация может меняться очень резко и очень неожиданно, и поэтому нужно быть готовыми ко всему.

Тогда, сто лет назад, новомученики сделали свой выбор и остались верны Христу и его святой Церкви. Позже Господь их молитвами поможет и всем нам стать их достойными приемниками при любых даже самых трудных обстоятельствах Аминь.

Проповедь иеромонаха Геннадия (Полякова), произнесенная за молебном в день мученической кончины протоиерея Иоанна Кочурова, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 13 ноября 2017 года.


spbda.ru