314

Большинство современных христиан видят мир «двухэтажным»: на «первом этаже» – наш естественный мир, на «втором» – Бог. Нынешний духовный кризис обусловлен отсутствием связи между этими двумя «этажами».

«Двухэтажная вселенная» – таким видят мир большинство современных христиан. Для них есть «первый этаж» – наш естественный мир, функционирующий по естественным («светским») законам, а также есть «второй этаж» – мир Бога, рая, ада, ангелов и так далее. Духовный кризис современного человека во многом заключается в отсутствии связи между этими двумя мирами. Такая система насчитывает всего несколько столетий, но ее результатами стали появление совершенно другой формы христианства и все возрастающая волна неверия. Поистине многие люди, называющие себя христианами, сегодня сильно сомневаются в том, живет ли кто-нибудь там – на «втором этаже».

Интересной составляющей такого мировоззрения является неверие. Когда христианин, чье миропонимание основано на представлении о «двухэтажной» вселенной, перестает верить, то оказывается, что он перестает верить именно во «второй этаж». Первый же «этаж», на котором (как он представляет себе) он живет, не нуждается для него практически ни в каких изменениях. Этот человек перестает верить в Бога, находящегося «где-то там».

Мир христианина «двухэтажной вселенной» такой же пустой и светский, как и мир атеиста

Единственное, что остается делать в ситуации неверия, это принимать вселенную, показывающую неполную картину вещей. «Первый этаж» «двухэтажной вселенной» – это не то же самое, что «одноэтажная вселенная» (о ней отдельный разговор). Это как дом, чей второй этаж снесен. В этом смысле разновидность христианского фундаментализма (главные сторонники идеи «двухэтажной вселенной») и современный атеизм являются двумя сторонами одной медали. Их бесконечные споры – это разговор, происходящий в «полувселенной». Один спорит, что существует «второй этаж», в то время как другой убежден: усеченный, изолированный «первый этаж» – это все, что есть. Однако они согласны друг с другом в главном – в существовании «первого этажа». Каждодневный мир (и каждодневная жизнь) христианина «двухэтажной вселенной» обычно такой же пустой и светский, как и мир его собрата-атеиста. Единственная разница в том, что такой христианин пытается доказать существование «второго этажа».

Считаю, что важно увидеть суть этих вещей и понять: когда имеют место подобные споры между обитателями «двухэтажной вселенной», ничего подлинного не происходит. Оба участника дискуссии являются носителями искаженного представления о мире, и ни один из них не произнесет истину.

Интересно, что есть атеисты, не принадлежащие к этой категории «неверующих из двухэтажной вселенной». Их неверие в Бога включает в себя глубокие вопросы о самом характере вселенной и природе человеческого бытия. Поэтому у них много общего с традиционными православными верующими. Многие новообращенные православные должны сначала пережить нечто вроде «атеистической стадии», чтобы расстаться с мифологическим представлением о «двухэтажном» мире и войти в откровение Божие, переданное Христом Церкви. По этой причине в службу присоединения к Церкви новообращенных включено формальное отречение от различных заблуждений. Мы не можем следовать за «единым истинным живым Богом», одновременно веруя в «Бога», Который не существует. Мы должны верить в одного Бога!

Вспоминаю свой первый год жизни в Православии. До этого я 18 лет был священником в одной неправославной деноминации. И многих шокировало то, что в первый год моей жизни в Церкви главным вопросом для меня был вопрос существования Бога. Люди спрашивали меня удивленно: «Разве вы до этого не были верующим?» Ответ был такой: «Да и нет». Чтобы принять Бога, открывшегося нам в православной вере, необходимо (помимо прочего) перестать верить в некоторые другие вещи. Тот первый год для меня был настоящей борьбой.

Верить в Бога, Который везде, и жить по этой вере – не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там»

С другой стороны, тот год поставил меня на гораздо более экзистенциальный уровень – даже до уровня кризиса. Верить в Бога, Который «везде есть и всё исполняет», и жить по этой вере – это не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там». В православной жизни наша вера в Бога изменяет и наше видение всего остального (по крайней мере так должно быть). Ничто не остается прежним. Тварный мир не существует «сам по себе» (один из девизов сторонников «двухэтажной вселенной»), но полностью и ежесекундно зависит от благоволения и Промысла Божия. «Исполнены небо и земля славы Твоей».

Мне, как православному священнику и миссионеру, было интересно встретить на своем пути людей, которые, узнав о православной вере, радостно воскликнули: «Всегда думал(а), что что-то вроде этого и есть истина!» Оказывается, есть много людей, которые хотя дотоле никогда не слышали Евангелия, переданного нам в полноте, тем не менее не стали довольствоваться чем-то меньшим. Для меня эти люди – настоящее чудо благодати.

Обычно говорят, что Православие полно парадоксов. Один из них состоит в том, что многим инославным христианам надо расстаться со своим «Богом» (со своей идеей Бога), чтобы стать православными, а многим атеистам – научиться не верить в другого «Бога», чтобы прийти к истине.

Просто чтобы нам найти свою жизнь, надо сначала потерять ее.

 

Иерей Стивен Фриман
Перевел с английского Дмитрий Лапа

pravoslavie.ru