800

Стартует зимняя Олимпиада-2014 в Сочи. К этому грандиозному спортивному событию Россия готовилась несколько лет. О том, как относиться к Олимпийским играм, может ли христианин быть профессиональным спортсменом и что хорошего стоит извлечь из занятий спортом, говорят священнослужители Русской Православной Церкви: протоиерей Александр Новопашин, протоиерей Сергий Поперечный и диакон Филипп Пономарев.

«Олимпийские игры со временем изменились, они перестали быть языческим праздником»

Протоиерей Александр Новопашин, настоятель Александро-Невского собора г. Новосибирска, серебряный призер Кубка мира по пауэрлифтингу 2013 года:

– За века своего существования спорт не изменился. В основе его всегда лежали пот, слезы, самоотверженный труд, а также терпение и еще раз терпение. Для спортсменов это еще и оплачиваемая работа, на которую, однако, далеко не каждый способен, потому что она очень тяжелая. Поэтому профессиональный спорт и спорт высших достижений – далеко не для всех.

Что касается любительского спорта, или, правильнее сказать, массового, то и здесь в основе лежат терпение и труд. Однако этот труд доступен каждому. Массовый спорт совершенно необходим, потому что он укрепляет человека и телесно, и психологически, закаляет волю, учит быть целеустремленным, способствует гармоничному развитию личности. Доказано, что регулярные физические упражнения положительно отражаются на умственных способностях. В советские времена проводились подобные исследования. В частности, одно из них показало, что в среднем успеваемость в школе у подростков, занимающихся боксом, выше, чем у их неспортивных сверстников.

Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы христианин занимался спортом. Спорт преумножает силы, здоровье, улучшает координацию движений, развивает уверенность, учит ориентироваться в сложных обстоятельствах. В экстремальных ситуациях помогает сохранить самообладание и, в конечном счете, не погибнуть, спасти от травм и гибели других людей. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны наш прославленный боксер Николай Королев на плечах по глубокому снегу вынес из-под вражеского обстрела раненого командира. Сам Королев потом признавался в том, что если бы не занятия спортом, он не смог бы спасти человека.

Спорт – это красивое представление, заключающееся в соперничестве равных по своей подготовке спортсменов при честном судействе. В то же время любой вид спорта при желании можно превратить в грязный бизнес, в непристойное, кровавое зрелище, довести до фарса. Многое, конечно, зависит и от самого спортсмена. Если человек изначально неуравновешен, не умеет справляться со своими чувствами, часто теряет самообладание, то ему лучше не выступать на соревнованиях, чтобы не потерять свое лицо. Хотя поддерживать себя в хорошей физической форме он может и должен.

Спортивная подготовка может быть одной из составляющих в нравственном развитии человека. Она зачастую и является таковой – чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с хорошими тренерами, особенно с теми, кто работает с детьми и юношами. Многие из них настоящие воспитатели! Соответственно и спорт вообще, включающий в себя и подготовку к соревнованиям, и сами соревнования, может – да и должен – быть нравственно и морально ориентированным. Достаточно вспомнить олимпийский лозунг «О, спорт, ты – мир!», в котором заключен мощный моральный принцип. Другой лозунг «Главное не победа (имеется в виду победа любой ценой), а участие» также не лишен нравственного наполнения. Вот и Олимпийские игры декларируются не только как сугубо спортивные состязания, но как дружеские, братские отношения между народами, как мир во всем мире, конечно, через призму спорта.

Известно, что Олимпийские игры начинались как религиозный – языческий – спортивный праздник. Спортсмены молились своим языческим богам, поклонялись идолам, посвящали им свои победы. Соревнования предварялись, сопровождались и завершались языческими ритуалами. Но сегодня Олимпийские игры по своей сути религиозно нейтральны. А церемония зажжения Олимпийского огня в сопровождении женщин, переодетых в греческих жриц, представляет собой яркое шоу, театрализованное представление, спектакль, но не более того. Хотя нужно признать, что видеть этот спектакль христианам, мягко говоря, неприятно. Как неприятно было видеть своеобразную реконструкцию языческого обряда с факелоносцами, многие из которых даже не догадывались, что участвуют в постановке языческого ритуала. Для христиан такое поведение, конечно же, недопустимо, даже если и считать, что это просто шоу.

Но всё же со временем Олимпийские игры изменились. Во-первых, они перестали быть языческим праздником. Сегодня Олимпиада – хочет это кто-то признавать или нет – скорее, предстает перед нами как серьезный инструмент для решения политических вопросов на самых разных уровнях. Но она не утеряла основного: это по-прежнему спорт, большой спорт, в котором показывают высочайшее мастерство лучшие спортсмены мира.

Большой спорт, как и спорт вообще, – это примирение, установление дружеских отношений между людьми разных национальностей, это упрочение международных культурных связей. Спортивные соревнования такого уровня, а также участие в них именитых спортсменов имеют и просветительский характер, что особенно важно для привлечения к здоровому образу жизни молодежи. В общем, всё это прописные истины.

Что еще важно: на Олимпиаде соревнуются не только спортсмены – соревнуются государства. Для многих этот аспект имеет очень большое значение с эмоционально-психологической точки зрения. Я знаю людей, далеких от спорта, людей, которые недовольны и даже возмущены тем, как проходит подготовка к Олимпиаде в нашей стране, людей, которые из принципа или потому что им просто не интересно, не будут следить за ходом спортивных соревнований в Сочи. Но при этом все они честно признаются, что им не всё равно, как выступят наши спортсмены. То есть все полны желания и надежд победить, превзойти соперника, если не в политике и экономике, то в спорте уж точно! В психо-эмоциональном плане эта победа в глазах наших соотечественников в какой-то степени распространится на все стороны государственной деятельности и общественной жизни. Такие радужные очки. Но это всё равно будет единение народа, будет одной из тех точек соприкосновения, пусть и не главных, которых в нашем обществе сегодня так не хватает.

…Еще бы только победить.

 

***

«К спорту, как и к любому другому делу, нужно подходить с умом»

Протоиерей Сергий Поперечный, настоятель храма пророка Илии в с. Барково (Московская обл.), мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира:

– Несомненно, человеку необходимо физическое воспитание. Сегодня, когда большая часть населения живет в городской среде, человеку не просто противопоставить спорту какую-то физическую работу. Поэтому детский спорт в городах занимает свое достойное место. Сейчас все понимают, что дети должны вырасти крепкими и физически сформированными. Если мы говорим о мальчиках, то это наши воины, это наши защитники, это будущие главы семей, которые в трудную минуту должны быть готовы встать на защиту. Поэтому пусть лучше ребенок занимается спортом, а не где-то шатается по дворам в поисках непонятных занятий или сидит за компьютерными играми, теряя свое здоровье. Но родители не должны упустить момент, когда занятия спортом становятся чрезмерными для здоровья. К спорту, как и к любому другому делу, нужно подходить с умом.

Карьера спортсмена коротка, и в дальнейшем ему нужно будет жить, не работая на аптеку. Если детский спорт ставит задачу, чтобы дети набирали навыки, умения, здоровье, то спорт высоких достижений заставляет работать человека на полную отдачу, на истощение. Олимпийские игры – спорт высоких достижений, с вытекающими отсюда последствиями. Но в то же время это итог тяжелого трудного пути, который проходят не без лишений и страданий. Для многих спортсменов это просто профессия, стартовая площадка, с которой человек видит свое будущее развитие в жизни. Но, к сожалению, большой спорт ведет к развитию в человеке страстей: гордости, тщеславия, славолюбия. Для души христианина, жизнь которого направлена на борьбу со страстями, большой спорт не очень «полезен».

 

***

«В спорте, как и в любой другой профессии, христианин всегда должен оставаться христианином»

Диакон Филипп Пономарев, автор книги «Христианство и спорт»:

– Современный спорт – это сложное и очень интересное явление, ставшее частью жизни общества. Олимпийские игры, возрожденные по инициативе барона Пьера де Кубертена в 1896 году, должны были объединить людей, способствовать созданию мирного общества без войн и революций. Но идеи де Кубертена провалились: на протяжении всего XX века Олимпийское движение и весь мировой спорт политизировались и коммерциализировались, что не соответствует исконным ценностям Олимпийской хартии.

В спорте, как и в любой другой профессии, христианин всегда должен оставаться христианином, быть верным своим религиозным принципам. В современном спорте есть вещи, которые христианин не может принять: допинг, идея национального престижа, дух вражды и соперничества. Но при этом у человека всегда есть выбор: пойти против совести или быть верным заповедям Божиим. Как известно, «сила Божия в немощи совершается», и поэтому я убежден, что если спортсмен честно трудится, не прибегает к помощи запрещенных препаратов, уважительно относится к соперникам – то труды его будут спасительны и благодатны, и даже если он не станет олимпийским чемпионом, то приобретет гораздо больше.

Я полагаю, если смотреть на Олимпийские игры как на спортивный праздник, видеть в выступлениях спортсменов попытку прославить Творца, сотворившего человека и наделившего его разными талантами, в том числе физической силой, ловкостью, грацией, то подобное отношение к спорту положительно скажется на душевном состоянии верующего человека. Спорт может развить трудолюбие и дисциплину, что сегодня очень важно. И конечно, может быть, в стране возрастет интерес к спорту у молодежи. Ведь не секрет, что современные молодые люди огромное количество времени проводят за компьютерными играми, в кинотеатрах, в торговых центрах и физически не развиваются.

Подготовила Анна Ерахтина/Православие.ру