168

«Несколько раз я оставался в Храме на ночь. И однажды, когда я делал фотографии в Кувуклии, у меня было ощущение присутствия рядом всех Божественных сил…»

В дни Страстной седмицы сердца миллионов православных христиан обращены к Иерусалиму – городу, где принял Крестные страдания наш Спаситель, где толпа кричала: «Распни, распни Его», где Он молился об убивающих и обещал разбойнику, что он сегодня же будет с Ним в Царствии Небесном. О великой христианской святыне – Храме Гроба Господня в Иерусалиме рассказывает Александр Логвиненко. В Издательстве Сретенского монастыря вышла красивейшая книга-путеводитель по этому святому месту. Она содержит сотни фотографий, сделанных Александром ночью, когда нет тысяч паломников, рассказ о Голгофе с местом распятия Спасителя, о Камне помазания, Кувуклии с гробницей Христа, о пещере обретения Животворящего Креста… Ты будто сам оказываешься в Храме храмов…

1.JPG

«Я один из сотни родственников мог молиться в Храме Гроба Господня»

Мое изучение Храма Гроба Господня началась 13 мая 2013 года, когда я проснулся ночью и принял решение, что буду заниматься этой темой. И с тех пор каждый день я занимаюсь ей в большей или меньшей степени. 

Первый раз на Святой Земле я побывал в 2009 году во время однодневного путешествия, и мне повезло посетить и Вифлеем, и Иерусалим. Но я мало что знал в тот момент о Храме Гроба Господня. И, когда я собирался в Израиль, я не ожидал, что все святыни находятся под одной крышей: и святая Голгофа, и Камень помазания, и Гроб Господень... 

Оказалось, что нет отдельной книги про Храм. И мне пришла в голову мысль – почему бы мне этого не сделать?

Нас долго вели по улочкам Старого города Иерусалима, и вдруг мы вышли на площадь и экскурсовод сказала: «Вот Храм Гроба Господня, у вас есть пять минут, чтобы сфотографироваться». Это было очень неожиданно, потому что в моей голове, как у православного христианина, было понимание, что храм – это здание, вокруг которого можно пройти крестным ходом во время службы. А оказалось, что тут просто нагромождение старинных зданий, сооружений. Причем видно, что эти плиты внизу перед входом настолько отполированы подошвами! Потом я стал уточнять, оказалось, что несколько миллионов паломников за всю историю Храма Гроба Господня посетили его. И для меня было очень приятно и неожиданно побывать в этом храме, потому что я один из всех моих 50 или 100 родственников удостоился такого счастья. Примерно два часа я провел первый раз в Храме и вышел из него другим человеком. Мне очень хотелось купить отдельную книгу об этом храме. В тот момент я ее не купил. Посчитал, что было мало времени, нас мало водили по книжным магазинам, все было бегом-бегом. Затем через два года я побывал там во второй раз. Опять хотел купить книгу, и опять мне не повезло ничего найти. Да, в Иерусалиме есть много сборников: «Иерусалим – земля Иисуса», «Святая Земля стопами Спасителя» и прочие общие названия и общие сборники, где много про святые места, но отдельной книги про Храм я тогда так и не нашел. По возвращении в Москву я перерыл весь интернет, и оказалось, что нет такой книги на русском языке. И ночью в 2013 году мне пришла в голову такая идея, мысль, желание – почему бы мне этого не сделать? У меня есть возможности, я могу летать на Святую Землю, у меня есть некоторые финансовые ресурсы, чтобы потратить их на это, чтобы другие люди могли прочитать. Чтобы они точно так же, как и я открыли для себя это чудеснейшее место. Это место, где под крышей одного громадного храма находится масса святых мест. И с того момента я начал заниматься этим вопросом.

2.JPG

Также мне очень повезло, что на моем жизненном пути Господь меня сподобил встретить великого православного человека – митрополита Вострского Тимофея. Это экзарх Иерусалимского Патриархата. Оказалось так, что мы вместе с владыкой летели с Кипра в Киев, где владыка Тимофей возглавлял делегацию Иерусалимской Церкви на интронизации Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Это было в августе 2014 года. Он в Храме Гроба Господня знает буквально каждый камень, каждую икону, каждую мозаику. И это главный человек, направляющий мою деятельность при написании текстов, комментариев. Нельзя сказать, что он является редактором, но ни одна страничка не прошла мимо его глаз. И очень часто владыка Тимофей мне говорил: «Александр, вот тут не совсем верно ты написал. Не нужно слушать этих комментаторов, экскурсоводов, которые часто приукрашивают что-то. Надо писать так, как оно есть или было». Поэтому все тексты в книге, которая вышла в Издательстве Сретенского монастыря, действительно выверены с точностью до мельчайших исторических нюансов. А их очень много. 

Когда я приступал к созданию книги, то хотел, чтобы те люди, которые хотя бы раз побывали на Святой Земле и в Храме Гроба Господня, могли обновить ту информацию, которую они получили. Храм громадный, там около 50 различных помещений, больших и маленьких, есть несколько звонниц внутри самого храма. На верхних этажах есть кельи, где живут монахи. Сегодня Храм Гроба Господня, в силу исторических моментов, событий за все прошедшие 17 веков с момента его строительства, похож, если можно так сказать, на коммунальную квартиру. Его собственниками являются шесть конфессий. Три из них главные: это православная Иерусалимская Патриархия, Армянская Апостольская Церковь и Францисканский орден Римско-католической церкви. Это три главные конфессии. Еще есть три конфессии, которые не носят титул главных, – это Коптская церковь, это Сиро-яковитская церковь и Эфиопская церковь. Длительное время Храм Гроба Господня находился на территории, подчиненной османским султанам, на территории Османской империи. И они выпускали несколько раз за эти столетия специальные указы – ферманы, в которых регулировалось действие и взаимоотношение Церквей, конфессий внутри храма. Это касалось не только Храма Гроба Господня, но и храма Рождества Христова в Вифлееме. И комплекс этих ферманов составляет так называемую систему статус-кво – систему юридических правил, которые не могут быть резко изменены. Там много различных нюансов, в двух словах: любое действие должно быть согласовано в первую очередь с тремя главными конфессиями. 

3.JPG

Фото ночного Храма

Для работы внутри Храма я получал благословение только от администрации Иерусалимского Православного Патриархата. Я писал прошения и получал визы. Несколько раз я оставался на ночь в Храме, мне разрешали. Я имел благословение, чтобы снимать фото, видео, потому что в дневное время не все святыни можно качественно сфотографировать. Большое число туристов, паломников, и каждый приходит со своими мыслями, хочет помолиться – нельзя же человеку сказать: «Ты отойди, мне надо сфотографировать». Поэтому большая часть фотографий внутри Храма сделана в ночное время. Все фотографии, 95–96 % – это мои личные, которые я делал на специальной профессиональной камере, в основном на штативе, потому что внутри Храма все-таки освещение не такое качественное, яркое, как снаружи. Остальные 3–4 % фотографий – это различные исторические снимки. Например, есть фотография, сделанная в Великий Четверг 1888 года, где Патриарх омывает ноги священнослужителям.

Когда ты оказываешься в Храме Гроба Господня один ночью, то первое желание, которое есть, это просто помолиться. Потому что нет суеты, нет миллиона паломников, и ты находишься в таком месте, что о работе думаешь в последнюю очередь. Если человек истинно верит в Иисуса Христа, то для него побывать на Святой Голгофе, где Спаситель закончил Свой земной путь, – это величайшее счастье, величайшая минута. А спустившись дальше с Голгофы, через 30 метров паломник может подойти к Кувуклии – месту, где совершилось самое главное христианское чудо – Воскресение Господа Иисуса Христа. 

Когда ты оказываешься в Храме Гроба Господня один ночью, то первое желание – просто помолиться

И, ходя по храму, человек все время видит одно святое место, другое: вот камень, к которому привязали Спасителя, когда Его бичевали. А вот здесь колодки, в которые, по преданию, Он был заключен перед тем, как начали вбивать гвозди. При входе встречаешь Камень помазания, на котором было положено тело Христа после распятия, где Он был завернут в пелены, в саван. И там это все на каждом шагу. 

И несколько раз я специально оставался внутри ночевать, чтобы делать фотографии. И когда закрылись ворота, примерно в 11 часов вечера, я получил свои полчаса для работы в Кувуклии. В тот момент, когда я занес оборудование, поставил фотоаппарат, начал фотографировать, у меня было то самое ощущение присутствия рядом всех Божественных сил. Я до сих пор помню – а это было в 2015 году, – как руки меня не слушались, по телу, по лицу, по глазам тек пот. Хорошо, что вся техника была настроена. Она подчинялась не мне, а фотографировала на определенной выдержке, с определенными промежутками. Но если бы этого не было, я бы ничего не смог сделать, потому что мое физическое и духовное состояние было отрешено от фотографий, от техники. Прошло уже несколько лет, но я это отчетливо помню. 

4.JPG

В дневное время для паломников доступны пять этажей в Храме Гроба Господня. Очень интересно у Армянской Церкви, на принадлежащем ей втором ярусе; очень много интересного на первом ярусе у Францисканского ордена. У них и свой небольшой монастырь, и своя небольшая звонница, и своя библиотека. Но Греко-Православной Церкви, о которой мы говорим обычно как о Иерусалимском Православном Патриархате, повезло больше всех, потому что здание Иерусалимской Патриархии непосредственно одной стеной примыкает к зданию Храма Гроба Господня, и можно свободно ходить и в патриархию, и в Храм. В самой патриархии проживают все священнослужители, там же находится место приема Патриарха. 

Почему мусульмане хранят ключи от Храма Гроба Господня 

Открытие и затворение ворот Храма Гроба Господня – это очень интересная и необычная церемония, в которой участвуют представители разных конфессий. Рано утром приходит специальный ключник, который стучит в ворота, в воротах открывается небольшое оконце, монахи изнутри храма передают специальную лестницу, ключник ставит ее и поднимается к замкам и отмыкает их. Ворота открываются монахами по очереди. Одно утро – Иерусалимская Патриархия, затем Армянская Патриархия, затем орден францисканцев. И так это повторяется изо дня в день. А ключ хранится у одной из мусульманских семей. Это произошло в далеком XII веке, когда Иерусалим и Святая Земля были завоеваны мусульманским султаном Салах ад-Дином. Он в тот момент поручил одной из мусульманских семей хранить ключ. Через некоторое время он назначил еще одну семью, которая будет ворота открывать. Так было сделано, потому что оказалось, что, когда ключ хранился у одной семьи, появились некие элементы коррупции. В итоге в одной семье ключ хранят, а другая – открывает замок, а ворота открывают монахи, и открывают по очереди. Хочу обратить внимание, что не мусульмане открывают ворота, и не они закрывают ворота, а христианские монахи. У мусульман только хранится ключ.

Внутри Храма действительно есть любовь и положительные взаимоотношения

Ключ хранится в семье аль-Хусейне. В 2018 году мне повезло – я брал у главы семейства интервью. А отмыкает и замыкает представитель семьи Нусейби. Это очень добропорядочные мусульманские семьи, очень образованные. У них прекрасные отношения со всеми христианскими конфессиями. Когда посещают это святое место высокие особы – короли, президенты, эти мусульманские семьи в обязательном порядке присутствуют, и каждый, кто приходит из высоких особ, старается подержать в руках этот необычный ключ. Это очень простое, примитивное железное изделие длиной 25–30 сантиметров. Да, я тоже его держал в руках. Но его может попросить подержать любой, никогда никаких отказов не было. Потому что внутри Храма действительно есть любовь и положительные взаимоотношения. Безусловно, как во всех коммунальных квартирах, есть некоторые споры в Храме, иногда они яростные. Нет, в момент схождения Благодатного огня, наоборот, споров мало. Чисто хозяйственные споры бывают. А когда торжественные мероприятия, все споры откладываются.

5.JPG

Схождение Благодатного огня

В Великую Субботу все ожидают схождения Благодатного огня. И должен сказать, что, с одной стороны, присутствует чувство единения, которое переполняет душу. С другой стороны, это такой напряженный физически момент. Тысячи людей, каждый хочет протиснуться; толкаются, шумно, разноголосица, в туалет сходить нельзя. Это как подготовка космонавтов к полету, точно так же человек должен готовиться к этому дню. Все ждут, когда выйдет Патриарх с зажженными свечами. Очень быстро, моментально огонь разносится по всему храму, все делятся. Потом огонь выливается на улицы Старого города, и все паломники радостно расходятся. А в этот момент священники идут, и у них начинается служба, Божественная литургия. А паломникам до этого уже нет дела, они фотографируются, идут в город. На Литургию остается человек 20–30. Это те, которые, может быть, уже не в первый раз. Им важно не только получить огонь из рук Патриарха, но и поучаствовать в Божественной литургии. Но это те, кто не в первый раз. Потому что в первый раз переполнение эмоциями настолько большое, что все затмевает. 

Я счастливый человек, я благодарен, что имел возможность доехать до Святой Земли, зайти в Храм Гроба Господня, имел возможность зайти в Кувуклию, поцеловать плиту, на которой лежало тело Спасителя. Мои ощущения были ощущениями счастья. 

Я пришел в православие взрослым человеком. Я родился в Узбекистане, куда в период голодомора бежали из Оренбургской губернии мои родственники со стороны мамы и из Черниговской губернии – со стороны папы. В период перестройки – в конце 80-х годов я переехал на территорию Украины. И продолжил свою работу на военном заводе в Харькове. И уже там я встал на путь христианства и православия, потому что в городе, где я родился, не то что не было христианской православной церкви, там не было даже мечети. Это были такие суровые коммунистические времена, когда никому ничего в этом отношении не дозволялось. И только в Харькове я взрослым крестился, начал посещать храм – прекрасный храм, посвященный Трем святителям. В народе он называется ‎Гольдбергова церковь – эта церковь была построена на деньги православного еврея Гольдберга. Таким образом как-то судьба меня сплетала с христианством, с евреями, со Святой Землей. Первые шаги были отсюда, и они же меня привели к книге о Храме Гроба Господня. 

6.JPG

Поэтому те читатели, которые купят эту книгу, они увидят в ней очень многое. Там есть схемы самого Храма по разным этажам, схемы Старого города, схемы Пути Скорби – это путь от того места, где Иисус был осужден, по той дороге, где Он нес перекладину, на которой был распят; дальше есть в книге описание тех или иных служб. В книге есть описание церемонии Благодатного огня, расписано по минутам. С одной стороны, можно рассматривать книгу как путеводитель, а с другой, это более детальная мини-энциклопедия всего, что связано с главным моментом христианства. Главный момент христианства – это Воскресение Иисуса Христа. 

Книга получилась такой благодаря большому коллективу людей, которые прямо или косвенно мне помогали. Это касается и текстов, и составления макетов, и работы над обложками. Издание книги – большой труд. И я буду рад, если книга будет интересна и полезна! 

Александр Логвиненко

monastery.ru