154

Часто мы так зацикливаемся на материальных и духовных потребностях, что забываем, насколько важно научить детей справляться со своими эмоциями, распознавать их, контролировать. Вот некоторые симптомы внутреннего кризиса.

Возможно ли быть идеальным родителем? Большинство из нас очень хотят, чтобы дети ни в чем не нуждались, – просто мечтают об этом. Это свойственно каждому родителю, который желает своему ребенку добра. Но часто при мысли, что нужно удовлетворить все духовные и материальные (к этому списку можно также добавить эмоциональные) потребности детей, на душе будто камень. Важно заметить, что дети вырастут цельными личностями, если в воспитании мы станем подражать Христу. Пока они растут, мы всё равно будем переживать, тревожиться. В детях будем видеть себя, они будут постоянно напоминать о нашем детстве, будем рассуждать о том, что из нашего детства им бы стоило передать или испытать, а что, напротив, лучше бы обошло их стороной. Мы будем внимательно следить за каждым их шагом, готовые в случае чего тут же броситься на помощь.

Тем не менее, порой, несмотря на все усилия, наши дети страдают или непрестанно ведут серьезную внутреннюю борьбу: мучаются от депрессии, тревоги, привязанности, проблем, связанных с переходным возрастом, от частых смен настроения или других трудностей, с которыми сами справиться не в силах. Родители на подобные ситуации реагируют совершенно по-разному. Некоторые будто впадают в ступор. Некоторые реагирует слишком бурно, слишком активно, в результате и без того непростая обстановка может стать еще хуже или выйти из-под контроля. Кто-то впадает в замешательство, рассуждает: «Как такое могло произойти? Я ведь думал, что всё делаю правильно». Нам даже может казаться, что всё плохо, что, если детям нужна помощь, мы допустили ошибку, будем терзаться вопросом: «Что я сделал не так?». К великому сожалению, немало и таких родителей, которые многие годы отрицают, что у детей есть проблемы, лично продлевая их мучения, такие родители попросту отказываются признать, что детям нужна помощь, возможно, даже специалиста. Мы решим вмешаться только потом, когда ситуация уже накалится до предела. Однако находятся и те, кто при первых признаках внутреннего кризиса ребенка способны отреагировать быстро и при этом взвешенно.

Дети, растущие в верующих семьях, от описанных выше проблем, конечно, застрахованы, не правда ли? Многие родители свято верят, что если дети растут в храме, то они априори смогут избежать проблем, с которыми сталкиваются дети по всему миру. Такие суждения и ожидания понятны и весьма распространены. Однако порой – как бы мы ни старались, на какие бы жертвы ни шли, как бы ни уберегали – дети всё же страдают от психологических проблем и нуждаются в помощи. Если детям нужна помощь, например совет, то это не наша вина. Поддержать, ослабить боль – всё это входит в родительские обязанности, поможет детям научиться выживать в этом мире. Часто мы так зацикливаемся на материальных и духовных потребностях, что забываем, насколько важно научить детей справляться со своими эмоциями, распознавать их, контролировать.

Надо учить детей справляться с эмоциями, распознавать их и понимать, почему сейчас они чувствуют себя именно так

Итак, мы будем стараться внимательно следить за детьми, но при этом важно наблюдать за их жизнью, в том числе духовой, за их эмоциональным состоянием. Молодые люди мастерски умеют скрывать свои переживания и проблемы. Вот некоторые менее очевидные симптомы внутреннего кризиса, которые часто упускают. Кажется, что ребенка что-то тяготит? Он стал молчаливым? Более замкнутым? Он хочет все бросить? У него меняется настроение, или он стал вести себя иначе? Он слишком переживает по поводу своей внешности? Бывает ли, что он просто отдыхает, получает ли он удовольствие от того, чем занимается? Он говорит, что очень устал или что недоволен собой, но как мы, родители, воспринимаем эти слова – всерьез, как признак психологических проблем? Все эти симптомы мы в ежедневной суете и спешке можем попросту не замечать.

Конечно, внешние проявления тревоги могут быть очевидны, но если не бороться с их первопричиной, то проблемы будут накапливаться как снежный ком и состояние ребенка будет только ухудшаться. В результате он может совсем выбиться из душевных сил, начнется депрессия. Чтобы заглушить боль или как-то самому себе помочь, подросток может увлечься алкоголем или наркотиками, и такое увлечение может превратиться в зависимость. Мы, родители, нередко не хотим признавать, что детям нужна помощь (в том числе профессиональная), и объяснить это в лучшем случае можно тем, что мы боимся, что были допущены ошибки в воспитании, в худшем – из-за своих гордости и эгоизма. Я встречал бесчисленное множество молодых людей, которые признавались: «Жаль, что, когда я был маленьким, родители мне не помогли». Наши дети – наше сокровище, наш подарок. И мы, когда признаём, что они могут вести внутреннюю эмоциональную борьбу, когда им это разрешаем, очень помогаем им, закладывая прочный фундамент их будущей жизни. Дети будут видеть, как мы спокойно, здраво на всё реагируем, и смогут потом так же вести себя со своими детьми. И так из поколения в поколения.

Можно найти и положительное: чтобы быть хорошим родителем, не нужно быть идеальным. Мы просто должны помочь детям, когда видим, что им нужна помощь, когда заметим в них первые переживания или тревогу. Самое главное, что мы можем им дать, – научить их быть свободными от своего эмоционального состояния. Научить их справляться со своими эмоциями, распознавать их и понимать, почему сейчас они чувствуют себя именно так. Мы будем вместе с ними пытаться ответить на этот вопрос. А если не найдем ответа, то поможем детям успокоиться, обрести мир. Мы научим их относиться к себе не так строго, с пониманием, ведь Господь Иисус Христос относится к нам именно так. Если родители вдруг решат, что ребенок должен поговорить со специалистом, психологом или психиатром, то это не делает их плохими – как раз наоборот. Важно понять, что есть много замечательных специалистов, пусть они не воцерковленные, но они могут относиться к нашей вере с уважением. Важно усвоить, что депрессию и тревогу нужно лечить, и делать это должен опытный профессионал, разговоры и беседы не помогут.

Не нужно унывать, но следует сказать себе, что если у наших детей какие-то внутренние проблемы, то это не значит, что мы плохие родители, не стоит сразу во всем винить себя. Нужно учесть много факторов, в том числе генетические; может быть и так, что смены настроения или апатия у детей связаны с изменениями погоды.

Тем не менее мы, как люди верующие, должны помнить о смирении, и, если что, нужно набраться решимости и признать, что, возможно, в воспитании, в выстраивании отношений с детьми всё же были допущены ошибки. Порой мы интуитивно ведем себя так же, как с нами себя вели наши родители, повторяем их ошибки. Для нас, родителей, это такой источник смирения! Возможно, стремясь помочь детям, мы сами обратимся к специалисту, который поможет нам стать лучше, и мы будем лучшими родителями для наших детей. Видя наши старания, дети поймут, как чутко мы к ним относимся, как переживаем за них. Родители желают, чтобы ребенок смог достичь единения с Богом, обожения, и, поддерживая его в период переживаний и тревог, мы ему в этом только помогаем.

 Священник Джошуа Макул

Перевела с английского Мария Лицман

monastery.ru