196

Крик петуха получил литургическое осмысление как призыв к утренней молитве.

К неизменяемым параметрам древней гномоники, т.е. измерения времени, относится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) начинается с вечера: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5). В новозаветное время такая традиция сохраняется: ап. Павел говорит о своих страданиях, что он ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11, 25). В древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой началом дня было принято считать рассвет.

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому имеется в Евангелии. Христос говорит: Не двенадцать ли часов во дне (Ин. 11, 9). Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь, 24 часа. Только они были разными по длительности, в зависимости от времени года, только в дни весеннего и осеннего равноденствия часы были равны. Отсюда название "косой" час. При такой системе отсчета времени пользовались солнечными часами. В этой связи следует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв, принадлежащую свт. Иоанну Златоусту. Она содержит 24 стиха-прошения по числу часов в сутках.


Архимандрит Макарий (Веретенников)

В кон. X в. Древняя Русь приняла христианство и применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели. Одновременно получила распространение система счета времени "косыми" часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 г. в Троицкой летописи, как вел. кн. Василий Дмитриевич «замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякий же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь».

В 1539 г. по благословению архиеп. Новгородского Макария мастером Семеном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы из сохранившихся. Несколько лет назад солярные часы были восстановлены на обелиске на соборной площади в обители прп. Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались "стражами", соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трех косых часов. В кн. прор. Исаии говорится: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей (стражи), которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, – не умолкайте пред Ним (Ис 62, 6-7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним (Мк. 6, 48).

Часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения. В монастырских службах проявляется римская стража в 3 часа в виде расстояния между службами 3-й Час, 6-й Час и 9-й Час. Можно предположить, что то же расстояние было между службами 9-й Час и Вечерня. В результате богослужения дневного круга соотносятся следующим образом: Вечерня – 12-й дневной косой час, Полунощница – 6-й ночной косой час, Утреня – 12-й ночной косой час, 3-й Час – 3-й дневной косой час, 6-й – 6-й дневной косой час, 9-й – 9-й дневной косой час.

Существовали также песочные, водяные и огненные часы. Однако с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма. Такие часы показывали четко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам во время равноденствия в марте и сентябре. В XIV в. в Европе распространилось "часомерие" в равноденственных часах, в России эта система получила распространение с петровской эпохи. Немудрено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церковных служб “Часами” перестало соотноситься с косыми часами, даже если они и были связаны с ними генетически.

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака, зафиксированного невматически. Необходимо отметить, что развитие часомерия сказалось и на развитии колокольного звона, который был использован для озвучивания времени. С появлением курантов возникло новое направление в музыкальном искусстве.

Современное начало суток – с полуночи – было введено в процессе петровских преобразований. Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немецким или латинским. В древности благочестивые люди после захода солнца, то есть с наступлением ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обычай относится к 24 часам ночи.

В наше время древнее часомерие сохранилось как достопримечательность, напоминающая о прошлом. Но в монастырях Афона оно сохраняется реально, с византийских времен по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Византийское время наглядно показывает иной, построенный на молитве дух. Оно более соответствует структуре богослужения, дает чувство сопричастности древним отцам, создателям православного богослужения.

Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух. На древнерусском языке "кур" означает "петух". В Остромировом Евангелии читаем: «Не весте бо, когда Г(оспод)ь придет, вечеръ ли, или полунощи, или в куроглашение, или заутра» (Мк. 13, 35). Определять ночное время по пению петухов было делом общеизвестным. Имя этой домашней птицы дало именование особому чинопоследованию в православном богослужении, чину куроглашения. Его появление связано с Афоном. Чин содержится в древнерусских Часословах XIII-XIV вв. Совершался в монастырях, впоследствии вышел из употребления. Его смысл в благодарности Богу за дарование нового дня. Чин совершался на паперти храма. Наряду с его пространной редакцией была и краткая келейная, без псалмов. Ее состав похож на современное утреннее правило. По всей видимости оба этих чина восходят к правилу Пахомия Великого о 12-ти молитвах.

Известны слова псалма: Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6). Русская же поговорка гласит: «Божья тварь Богу работает». Можно сказать, что петух неустанно «работает» Богу своими природными качествами, дарованными от Господа. Раскаяние ап. Петра произошло во время утреннего пения этой птицы. Благодаря этому событию изображение поющей птицы встречается в православной иконографии. Крик петуха получил литургическое осмысление как призыв к утренней молитве.

насельник Троице-Сергиевой Лавры
архим. Макарий (Веретенников),
докт. церк. истории

stsl.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15