Воспитание послушания по трудам святителя Феофана Затворника

Наследие Феофана Затворника содержит выверенное духовным опытом знание, к которому современная педагогика еще только приблизилась.

Все родители хотели бы иметь послушных детей. В современном мире столько книг написано о воспитании, столько рекомендаций в интернете и на телевидении, но кажется, что дети с каждым годом становятся все более непослушными. Если рассматривать послушание как одну из важнейших христианских добродетелей, то и учить послушанию нужно в контексте Священного Писания и взглядов святых отцов. Важные советы по воспитанию послушания можно почерпнуть в трудах святителя Феофана Затворника Вышенского. Его наследие содержит выработанное и выверенное духовным опытом знание, к которому современная наука (психология и педагогика) только приблизилась.

            «Пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни»

Самые частые причины детского непослушания – ошибки в воспитании, которые вольно или невольно совершают родители. Конечно, виной могут быть и физиологические особенности, неврологические и психологические проблемы, но эти причины не являются темой обсуждения в данной статье.

Какие же самые действенные методы воспитания? Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Святитель Феофан пишет, что «дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца»! Поэтому пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Сам святитель Феофан был воспитан в благочестивой семье, поэтому пример добродетельных родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни.

Дети, как губки, впитывают все, что мы делаем, и все, что говорим. Об этом очень ясно пишет святитель Феофан Затворник: «Пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души».

Пусть родители знакомят детей с теми, у коих главная забота – о спасении души

Дети учатся у взрослых независимо от того, осознают ли это взрослые или нет. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Получается, родителям нужно самим быть послушными чадами своих родителей, Православной Церкви, истинными сынами Отечества, исполнять свои обязанности по отношению к духовной и светской власти.

Причем часто именно критика всех и вся при детях учит детей непослушанию. Это огромный вред для детской души. Дети не только видят наше непослушание, но и жизнь в осуждении создает негативный фон семейной жизни.

«Не судите, – и Бога будете иметь всегда своим защитником»

И если взрослые осуждают других людей, критикуют окружающий мир, то тем самым показывают детям, как осуждать других. Так дети учатся видеть больше плохого, чем хорошего в других и в самих себе. Так непослушание обретает оправдание и становится нормой.

вятой Феофан пишет, что «все знают, что судить нехорошо, но все судят. Некоторые даже прибавят: «Господи, не вмени мне эти слова во грех», и осуждают. Думают, что если они так помолятся, то уже можно судить. Или говорят: «а мы должны же иметь свое суждение о человеке». И этим прикрывают свой грех».

К сожалению, в нашем секулярном мире есть семьи, в которых родители допускают смеяться над Церковью, подрывается авторитет священника часто грубою насмешкою. Епископ Ириней (Орда) рассуждает по этому поводу, что «ведь именно Церковь говорит через заповеди детям и взрослым: чти отца твоего и матерь твою. Дитя отсюда делает прямое заключение, что и ценности у этой заповеди нет. И логика на стороне ребенка»! Святитель Феофан называет осуждение «великим грехом» и призывает всех: «Не судите, – и Бога будете иметь всегда своим защитником».

«Младенец живет, следовательно, можно влиять на его жизнь»

Руководствуясь опытом воспитания в своей семье, святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей, так как «в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу». Святитель пишет о важности причащения Святых Христовых Таин и участии в других Таинствах Церкви, посещение богослужений. Важна благодатная атмосфера и дома – частое осенение крестным знамением, окропление святой водою, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ребенку, благословение священника. «Вообще – все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее». Естественно, все это принесет благодатные дары, если родители сами живут церковной жизнью и подают детям пример. Святитель предостерегает, что «все эти столь крепкие ограды, эти сильные и действительные наития могут разорить и лишить плода неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей». Часто можно наблюдать печальное явление: родители приносят младенцев к Причастию, а сами причащаются очень редко или вообще не приступают к Таинствам Церкви. Родители отдают детей в воскресную школу, чтобы там их чад сделали послушными и добродетельными, а сами не прикладывают усилий в духовной жизни. Такой подход часто не приносит ничего доброго, дети, не зная, кого слушать, наоборот, растут своевольными и часто уходят из церковной ограды в подростковом возрасте.

3.jpg

Хотя святитель даже в таких случаях вселяет в родителей надежду: «Господь милосерд, особенно к невинным, но есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей, и мы не можем определить, до какой степени простирается влияние первых на последних; и вместе, до какой степени, при заразительном влиянии первых, простирается милосердие и снисхождение Божие к последним. Бывает, что оно прекращается, и тогда заготовленные причины приносят свой плод. Потому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к воспитанию

«Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий»

В семье и родителям, и детям нужны правила. Святитель Феофан предостерегает родителей, что «дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Очень важно, как родители показывают свою волю. Все распоряжения должны быть хорошо обдуманы и благоразумны. Нельзя требовать не только противоречащего истинам веры, но и слишком трудного, непосильного, несправедливого. Приказания не должны проистекать из каприза или грубого произвола. Об этом пишет и святой: «Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли».

Любящие родители намеренно не обижают своих детей, но неосознанные обиды случаются. Например, многим известна следующая ситуация: ребенок, стремясь сделать что-то самостоятельно, терпит неудачу и получает в ответ раздраженную фразу: «Какой растяпа или неумеха», а то и более критичное выражение. Родители реагируют, не думая, порой сами удивляются вылетевшим словам. Даже при усталости, проблемах на работе и прочих переживаниях нужно держать себя в руках, так как степень нашего раздражения это одно, а степень вины детей это другое. Святитель призывает родителей контролировать свои эмоции: «Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица… Это всегда унижает… и показывает, что ты не умеешь владеть собою. – Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна… Это совсем немудрено сделать… Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть – перемолчи…»

4.jpg

Даже если родители уже сорвались на грубость, еще не поздно изменить тон и исправить создавшуюся ситуацию, которая нарушает и разрушает гармонию чувства достоинства ребенка. Если мы остановимся, успокоимся, извинимся за крик, то ребенок будет раздосадован случившимся, но не будет обвинять себя в произошедшем.

«Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит»

Очень опасно, если ребенку постоянно приходится оказываться в ситуации непослушания. «Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти»; – пишет святитель, – «...между тем душа грубеет, дитя начинает дичать».

Обычно, когда взрослые отчитывают детей, то целью является убедить их делать что-либо лучше и самим становиться лучше. Однако дети не воспринимают грубость как побуждение делать лучше. Ребенком постоянная критика воспринимается как нападение, которое скорее вызовет реакцию защиты, нежели стремление к сотрудничеству. Мы взрослые, и то не всегда способны понять, что замечания и осуждения относятся к нашему поведению, а не к нам самим, а детям это еще труднее. Вот и святитель Феофан призывает быть мягче с детьми, так как «строгость непрестанная и жестока, и безотрадна» и ее важно «растворять теплотою любви».

Вообще надо очень аккуратно относиться к запретам. Не давать приказаний слишком часто, иначе ребенок может стать невнимательным или даже совсем равнодушным. Мы можем этого не осознавать, но постоянное ворчание и выражение недовольства – это легкая форма осуждения. Ворчание не приносит пользы ни детям, ни нам. Даже самые маленькие дети учатся не замечать часто повторяющихся фраз, а для подростков вообще характерно умение «становится глухими» даже без наушников, когда им это нужно. Не будем «талдычить» ребенку, что он должен не забыть, лучше скажем то, что мы хотим, чтобы он запомнил, в противном случае ребенок просто не будет слушаться.

Тон голоса тоже имеет большое значение. Детям необходимо научиться реагировать на указания, даваемые обычным разговорным тоном, а не криком и мольбой. Например, нужно, чтобы ребенок сел рядом. Надо не кричать: «Сядь здесь сейчас же!!!», не умолять: «Машенька, пожалуйста, давай сделаем маме приятное, и ты сядешь вот тут?». А просто сказать: «Подойди и сядь рядом со мной». Думаю, что педагоги со мной согласятся, что многие дети в школе не воспринимают обычную речь, потому что дома на них орут. «Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нежелание», – говорит святитель Феофан. Послушание не является синонимом несвободы. Когда ребенок понимает, что предложенное взрослыми – это не просто какая-то диктатура родительской власти, а здравый смысл, добро, красота, он просто следует всему этому как неким образцам и идеалам жизни. Ребенок понимает, что на него не давят, а просто постоянно взывают к голосу его разума и совести, и он начинает в этом постепенно ориентироваться, и, по слову святителя, «несколько опытов – может быть, не совсем удачных, – доведут до удачных…».

«Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь»

Мы должны говорить нашим детям, чего мы хотим от них и что нам не нравиться в их поведении. «Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети», – говорит святитель.

6.jpg

Главная причина непослушания детей непоследовательность в воспитании, когда родители не следуют своим собственным словам. Например, мама сначала сказала «нет», но потом условия изменились, и можно иногда и «да», или это «да» выпрошено капризами ребенка. И важно, чтобы родители в своих указаниях и запрещениях имели единомыслие. Если, например, ребенок приходит с плачем к матери и жалуется, что отец в чем-то ему отказал, она не должна выражать сожаления, а тем более выражать неудовольствие решением отца, что тот не исполнил детскую просьбу. Любые разногласия нужно разрешать в отсутствии ребенка, так как в противном случае они вредят душе ребенка и приводят к непослушанию. Святитель называет родителей, которые не заботятся о воспитании детей, «чадоубийцами, убийцами собственных детей».

«Молитвою усердною молитесь о детях»

Иногда у родителей все-таки по каким-то причинам не получается вырастить послушного ребенка. Это приносит много огорчений, но святитель Феофан утешает: «Горюете о детях. На то вы мать, чтоб о детях горевать. Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился – и стал как следует быть».

Самое правильное, что родители могут сделать, – это самим стремиться к Богу

Поэтому самое правильное, что родители могут сделать, – это самим стремиться к Богу, самим быть самым любящим и близким примером послушания. Живая, честная и искренняя вера родителей, их пример любви помогут в воспитании и приведут детей к Богу, даже когда те уже выросли из детской веры и родительского попечения. А мудрые советы святителя Феофана Затворника всегда покажут правильные ориентиры в воспитании: «Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А все Богу надо отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком многого значения».

Использованные источники:

1. Ириней (Орда), епископ. О религиозном воспитании детей [Электронный ресурс] / Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-religioznom-vospitanii-detej/ (дата обращения: 15.01.2022)

2.Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. – Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. I–VIII.

3.Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Начертание христианского нравоучения. – М. : Правило веры, 2017. – 480 с.

Екатерина Силинская