134

За болью и печалью скрывается Божие благословение. За этим стоит возрождение, воссоздание человеческой личности.

О любви

Любовь – самый прекрасный цветок в саду добродетелей, которые в совокупности составляют букет проницательности.


Некий святой молился такими словами: «Господи, позволь мне помогать другим, а не другим помогать мне. Дай мне силы любить, а не быть любимым. Дай мне силы понимать, а не быть понятым». Это самый яркий цвет радуги евангельских Небес. Это самая дорогая жемчужина на венце веры. Это ключ, который открывает все двери человеческих отношений. Это лекарство, которое лечит все болезни души и тела. Это зеркало с тысячами отражений Бога. Это счастливая улыбка весны. Это самая мелодичная нота жизни. Это евангельский и ангельский гимн Небес.

Он просил о той любви, о какой учил наш Господь, а не о той, как ее неправильно понимают и искажают люди. 

Она похожа на духовный аромат. Она принадлежит сердцу как плод и приношение нашего расположения. Любовь измеряется не тем, что вы даете, а тем, как вы даете. Любовь – это не только протянуть руку, но и отдать свое сердце. Если вы знаете, как делиться собой с другими, значит, вы знаете, как любить. «Ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7), – говорит апостол Павел. Бог любит милосердного человека, дающего с радостью и по собственной воле.

Если вы знаете, как делиться собой с другими, значит, вы знаете, как любить

Мы должны носить бремена друг друга

Сходите в психиатрические лечебницы и посмотрите, как сильно страдают души людей. И мы, так называемые «здоровые», призваны никогда не забывать о них. Их нельзя оставлять без внимания и нашей молитвы. Давайте попросим Бога послать им терпение, облегчение и исцеление.

Мы должны нести страдания наших братьев. Если мы этого не сделаем, у нас не будет любви. Если мы их забудем, тогда сами окажемся вне Божией любви. 

Бог испытывает их, чтобы привести их в Свое Царство, и ждет от нас, чтобы мы их поддержали. Если они там заперты, это не значит, что мы тоже должны бросить их. Потому что мы тоже можем оказаться там завтра.

Давайте подумаем о том, что в данный момент многие люди находятся в агонии смерти. Их жизнь подвергается суду, и их проверяет совесть. И они говорят: «Что теперь будет?» Эта боль, эта агония должна стать нашей. И тогда Бог, Который держит поводья всего и наши сердца, вспомнит эту любовь, запечатает ее и вернет ее вам!

Он ответит не только в загробной жизни, но и в этой жизни. Будет время, когда мы также столкнемся с трудностями, и Он поможет нам, Он просветит других людей молиться за нас, как это делали мы.

Мы пожинаем то, что сеем. Посей пшеницу, и пожнешь пшеницу. Посеешь плевелы, и пожнешь тернии. Земля возвращает фермеру в соответствии с посеянными им семенами. И Живой Бог, Который исследует сердца и имеет бразды правления над всем, Который знает сокровенное в людях, ответит справедливостью.

Об испытаниях

Печаль – это плохо. Но за болью и печалью скрывается Божие благословение, за этим стоит возрождение, воссоздание человеческой личности. Почти каждый своим обращением к вере обязан некоторым испытаниям. Например, в одной семье все идет хорошо. Но затем, например, Бог забирает их ребенка. Это большое бедствие. Затем приходит благодать Божия, осеняет их, и они чувствуют себя умиротворенно. Они становятся ближе к Церкви, к исповеди, к священнику. Из-за ребенка они начинают ходить в церковь. Эта боль заставляет их искать, молиться об упокоении своего ребенка, посещать Литургии.

Боль смягчает сердце и делает его восприимчивым к словам Божиим. Пока все хорошо, человек не слышит их. Например, в молодости человек говорит: «Я самый первый, и никто другой». Итак, у них есть ученые степени, доброе имя, здоровье, внешность, все, что они бы могли пожелать. Но когда они умирают от болезни, они начинают думать иначе. Суета сует, все суета. «Я могу умереть. Что во всем том, чего я достиг, хорошего?» И они начинают думать иначе.

Боль смягчает сердце и делает его восприимчивым к словам Божиим

Может быть, к ним, например, заходит кто-нибудь и говорит: «Прочтите эту книгу и посмотрите, что в ней написано». И они слышат слово Божие. Когда вы даете Евангелие, боль уже сделала их сердце восприимчивым. Они открыли его и начали читать. Вот тогда и начинается их воссоздание. Когда они выздоравливают, они сразу же встают и живут своей жизнью настороженно. Они уже не живут, как раньше, со своей гордостью и мечтами.

Болезнь и печаль – главные лекарства по Божию Промыслу, чтобы приблизить людей к Себе и умножить их добродетель.

Болезнь и печаль – главные лекарства по Божию Промыслу, чтобы приблизить людей к Себе и умножить их добродетель

Праведный Иов был одним из лучших людей на земле, но Бог хотел сделать его еще лучше. Время его испытаний стало временем его прославления. Он был человеком благочестивым, богобоязненным, но до испытаний не прославился. С того момента, как он был испытан и боролся, его слава возросла и осталась нерушимой до сегодняшнего дня. Он яркий пример и вдохновляет всех, кто проходит испытания. Если даже святой был испытан, тем более это справедливо для нас, грешников. 

В результате он стал святым и получил вдвое и втрое больше, чем потерял. Таким образом, он на века стал примером для тех, кто страдает, чтобы они могли сравнить себя с ним, опереться на него, найти в нем покой и сказать: «Это произошло по воле Божией. Благословенно имя Господне!» Иов склонил голову и сказал: «Господь дал, Господь и взял. Даже если Господь забрал моего ребенка, разве Он сначала не дал его мне? И Он взял его. Где сейчас мой ребенок? В раю? Что там происходит? Он в состоянии покоя».

За каждым испытанием кроется воля Божия и блага, которые, естественно, сначала могут быть не очевидны, но которые будут признаны позже. Примеров тому очень много.

Один из таких примеров – святые Андроник и Афанасия. Они были супружеской парой, а Андроник был золотых дел мастером с большим достатком. Часть его доходов шла на содержание семьи, остальное он раздавал бедным. У них родились две очаровательные маленькие девочки. Но однажды они обе умерли от болезни. И родители пошли их хоронить. Бедная Афанасия безостановочно плакала над могилой. Андроник и сам плакал. Не зная, что делать, он пошел домой. Афанасия осталась у могилы, рыдая: «Дети мои, дети мои…» Солнце начало садиться, и пора было закрывать кладбище. В своей скорби и печали она увидела приближающегося к ней монаха. Он спросил:

– Почему вы плачете, госпожа?

– Как же мне не плакать, отец? (Она думала, что это кладбищенский священник). Я похоронила своих детей, двух своих ангелов. Я положила их в могилу, и теперь мы с мужем совершенно одни. Нет мне никакого утешения. 

Он сказал: 

– Ваши дети находятся в раю с ангелами. Они пребывают в радости и веселии Божием, а вы плачете. Но вы ведь христианка, не надо. 

– Мои дети правда живы? Они ангелы?

– Конечно, ваши дети ангелы. 

Это был святой тамошней церкви. В конце концов, Андроник и Афанасия пошли каждый в свой монастырь и тоже стали святыми…

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

Перевела с английского Александра Калиновская

monastery.ru