314

Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Эта особая молитва сегодня из наших уст вырывается ко Господу: «Крестом Твоим жительство сохраняй». Жительство — это все мы, все православные христиане. В кондаке также поется о «тезоименитом жительстве». Что это такое? Это люди, которые после распятия Господа нашего Иисуса Христа Его страданиями добровольными, Его жертвой получили способность жить по-новому, побеждать дьявола, укрепляться силою Божественной благодати, и страданиями Господа Нашего Иисуса Христа была искуплена их жизнь. И они, взирающие на Крест Господень, который был одновременно и символом позора, но стал символом победы для всех православных христиан, — они и есть это тезоименитое жительство, которое получает щедроты особые.

Мы все получаем эти особые дары благодати Святого Духа, спасительные для каждого из нас, благодаря страданиям Господа нашего Иисуса Христа на кресте. Крест Господень для нас — символ победы и воскресения, и это оружие непобедимое в борьбе с дьяволом, которую мы всю свою жизнь ведем. Поэтому христиане неразрывно связаны с крестом. Это их символ, их узнают по этому. Все мы — крестоносцы, носители креста. Крест встречает нас, когда мы принимаем Святое Крещение, и Крест встречает нас, когда мы сходим в могилу — так узнают, где похоронены истинные последователи Господа Иисуса Христа.

Но есть еще один крест, который каждому христианину не всегда легко увидеть и узреть и понять, какой он, этот крест. Это крест личного служения, личный крест наш, каждого из нас, не только крест христианина, но еще и благословение особое, которое дается каждому из нас посредством наших талантов и способностей. И очень часто бывает, а сейчас все больше и больше людей вокруг, которые маются, даже внутри Церкви, не могут себя найти.

Так часто происходит, когда мы не слушаем голос своей совести и по гордыне своей, ослепленные, никак не можем найти своего креста, который должны взять и следовать за Христом: кто не возьмет крест свой и не следует за Мной, тот недостоин Меня (Мф 10, 38), — так говорит нам Господь. Да, все мы приняли крест христианства, назвали себя христианами, приняли в Крещении особые дары, но еще очень важно разобраться в своей жизни и найти тот, истинный свой крест, который нужно нести именно нам, именно тебе. Каждому отдельному человеку особый крест дается: семейной жизни, служения, жертвы особой, а может быть, власти особой — тоже крест.

Монахи не хотят нести свои кресты, священники — свои, христиане — свои, власть предержащие — свои, учащие — свои. Особенно не хотят сейчас нести крест семейной жизни — это очень тяжело. Примут его на плечи и тут же сбрасывают — тяжелый слишком крест. Это вопрос нашего спасения. Легко быть христианином на словах, а вот попробуй понеси свой крест.

Приходилось как-то общаться с людьми некрещеными, и вот одна женщина, некрещеная, — ее муж много пил, и она никогда не говорила о разводе, никогда вообще не слышно было такого слова от нее. И как-то раз, когда уже они были в преклонных годах, и все это продолжалось, не прекращалось, она говорит: «Ну, это мой крест». Вот так сказала простая русская женщина, даже некрещеная на тот момент, которая не приобщалась к Божественной благодати в Таинстве Евхаристии, как мы, которая не знала Символ веры, — такова была ее истинная вера.

И вопрос возникает: на кого призрит Господь — на таких людей, которые до конца несут то, что им досталось, по любви, или на нас, которые называют себя христианами и никак не могут взять свой крест и понести с достоинством то, что для нас, для каждого из нас, спасительнее всего? Почему так происходит? Потому что нам не хватает смирения; и высокоумие, мнимая свобода затмили наш разум, и мы не видим тех знаков, тех призывов, которые через ближних людей или через святых отцов посылает нам Господь.

Сегодня, взирая на крест Господень, задумаемся каждый о своей жизни и найдем в себе смирение, трезвомыслие, для того чтобы Господь показал нам истинный путь и наш крест, ведущий к славе, и спасению, и Царствию Небесному. Аминь.

 

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

pravoslavie.ru