735

1. Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны. Считается, что он родился около 660 года в Дамаске, а скончался 4 июля 740 года в Эресосе, на острове Лесбос.

 

Основным источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 года патрикием и квестором Никитой,  переработанный текст которого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий.

2. Желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель  Саввы Освященного.

Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность «питателя сирот.»

При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.

3. Великий канон написан не ранее 713 года, поскольку в 712 состоялся лжесобор, отрицавший ересь монофелитства, в котором принял участие святитель. Возможно, создание канона связано с раскаянием преподобного.

4. Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей и судя по всему первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни.

5. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

6. Великий канон святого Андрея Критского, в отличие от других богослужебных канонов имеет девять песней (в других второй песни по обыкновению нет).

7. Несмотря на свой объем, Великий канон не является самым длинным каноном преподобного Андрея. Канон на Сретение Господне — больше, а рождественский — почти такой же по объему.

8. Иерусалимская Церковь стала использовать Великий Канон ещё при жизни преподобного. Отправляясь в 680 году на Шестой Вселенский Собор в Константинополь, святой Андрей принес туда и сделал известным свое великое творение и житие преп. Марии Египетской, написанное патриархом Иерусалимским Софронием. Именно оно читается  с Великим Каноном на утрени в среду пятой седмицы Великого Поста.

9. За Великий пост канон читается дважды — по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе — Мариино стояние.

Православие и мир