215

Господи, я верю в то, что Ты мне поможешь в бедах и спасешь. Но помоги мне быть аккуратным, чтобы не попадать в эти беды, и уж тем более не дай мне лезть на рожон, чтобы не искушать Тебя. 

«Верую, Господи, помоги моему неверию!» - слышали мы, как воскликнул отец юноши, из которого Господь изгонет нечистого духа, мучавшего того много лет, с самого детства. Он воскликнул эти слова, отвечая на другие слова Господа: «если хоть сколько-то можешь веровать, то всё возможно верующему».

Порой мы считаем важным демонстрировать то, что мы люди верующие, во многих вещах непреклонные и принципиальные. Я человек верующий, говорим мы, а значит, ко мне нужен особый подход. Я человек верующий, а значит против меня и законы физики, сотворенные Богом, не работают. Я человек верующий, значит против меня не устоит никакой вирус, и я могу не придерживаться правил безопасности. У меня есть особенные правила жизни, с ними нужно считаться. Мы словно заверяем других в собственной вере, словами этими пытаясь доказать, что наша вера как-то влияет на наши поступки. Так апостол Петр заверял Господа: «Хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». И мы знаем, что отрекся. Говорят, что великие заверения, какими бы они не были искренними и серьезными, всегда находятся ближе всего к отречению.

И вот мы слышим из уст отца юноши, которого исцелит Господь, очень скромное исповедание веры: «верую, но помоги моему неверию». Человек этот ничего не обещает, ни в чем не клянется, не пытается убедить Христа и окружающих людей в том, что он действительно верит и достоин исцеления. Он словно учит всех нас основам христианского трезвого отношения к самому себе. Ведь мы все склонны к тому, чтобы в порыве чувств или в острой нужде сказать больше, чем есть на самом деле. 

Наверное, апостолы, которые ходили вместе с Христом, достаточно сильно верили в Него, в Его реальность в их жизнях. На то были и объективные причины: Он был рядом с ними, у них на глазах исцелял и творил чудеса. Но им не хватило веры и духовной силы исцелить того бесноватого юношу, о котором сегодня прочли в Евангелии. Почему же так?

Наверное, потому, что веру, полученную однажды от Бога как великий дар, нужно обретать вновь ежедневно. Как некогда израильский народ в своем путешествии через пустыню получал манну каждый день. Помните, в Исходе написано, что когда они пытались сберечь часть манны на следующий день, про запас, манна портилась. Так, пожалуй, и с нашей верой. Господь дает нам ее вновь и вновь, каждый день, каждый раз заново. И каждый день - наше новое сражение за то, чтобы сохранить свою веру, немного взрастить, употребить ее правильно, словно насущный хлеб. И нужно помнить, что каждый день веру нужно вновь начинать взращивать. Мы не можем сказать: «Я верую уже пятнадцать лет, поэтому вера моя крепка». Нет, конечно. Количество лет, проведенных в церковной общине, тоже не делает нас более верующими. Поэтому в вере своей, как и в собственной самоуверенности во всяких других добродетелях, нужно быть очень скромными. Скромность в собственных силах, в том числе духовных, - это уже первый шажок на пути к сильной вере.

Стоит помнить еще и то, что вера становится крепче, когда она испытывается. Прежде всего, страданиями и борьбой. Неким предельным душевным напряжением, которое делает человека верующего верующим глубоко. Потому что в своем страдании мы становимся наиболее близки к самому себе, остаемся наедине с собой. А значит и вера наша становится уникальной, именно нашей, а не просто верой потому что верит вот тот-то человек, та группа людей или потому что так написано. Когда мы переживаем отношения с Творцом через страдания, мы укрепляем веру. Именно поэтому путь верующего - крестоношение, готовность мучаться ради того, чтобы обрести веру истинную. Это сражение пугает. Прежде всего потому, что главный враг в этой войне всегда внутри нас самих. 

А потому, раз мы сражаемся с самими собой, с собственной совестью, то и заверять в собственной вере этого оппонента бессмысленно: оттого, что я убеждаю себя в чем-то, реальность этого не становится более реальной. Поэтому скромнее, трезвее и правильнее всякое собственное исповедание веры не выпячивать впереди прочих, с гордо поднятой головой говоря: «Я верующий», а подобно сегодняшнему евангельскому отцу, жаждущему здоровья своему ребенку, сопрягать исповедание своих убеждений со смиренной молитвой. 

Господи, я верую. Но помоги моему неверию.

Господи, хотя я что-то и знаю в этом мире, но больше не знаю. Помоги мне узнать то, что Ты считаешь нужным.

Господи, я верю в то, что Ты мне поможешь в бедах и спасешь. Но помоги мне быть аккуратным, чтобы не попадать в эти беды, и уж тем более не дай мне лезть на рожон, чтобы не искушать Тебя. 

Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия на Божественной литургии в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в четвертую неделю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, 29 марта 2020 года.

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15