314

Гонения не могли помрачить огромное счастье быть с Христом. Радость, как солнце, сияла сквозь самые скорбные обстоятельства жизни апостола Павла. Радость побуждала благодарить Бога. И это благодарение не прекращалось.

Апостол отправлял письма лично Тимофею, Титу и Филимону. Эти послания мы можем считать личными письмами. Но не про них сейчас разговор. Дело в том, что впечатление глубоко личного письма оставляет у наблюдательного человека Первое послание к Фессалоникийцам.

Казалось бы, послание адресовано целой городской христианской общине. Многим, а не кому-то одному. Всё правильно, только из пяти глав этого послания целых три главы сосредоточены на весьма личных взаимоотношениях апостола и солунской (фессалоникийской) общины. И только в последних двух главах апостол переходит к вопросам общего характера. Перед нами личное письмо, это ясно. Письмо показывает нам апостола Павла на очень близком расстоянии. Позволяет подойти к первоверховному апостолу вплотную.

Для апостола Павла солунская община стала источником неиссякаемой радости. Вот какие их связывали отношения! О себе и о своих помощниках апостол пишет в Фессалоники: Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах (1 Фес 1:2).

Судьба молодой греческой общины живо напоминала апостолу его собственную судьбу, была ему близка. Солуняне обратились к Христу и тут же подверглись гонениям со стороны местных языческих активистов. Подобно этому и сам Павел сразу после встречи с Христом претерпел жестокие нападки от соплеменников.

Однако гонения не могли помрачить огромное счастье быть с Христом (1 Фес 1:6). Радость, как солнце, сияла сквозь самые скорбные обстоятельства его жизни. Радость побуждала благодарить Бога. И это благодарение не прекращалось. Апостол настойчиво повторяет: мы непрестанно благодарим Бога (εὐχαριστοῦμεν τῷ θεῷ ἀδιαλείπτως, 1Фес 2:13, 1:2-3). Как это понимать? Буквально. Человек благодарит Бога в молитве, постоянно. Такое непрестанное благодарение означает непрестанную молитву к Богу.

Письмо в Фессалоники отправилось по многим причинам. Одна из причин в том, что среди солунян стали распространяться неверные учения – о конце времен. Апостол отправил свое письмо, чтобы и этот местный солунский вопрос прояснить. Вопросы общецерковного значения мы найдем в последних двух главах письма. Общецерковные вопросы в первом послании даются с привязкой к конкретному адресату и с опорой на личный духовный опыт апостола. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь, – заповедует солунянам их наставник (1Фес 5:16-17). Эта строчка очерчивает духовный облик апостола Павла – делателя непрестанной молитвы.

Православные подвижники понимали слова о непрестанной молитве как аскетическую заповедь. В своем понимании подвижники опирались на традицию, идущую от апостолов, и на свой личный опыт Иисусовой молитвы.

Непрестанную сердечную молитву не прерывает ни сон, ни предельная усталость, ни напряженные размышления на «посторонние» темы

Делание Иисусовой молитвы начинается с устной и умной молитвы. Потом, если Бог благословит, подвижник переходит к умно-сердечной молитве. И вот сердечная молитва Иисусова может взойти на высокую ступень непрестанной молитвы. В буквальном смысле непрестанную сердечную молитву не прерывает ни сон, ни предельная усталость, ни напряженные размышления на «посторонние» темы. Исихасты называли непрестанную молитву самодвижной. Она идет как бы сама собой, без особых усилий. Она продолжает совершаться, что бы вокруг ни происходило, чем бы человек ни был занят.

Иногда заповедь апостола понимают в обычном, «слабом» смысле: «Солуняне, молитесь регулярно. Ежедневное молитвенное правило надо исполнять. Не позволяйте себе отменять его под разными предлогами». Такое понимание возможно, и все-таки не забудем, что апостол указывает и на очень высокую духовную цель, когда призывает духовных чад: «Непрестанно молитесь».

Едва ли все солуняне, читавшие письмо, взошли к указанной высокой цели. А те, кто взошли, разве они в одночасье получили дар непрестанной сердечной молитвы? Путь к непрестанной молитве не такой близкий, как может показаться.

Целый ряд важных понятий в православной аскетике имеют не один, а сразу несколько смыслов. Думается, что непрестанная молитва принадлежит к числу многозначных понятий. Чаще всего под непрестанной молитвой понимают определенную ступень Иисусовой молитвы. Находится она между ступенями сердечной молитвы и благодатной молитвы. Это непрестанная молитва ума в сердце, непрестанная сердечная молитва, высокое делание безмолвников, великое чудо Божье. Это на молитвенной высоте. А внизу находится непрестанная молитва в «слабом» смысле слова – обычное неотменимое ежедневное молитвенное правило. Между обычным правилом и непрестанной сердечной молитвой находятся промежуточные ступени.

Одну из таких промежуточных ступеней можно бы назвать непрестанной умной молитвой. Что это за опыт и причем тут Послание к Фессалоникийцам?

Не прекращать внимательной молитвы все время, пока идет панигир, может только усердный подвижник

Фессалоники от Афона отделяют 100 км. В афонских монастырях есть обычай на чтимый праздник с вечера до утра служить панигир. Трудно выдержать молитвенное бдение панигира продолжительностью около 14 часов. Не прекращать внимательной молитвы все время, пока идет панигир, может только усердный подвижник. А что обычный паломник? Он выходит на часок из храма попить чаю и перемолвиться словечком с собратьями. Вернувшись в храм заметно приободренным, через три часа он уже борется с навалившимся на него сном. Предрассветный час перемещает службу из храма на улицу, здесь освящают воду. Сонливость снова исчезает. После молебного пения служба входит в храм и поднимается к самой вершине панигира – люди торжествуют Божественную Литургию. Вот и служба закончилась. Паломник покидает храм и отправляется на праздник в трапезную. А в это время у него в уме звучит песнопение вечерни: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи». Служба завершилась, хор перестал взывать ко Господу в пространстве церкви. А молитва, которую хор пел, не перестает эхом отдаваться в уме паломника. Многократно повторенные хором молитвы повторяются в уме паломника как бы сами собой, снова и снова.

После панигира остается своего рода непрестанная умная молитва. Она длится часами, не останавливаясь. Человек чувствует, насколько легко ему молиться. Наконец день завершается, солнце проваливается за горизонт, пора отходить ко сну. Утром паломник с сожалением замечает, что самодвижное звучание молитвы стихло. И вспоминает, как через весь праздничный день после панигира он пронес непрестанную молитву в уме. За эти часы его молящийся ум вряд ли соединился с сердцем, как это было у апостола Павла. Однако непрестанная молитва апостола оказалась как бы рядом, на сравнительно близком расстоянии, не так далеко, как обычно. И наш паломник теперь по-новому прочтет глубоко личные слова из апостольского письма в Фессалоники.

Когда он сядет на рейсовый автобус от границы Афона до предместья Фессалоник, у него будет два часа, чтобы вспомнить еще раз непрекращающуюся молитву после панигира. И понять со всей отчетливостью, в чем состоит духовный смысл длинных-предлинных церковных служб. Вот как в наши дни самым обычным людям Афон дает почувствовать реальность простых апостольских слов о непрестанной молитве.

 

Диакон Павел Сержантов

pravoslavie.ru