912

Каждое лето заканчивается одним из самых любимых и почитаемых на Руси праздников – Успением Пресвятой Богородицы. 28 августа Церковь вспоминает, как Пречистая дева Мария была взята своим Сыном в Вечность не только душой, но и телом. Христианское Предание не сохранило уже хронологических подробностей этого события: мы не знаем ни его точной даты, ни года, когда оно свершилось. Однако для верующих Успение всегда было очень важным днем календаря, потому что открывает и наглядно показывает ключевые моменты евангельского вероучения.

 

Повествование об этом празднике нужно начать с тех событий, которые не отображены в новозаветных текстах, но память о них осталась в церковной памяти, и подробное описание случившегося можно встретить в ранних христианских трудах IV–V веков. Они рассказывают удивительную историю, которая очень трудно вмещается в обыденное человеческое сознание.

После Воскресения Христова Пресвятая Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Заботиться о Ней апостолу поручил сам Спаситель за несколько минут до своей Крестной Смерти. Марии в тот момент было около 50 лет. Она оставалась полной сил, однако, в силу низкого социального статуса женщин в Древнем Мире и отсутствия близких родственников-мужчин, должна была находиться под мужским покровительством. По воле Христа этим покровителем и стал юный Иоанн, которого Господь усыновил своей Матери.

О жизни Богородицы мы знаем мало. Однако источники говорят о том, что Мария, бесспорно, была самой уважаемой женщиной в Церкви, Она была хранительницей слов своего Сына, живой памятью о Нем, ярчайшим образцом того, каким должен быть настоящий человек. В Пресвятой Деве максимально полно и многогранно развились все христианские добродетели. Вместе с апостолами Она по мере сил участвовала в проповеди Евангелия, но сила той благой вести, которую несла Богородица, заключалась не в вычурных словах, красивых фразах или убедительных аргументах. Матерь Божья проповедовала своими делами: смирением, кротостью, любовью. У всякого, кто хоть раз общался с Нею, в душе навсегда оставался благодатный след. Очень многих эта благодать приводила к искренней вере. Невидимый, но ощутимый сердцем свет, который исходил от Божьей Матери, проникал в душу человека, и после этого не хотелось возвращаться туда, где этого света не было, а хотелось идти за этим светом дальше.

Шли годы, силы постепенно покидали Марию, и Она все больше времени проводила у мест, связанных с земной жизнью своего Сына. Она очень хотела к Нему и чувствовала, что эта долгожданная встреча состоится. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдет к Господу. Напоследок архангел вручил Богородице ветвь финиковой пальмы – символ мира и радости.

Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые  разошлись по Римской империи на проповедь. Три дня было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну, чтобы Он эту проблему решил. Она не требовала – Она просто попросила, смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом: во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

И вот, настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка: наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну. К этому времени Пречистой Деве исполнилось 72 года.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители и супруг. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо: христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома: Господь специально не позволил ему прийти вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но  когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

История Успения Пресвятой Богородицы и сам церковный праздник в честь этого события занимают особое место в христианской традиции. 28 августа отмечается не просто день в память о чуде – одном из многих в жизни Церкви.

Прежде всего это напоминание всем верующим о том, каким призван быть человек в наиболее полном смысле этого слова. Пресвятая Дева всегда воспринималась как образец, как идеал, к которому стремится каждый, кто принял в свое сердце Христовы заповеди. Пречистая стала для всех поколений христиан той путеводной звездой, которая ведет их к спасению. И по мере достижения явленного Ею идеала святости верующий может получить и те благодатные дары, которые стяжала Божья Матерь за всю свою земную жизнь.

Второй момент, открываемый нам в празднике Успения, – то, что человеческая жизнь является не просто отрезком времени с отметками «до» и «после». Все минуты, которые мы проводим на земле, имеют одну цель – подготовить нас к Вечности. И смерть – это не просто прекращение биологических функций организма, а некий итог прожитого. В этом смысле кончина – это «успение», то есть своеобразный «пик успеха», показатель того, что покойник успел сделать за годы своего земного бытия. И если этот успех был положительным, благим, добродетельным, то и участь такого человека будет соответствующей. Если же после себя умерший оставил недобрую память, поломанные судьбы и разбитые сердца, не принеся никаких плодов покаяния, то и будущая вечная жизнь обернется для него страшной мукой. Потому что не успел, не дозрел и не подготовил свою душу к Царству Божьему.

Праздник Успения на примере жития Пресвятой Девы показывает верующим, каким должен быть по-настоящему зрелый, развитый и успешный человек. Показывает, что не в достижении материальных благ, получении престижного образования, продвижении по карьерной лестнице или в чем-либо подобном состоит критерий «счастья» и «успешности», а совсем в ином. В том, что всей своей жизнью стяжала Пресвятая Богородица – в уподоблении Христу. И чем больше мы будем Ему уподобляться, тем успешнее и «успелее» мы будем. И нет у христианина иного пути кроме того, который первой проложила всем нам Преблагословенная Мария, Матерь Христа Спасителя.

 

Александр Моисеенков/Православие.fm

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15