489

Ко дню памяти священномученика о. Павла Малиновского.

Восстановление судеб угодников Божиих, пострадавших в годы гонения на Церковь, работа сложная и кропотливая. Но даже при всем желании исследователя провести ее не было бы возможности, спустя столько лет после трагических событий, если бы на помощь не пришли учителя и ученики местных школ, расположенных в местности, где просияли новомученики. Зачастую именно с обычной школьной исследовательской работы для меня и начинается работа по восстановлению пути святых XX столетия. Но, как выяснилось, такой богоугодный труд не проходит и для юных исследователей бесследно, а может определить всю их дальнейшую жизнь. А о том, как исследование, посвященное священномученику Павлу Малиновскому, помогло сельской школьнице Надежде Мацаковой определить вуз и будущую профессию, я решила поведать читателям портала «Православие.ру» сегодня, в День памяти святого и 80-летия со дня его мученической кончины.

Школьные годы 

Надежда Мацакова – выпускница усть-вымской школы. В годы учебы она вместе с мамой, учителем истории Галиной Алексеевной, стала собирать сведения о священниках, которые служили в родном селе и погибли в годы репрессий. 

 

Из Усть-Выми  в Санкт-Петербург

Школу девушка окончила с золотой медалью, а работа по восстановлению биографии священномученика с историками и в архивах Республики Коми помогла определиться с выбором будущего вуза. К удивлению своей мамы, Надежда выбрала для продолжения образования… Санкт-Петербургский университет МВД и окончила его с отличием.

Но и в городе на Неве девушка не прекратила своих штудий. Её по-прежнему интересовала история священномученика Павла Малиновского. И во время учебы на III курсе факультета подготовки следственных работников курсант Надежда Мацакова выступила с докладом, посвященном новомученику из родного села Усть-Вымь Павлу Малиновскому «Расстрелян за веру и правду», на Десятом конкурсе научных работ студентов и аспирантов памяти Г.В. Старовойтовой. Это исследование заслужило высокую оценку жюри конкурса, а его автор, Надежда Мацакова, была удостоена первой премии.

О времени своей работы над историей жизни и подвига новомученика Надежда вспомнила, пообщавшись со мной по скайпу, ведь в настоящее время моя собеседница проживает в Австрии.

К истории исследования 

– Почему именно священномученик Павел Малиновский заинтересовал тебя, и ты продолжила работу по этой теме и в студенческие годы? – интересуюсь у Надежды.

– Судьба этого священника – яркий пример того, как политические репрессии повлияли на историю нашей страны, на историю каждого города и деревни и моего родного села Усть-Вымь, – объясняет Надежда.

Неотъемлемой частью работы исследовательницы стали воспоминания о священномученике старожилов села Усть-Вымь, которые Надежда записала еще в школьные годы. Но благодаря их рассказам удалось тогда еще ученице усть-вымской школы составить словесный портрет отца Павла и выяснить подробности жизни его семьи. Батюшка был высоким, с красивым, бархатным голосом, порядочным, добрым человеком. Он был женат на Афанасии – дочери священника, служившего в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, отца Павла Мотохова. Из года в год семья увеличивалась. У Малиновских было 13 детей. После рождения 13-го ребенка матушка Афанасия умерла. Все заботы о воспитании детей легли на плечи отца Павла. 

Поделилась Надежда со мной и тем, как непросто было записать воспоминания старожилов:

– Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я где-то случайно не упомянула в своей работе ту или иную фамилию. Люди до сих пор боялись. В некоторых домах все еще висели на стенах портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках, аккуратно обернутых фольгой из-под чая.

Но уже в школьном исследовании Надежды слышится грусть:

– Пока писала работу о священнике, – рассказывает Надежда, – мы всем селом проводили в последний путь активнейших моих помощников: Валентину Павловну Логинову 1924 г.р. и Ксению Ивановну Подорову 1914 г.р.

О чем рассказали архивы 

Значительно дополнить исследовательский труд помогла работа Мацаковой в архивах. Читая пожелтевшие клировые ведомости (документы о службе лиц духовного сословия) в Национальном архиве Республики Коми, исследовательнице удалось восстановить дореволюционную биографию священномученика Павла Малиновского.

– Еду в Сыктывкар, в Национальный архив Республики Коми, – вспоминает Надежда годы работы над биографией священномученика Павла, – листаю пожелтевшие от времени листы клировых ведомостей:

«Малиновский Павел Васильевич, протоиерей. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента. 13 декабря 1894 года назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского духовного училища, в каковой состоял до 31 декабря 1897 года. Епископом Вологодским и Тотемским Алексием 14 ноября 1897 года определен на должность священника Усть-Вымской Благовещенской церкви. Состоял настоятелем Усть-Вымской Благовещенской церкви до ее закрытия в 1933 году».

Начало гонений 

– Преследование духовенства началось в 1918 году. «Служители культа» вытеснялись из общества, – продолжает Надежда.

Из документов Национального архива удается моей собеседнице восстановить события начала гонения на священномученика Павла Малиновского. Так, в 1918 году он был обложен контрибуцией в 500 рублей. В 1921 году привлекался за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году привлекался к ответственности по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.

Как мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса?

– В 1930-е годы «служители культа» были приравнены к кулакам. Их, как единоличников, облагали непосильными налогами. Из документов Нацархива Коми выясняю, что Павла Васильевича Малиновского неоднократно штрафовали за несдачу продналога, – комментирует Надежда полученные сведения. – Как же мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса? Я видела справку, выданную врачом в октябре 1934 года:

«П.В. Малиновский – инвалид II группы. Может выполнять легкие физические работы. Диагноз: порок сердца, общий артериальный склероз, грыжа».

Роковым для отца Павла Малиновского, как и для многих священников Коми края, стал 1937 год. Можно предположить, что сверху была отдана команда приступить к ликвидации местного духовенства, потому что все аресты и приговоры приходятся на очень небольшой отрезок времени – август-сентябрь 1937 года. 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15