379

Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы слышали евангельскую историю о гадаринцах: когда Христос проходил через страну Гадаринскую, Ему навстречу вышли двое бесноватых, очень сильно одержимых. Евангелисты немного по-разному описывают это событие. И вот эти бесноватые, вернее, силы нечистые, бесы, которые вселились в них, начали говорить Христу: зачем Ты пришел мучить нас? И стали Его просить, чтобы, если Он их изгонит, войти в рядом пасущееся стадо свиней. Господь исцелил этих несчастных людей и изгнал бесов, и они вселились в стадо свиней, и все свиное стадо побежало и утонуло в озере. Пастухи, которые были свидетелями этого события, пошли в город и рассказали о том, что произошло. Люди этого города пришли в смятение. Евангелист Лука пишет, что все окрестные места пришли в ужас, испугались. Они пришли ко Христу и попросили Его не оставаться у них, проходить дальше.

В этой короткой истории всякий из нас найдет весьма поучительные моменты для своей собственной жизни и для жизни всей Церкви. Во-первых, Господь показывает Свою силу, что Он способен даже человека, казалось бы, окончательно потерянного освободить от власти дьявола. Как много среди нас людей, о которых мы говорим, что они уже пропали совсем, что нет никаких сил и возможностей привести их в чувство. И часто мы даже, оправдывая себя, говорим друг другу: ну он совсем как бесноватый! Однако Господь показывает, что и таких свирепых бесноватых, которые, как описывают их евангелисты, ходили нагими, разбивали цепи, в которые их заковывали, нападали на людей проходящих, так что даже рядом никто не ходил с ними, — и таких людей Господь способен исцелить, потому что Он Сын Божий, Творец неба и земли, в Его руках находятся все силы для нашего спасения. История с этими двумя несчастными обличает и нас, неверующих, — нас, которые уже крест поставили на своих ближних, часто на родственниках.

А другие гадаринцы — это были жители этого города и этой местности, и мы тоже очень часто на них похожи, и очень много таких гадаринцев среди нас, они повсюду. Это люди, увидевшие чудо Божие, которые не ненавидят Христа, которые, в общем-то, относятся к Нему мирно и спокойно, но которые поняли, что ради спасения ближнего и ради спасения своей души их временное устройство, их жизнь может быть поколеблена. Свиньи погибли в озере, и эти люди, жившие в городе, увидели, во-первых, что они потеряли это благосостояние — свиней — и понесли материальную утрату. И это для них оказалось важнее, чем исцеление бесноватых, о которых слухи ходили далеко, о которых знал весь город и вся эта местность, так что даже рядом с ними боялись проходить. Это чудесное исцеление оказалось для них не так важно, как потеря их устроенной жизни, поэтому они и сказали Христу: проходи мимо, отойди от нас. Это всюду происходит, мы это видим постоянно, в нашем обществе, в нашей стране, вообще во всем мире очень много таких людей. Они говорят Церкви, когда она начинает проповедовать Евангелие и призывать к покаянию: только не лезьте сюда! Пожалуйста, батюшка, вы проповедуйте у себя в храме, но здесь не надо! Они есть повсюду — в министерствах, во власти, они по соседству живут вместе с нами в подъезде, это самые наши часто близкие люди: мать, отец, братья. Они нам говорят: ну видишь, мы же живем нормально, мы же не грешники, мы не воры, не убийцы, не прелюбодеи, поэтому не надо нам рассказывать о Христе. Этого очень много; наверное, таких людей даже больше, чем ярых противников Христа, которые хулят Церковь. Бесноватый один подошел потом к Христу и просил Его, чтобы идти вместе с Ним и Его учениками, а Христос его послал в город рассказать о том, что с ним произошло, то есть Он послал его тоже на апостольскую проповедь, на самую тяжелую проповедь в этом мире — когда человек идет к своим ближним и внутри того сообщества людей, которые знали его тяжким грешником, больным, потерянным человеком, свидетельствует об истине, о спасении. На эту проповедь Христос Сам вышел, Он проповедовал роду избранному, народу израильскому, и они Его не слушали. Тяжело очень проповедовать человеку между своих близких. Нет пророка в своем Отечестве — это крылатая фраза, мы ее все знаем, но нечасто придаем ей должное значение, и у нас в нашей миссионерской деятельности, в направлении того, чтобы проповедовать Христа, существует представление, что миссия — это обязательно в Папуа-Новую Гвинею поехать и покрестить там пять племен, и так далее. Такая вот у нас есть картина миссии. Самая тяжелая миссия и самая неблагодарная часто, но благодарная в очах Божиих — это миссия среди ближних своих, между тех гадаринцев, бесноватых, людей, которые будут нам говорить: да что ты нам говоришь, мы тебя знаем! Это самая тяжелая миссия, потому что она требует от каждого из нас полного перерождения, полного освобождения от всех греховных и бесовских наших страстей. Такого же полного, как у этих бесноватых, которые из звероподобных существ опять превратились в людей, способных общаться со своими ближними. И мы так же, как они, сегодня, вдохновленные благодатью Святого Духа, милостью Бога Отца и любовью Сына Божия Иисуса Христа, так же призваны проповедовать спасительную евангельскую миссию. Аминь.

 

pravoslavie.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15