3448

Нельзя не заметить, что за последнее столетие отношение общества к семейным ценностям существенно изменилось. Кажется, что традиционные семейные отношения уже не выглядят столь же привлекательными для молодых людей, как это было, например, во времена Тургенева или Льва Толстого.

Несомненно, это связано с переходом к новому, далеко не традиционному, обществу. Мы знаем, что этот переход обусловлен не только мировоззренческими причинами, но и социально-экономическими и культурными. Можно ли повернуть время вспять и вернуть институту семьи былую его привлекательность? Не является ли тоска многих одиночек, холостяков, как раз поводом к тому, чтобы рассмотреть этот вопрос более внимательно?

Семья как таковая – это особенный организм. В его основе лежит объединение двух людей, которые любят друг друга. Что мы знаем о любви? Чрезвычайно мало. Гораздо больше мы знаем (благодаря Петрарке и Шекспиру) о влюблённости. Влюблённость – как фейерверк – ярко вспыхивает сотнями красивых огней, но сгорает очень быстро. Любовь же не только не угасает, но и крепчает с годами, как хорошее вино.

Существует ли религия, которая говорила бы о любви столь же много и столь же глубоко, как то делает христианство? Едва ли. Любовь лежит в основании христианства, Сам Бог называется в Новом Завете Любовью («Бог есть любовь»: 1 Ин. 4:16). Именно поэтому, православную семью связывают не просто чувства супругов друг ко другу, но некая божественная реальность, лежащая по ту сторону бытия. Любовь, как поэзия, – её нельзя найти, она сама находит на нас. Именно эту любовь можно получить в дар в таинстве венчания, и именно эту любовь можно взращивать, как прекрасный и дивный сад, в семейной жизни. Надо ли говорить, что именно любовь есть главная ценность (драгоценность!) православной семьи и именно из этой любви произрастают все остальные семейные ценности? Она никому не принадлежит, но все живут, любят, созидают только с её помощью.

В чём выражается любовь в православной семье? Прежде всего, в терпении. Семья всегда есть сосуществование нескольких индивидуумов. Муж, жена, дети – и у каждого есть свой взгляд на вещи, есть простые человеческие чувства, иногда усталость, иногда раздражительность. Любовь помогает терпеть недостатки и достоинства супруга(-и). Терпение рождает понимание: любящие всегда видят, когда другому тяжело, когда нужна помощь. В терпении же заключается и жертвенность, без которой невозможно построить крепкой семьи: именно через жертву (временем, силами, работой, мечтами…) лежит путь к семейному счастью. С другой стороны, любовь порождает веру и доверие, без чего не может быть крепкой семьи. Недоверие уничтожает любовь, а без любви начнутся подозрения, раздражение, столкновения и разрушение семьи. Таким образом, самым злейшим врагом православной семьи является эгоцентризм, замыкание на самом себе. Чтобы преодолеть эту опасность, в православной семье существует весьма древний способ, суть которого один мудрый человек выразил такой фразой: любовь, это когда двое смотрят не друг на друга, а в одном и том же направлении. Т.е. любовь – это не замкнутый круг, это путь двоих к одной цели. Для этого супруги объединяются не просто, чтобы жить вместе, но чтобы совместно приносить в этот мир что-то доброе. Совместное творчество и служение людям – вот к чему призвана православная семья.

Может ли такая семья составить конкуренцию свободному образу жизни в наше время – решать читателю. Я же повторю вслед за Экклезиастом: «Двоим лучше, чем одному: ибо если упадёт один, другой поднимет его. А когда в одиночестве человек живёт, и упадёт – то кто поднимет его?» (4:9-10).


http://pravoslavie.fm/family/love/100

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15