106

Наши бабушки и дедушки работали за трудодни, выходили на субботники. И окопы под Москвой в 1941-м году копали не за хорошую зарплату. А если у нас сегодня нет времени ни на что, кроме самих себя, то какие претензии можно предъявлять окружающему миру?

Беседа с епископом Покровским и Новоузенским Пахомием (Брусковым)

Однажды нам позвонила женщина и посетовала на отсутствие в нашем городе столовой или кафе, в котором всегда готовили бы блюда в соответствии с церковным календарем. Она поинтересовалась, почему решением этого вопроса не занимается архиерей. Этот звонок стал поводом для нашей беседы с епископом Покровским и Новоузенским Пахомием о том, что Церковь должна миру, и о том, что должен Церкви каждый верующий человек.

– Владыка, а что бы вы ответили на предложение заняться организацией православной столовой или кафе?

– Что касается постного меню (а вопрос в первую очередь о нем, я думаю), его сегодня и так предлагают во многих заведениях общественного питания. Поэтому проблем с постом у человека, который по-настоящему хочет его соблюдать, сегодня не возникает. Он или готовит себе что-то постное дома, или питается в столовых, где такие блюда предлагают.

Но вопрос, как я понимаю, шире: должен ли этим заниматься архиерей? Надо прекрасно понимать, что Церковь – это не какая-то корпоративная структура, не акционерное общество, не собрание людей, которые проводят некие идеи в мир, а большинство наших сограждан являются потребителями этого продукта. Церковь – это общность людей верующих, собранных Самим Христом. Живя своей верой, мы становимся проповедниками своих взглядов окружающему миру.

Живя своей верой, мы становимся проповедниками своих взглядов окружающему миру

Поэтому Церковь специально не занимается созданием столовых, которые готовят постное меню. Если среди наших прихожан находятся люди, желающие организовать такое кафе, они будут предлагать там и постные, и скоромные блюда. Но в обязанности священнослужителей или церковнослужителей не входит организация комбинатов по производству растительного масла или целомудренной одежды. Прямая обязанность священника – проповедь слова Божия, совершение богослужения, работа с людьми, воспитание детей на основе Евангельских заповедей.

– А почему к Церкви сегодня нередко относятся как к центру социального обслуживания населения? От нее ждут, чтобы она заботилась о воспитании детей, о здоровье пожилых людей и даже о благоустройстве улиц.

– Люди, которым свойственны такие ожидания, смотрят на Церковь, как правило, со стороны. Они, называя себя христианами, по большому счету, не являются членами Церкви. И ждут, что Церковь может что-то дать им. Но это коренное непонимание природы Церкви и своего места в ней.

Церковь Христова надмирна, у нее совершенно иное предназначение в этом мире. Одна из главных задач священника – дать человеку духовную пищу. В жизни и конкретной личности, и всей Церкви важное место должна занимать духовная составляющая: стремление человека к Богу, его молитва, внутренняя жизнь. А внешняя деятельность должна прилагаться к внутреннему содержанию, проистекать из него.

– При этом люди, которые что-то ждут от Церкви, не всегда принимают ее мировоззрение. Не спешат менять свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Можно ли сказать, что за таких людей Церковь ответственности не несет?

– Я считаю, что в полной мере мы не можем быть ответственны за того человека, который не хочет себя ассоциировать с Православием. Но в то же время священник несет ответственность за всех людей, которые называют себя христианами. Он в полной мере, наверное, не будет отвечать за тех, кто не хочет жить по заповедям. Но сердце священника болит за всех людей.

– Но все-таки Церковь — действительно общественный институт, который пользуется какими-то льготами, кредитом доверия. Так что же она должна миру?

– Мне кажется, что лучше не думать, что кто-то что-то должен тебе. Надо думать о том, чем ты можешь послужить Богу, миру.

Лучше не думать, что кто-то должен тебе. Надо думать о том, чем ты можешь послужить Богу, миру

Конечно, Церковь всегда ощущала и ощущает себя носительницей определенной традиции. На мой взгляд, в наше время она является одним из немногих социальных институтов, который поддерживает в нашем народе некий национальный код, национальную традицию, народную память, развивает и поддерживает патриотические чувства.

Церковь по своей природе является хранительницей истины, нравственного критерия. Но нужно прекрасно понимать, что Церковь сильна не какими-то своими абстрактными поступками, а своими прихожанами. Чем больше в наших рядах будет ответственных мирян, которые не только ждут чего-то для себя, но и готовы жертвовать, отдавать, тем сильнее будет Церковь.

Человеку свойственно ожидать, что ему кто-то что-то должен. Но когда мы говорим о том, что нам что-то должно государство, у нас есть для этого основания. Потому что мы все платим налоги, несем иные государственные повинности, фактически являемся частью этого государства. Мы что-то отдаем на благо государства и вправе что-то требовать в ответ.

Людям свойственно что-то ожидать и от Церкви. Но чтобы что-то ждать, нужно сначала что-то отдать. Церковь с момента ее основания всегда принимала самое активное участие в жизни общества. Она всегда несла труды в области воспитания детей, образования, помощи обездоленным. С древности при каждом монастыре были приюты, богадельни. В голодные годы каждый человек мог получить в обители хотя бы кусок хлеба, который фактически спасал его от голодной смерти. Но все это происходило потому, что Церковь обладала значительной материальной базой и могла осуществлять какие-то серьезные благотворительные проекты, социальную деятельность.

Сегодня у Церкви такой базы нет. Надо же прекрасно понимать, что храм, здание воскресной школы – это не ресурс, а источник расходов на их содержание. А для широкой социальной работы, как это ни банально прозвучит, нужны материальные средства.

– Обычно, когда речь заходит о каких-то общественных проектах, рядовой прихожанин думает, что это не про него. Да и житейских забот у него слишком много, чтобы заниматься проблемами храма. Хорошо, хоть есть время на службы ходить…

– Это связано с разрушением общественных связей между людьми, которое мы сегодня наблюдаем. Ведь еще несколько десятков лет назад любому человеку было понятно, что такое община, коллективное хозяйство, в котором важно лично мое участие.

Церковь также ждет от каждого человека определенной работы, личного участия. Если в каком-то населенном пункте люди хотят построить храм, это должно стать в первую очередь их заботой, а не правящего архиерея. И, слава Богу, в нашей епархии такие примеры есть. Мы сами должны заботиться о воспитании будущих пастырей, о развитии своих приходов. Иначе зачем это нужно делать, если сами прихожане не проявляют заинтересованности?

По сути, работа, забота о своих детях – это попечение о своих личных нуждах. Мы любим сейчас вспоминать о былом величии нашей державы, о великих достижениях нашего народа. Но не надо забывать, что они не просто так были достигнуты. Наши бабушки и дедушки работали за трудодни, выходили на субботники. И окопы под Москвой в 1941-м году копали не за хорошую зарплату. А если у нас сегодня нет времени ни на что, кроме самих себя, то какие претензии можно предъявлять окружающему миру?

– Может ли сегодня что-то изменить простой человек?

– Прихожанам нужно обратить внимание на посильное участие в жизни Церкви. Евангельская вдовица ведь бросила всего две лепты. Почему же эта жертва на храм оказалась великой в глазах Христа? Потому что она отдала все свое пропитание, возлагая надежду не на деньги, а на Бога. И вот, если бы каждый человек проявлял хотя бы отчасти такое дерзновение, он мог бы и на большее рассчитывать.

Речь идет не только о материальных пожертвованиях, хотя и это важно. Ведь когда в храме мы покупаем крестик или книжку, то всего лишь восполняем те средства, которые были затрачены на производство этой вещи. Но, кроме этого, нужно ведь думать о помещении храма, о содержании духовных учреждений, штата священно- и церковнослужителей. Благотворительная помощь также может быть направлена неимущим прихожанам храма.

Конечно, у рядового прихожанина порой действительно нет денег. Но он же может убраться в храме, на его территории. Обратиться к священнику с вопросом: «Могу ли я чем-то помочь обездоленным людям на нашем приходе? Может, одиноким пенсионерам нужно помочь с покупкой продуктов, с уборкой?»

Если мы говорим, что верим в Бога, но при этом ничего не делаем для окружающих, наши слова – лицемерие или заблуждение

Человеку нужно иметь запас времени, которое было бы потрачено не только на приобретение хлеба насущного или удовлетворение личных потребностей, но и на благо окружающих его людей. Христианину важно всегда помнить слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 17). Если мы говорим, что верим в Бога, но при этом ничего не делаем для окружающих, наши слова – лицемерие или заблуждение. По мере сил мы должны помогать людям. И при этом верующий человек не должен ждать награды, одобрения, а делать, понимая, что благотворительность, милосердие, помощь храму – это его долг.

С епископом Покровским и Новоузенским Пахомием
беседовала Марина Шмелева

pravoslavie.ru