296

Господь любит тебя без каких-либо условий. Он не похож на нас, то есть не придерживается принципа «ты даешь мне – я даю тебе». Нет, Господь любит тебя, даже если ты не любишь Его!

Или, говоря другими словами, когда постишься, то не говоришь Богу: «Я это делаю для того, чтобы Ты заплатил мне! Я постился, поэтому заплати мне». Когда ты в воскресенье утром идешь в храм, чтобы участвовать в Божественной литургии ты не говоришь Ему: «Вот, сейчас я пришел в церковь, поэтому жду награды от Тебя». 

Нет! Господь в любом случае наградит тебя. Он любит тебя без каких-либо условий. Он не похож на нас, то есть не придерживается принципа «ты даешь мне – я даю тебе». Нет, Господь любит тебя, даже если ты не любишь Его!

Разве ты не говорил мне, что ты грешен и не ходишь церковь? И что Господь сделал тебе, наказал тебя? Напротив, Он все для тебя сделал: ты имеешь хорошую работу, у тебя отменное здоровье, и живешь в достатке. Ты грешишь, а в ответ Бог дает тебе любовь. Много любви! И Он говорит:

–  Я люблю тебя! И не хочу тебя терроризировать, потому что ты стал христианином. Я не хочу иметь рабов.

Сейчас ты скажешь:

–  Подожди немножко, но мы всё время говорим: «крестится раб Божий», «венчается раб Божий»…

Да, но ты подумай, когда было сказано это выражение «раб Божий», в какой эпохе? Святой апостол Павел использовал это выражение в свое время (использовали его и в Ветхом Завете), когда цари имели своих подданных, и все они говорили: «Я слуга царя». А царь говорил: «У меня есть слуги и подданные».

Но приходит Церковь и говорит: «Нет, ты ошибаешься! Ты не будешь ничьим рабом! Будешь рабом только Господу!» Эта формулировка была радикальной в то время, когда она была произнесена. Радикальные слова! Настоящая революция! Император слушает Божественную литургию, и в молитве говорится «раб Божий». Раб Божий, а не раб царя.

Мы рабы Господа. Понимаешь? Это слово очень революционное и указывает на свободу от всех зависимостей. Я раб Божий! Я только раб Господа! Поэтому я свободный и ни от кого и ни от чего не завишу. Я принадлежу Тому, Кто был распят на Голгофе, чтобы никому не быть рабом! Это означает «раб Божий» – свободный, посвященный Господу. Я люблю Того, Кто любит меня и сделал меня свободным.

Посмотрите, как поступил Христос на Голгофе. Он протягивает руки к тебе. Он не давит на тебя, не приказывает тебе, не напрягает и ни к чему не принуждает тебя. Он дает тебе совершенную свободу:

–  Дитя мое, посмотри, Я простираю Свои руки к тебе. Как хочешь, так и поступай со Мной, как хочешь, так и относись ко Мне. Я предоставляю тебе свободу и говорю тебе: «Приди или уйди». Истолкуй Мой жест как хочешь.

Человек Его толкует по своему усмотрению, и Господь принимает его решение. Или ты приходишь к Богу, тебя притягивает Его любовь и Его Крест, или видишь Его распростертые руки, но говоришь: «Если Он разрешает мне уйти, я уйду! Я хочу уйти».

Уходи! Но когда ты приходишь к Нему, то не по принципу «дать-взять», а приходишь в церковь, чтобы принять Божью благодать и принять Божье благословение, выразить Ему свою благодарность и принять Его огромную любовь.

Господь возлюбил тебя до того, как ты покаялся. Понимаешь ли ты это?

Эта мелочность, которую я иногда наблюдаю в Церкви, это желание ладить с Богом только когда нам необходимо, –  это мне не нравится. Мы совершаем освящение воды для того, чтобы иметь Бога в качестве товарища, друга и защитника, то есть чтобы иметь отношения с Богом по принципу «дать-взять». Такие отношения с Богом неправильные!

Однажды я услышал, как одна пожилая женщина сказала своему внуку, который плохо кушал:

–  Кушай, а то дедушка накажет тебя.

–  Кушай, а то Бог не будет любить тебя, – сказала она своему внуку на следующий день.

Я сказал этой бабушке:

–  Почему? Наоборот! Господь очень любит детей. Почему Он не будет любить его?

Зачем создавать ребенку такое представление о Боге? Почему представляешь искаженным то, что не должно быть искаженным? Зачем создаешь у него искаженное преставление о таких вещах, как о летающих коврах, которые могут отвезти тебя в рай? Как те же сказочные ковры-самолеты, которые могут отвезти тебя куда захочешь. Передаешь человеку это волшебство и красоту неправильным образом, и когда он слышит слово «Церковь», то говорит себе:

–  Ой, там давление и консерватизм.

«Церковь – это пространство, заполненное огромной свободой, любовью, покоем»

Таким образом люди начинают думать о Церкви, что это плохое и мрачное пространство с ограничениями и препятствиями. Но Церковь – это пространство, заполненное огромной свободой, любовью, покоем. Она является пространством, где душа свободно дышит, где сердце бьется в нормальном ритме. Это место, где ты не дрожишь и не боишься. Это место, где твоя сущность становится настоящей, реальной, подлинной, честной и искренней, где ты такой, какой есть, согрешающий и кающийся. Согрешишь, поплачешь, покаешься… И это будет продолжаться до тех пор, пока любовь Христа не начнет преобладать в тебе. Затем грех ослабнет.

Знаешь ли ты, что такое грех? Это обман! Если грех тебя больше не привлекает, то ты уже не будешь принуждать себя не грешить… Выбор добра не будет спонтанным, и не захочешь уже грешить. Это тебе не будет нравиться, потому что ты будешь занят чем-то другим. Подумай об этом, это так просто. Если кто-то начал курить, это значит, что он нашел утешение в курении и ни в чем другом. Но если он получит от своей семьи тепло и утешение, то он бросит курить. Тогда не надо будет на него давить и говорить ему:

–  Бросай курить! С самого утра дом превратился в дымоход.

Больше не будет необходимо принуждение.

Это мышление было перенесено и в церковное пространство. К сожалению, мы внушаем своим детям видение совершенно другого Бога, недоступного и ненастоящего, не такого, каким Он явился на Землю. Помнишь ли ты, как ученики приходили к Христу и что просили у Него? У них были наивные желания, которым мы сегодня только удивляемся. Мы недоумеваем, когда читаем, что святой апостол Петр, святой Иаков, святой Иоанн просили у Него:

–  Позволь нам сесть рядом с Тобой по правую и левую сторону, когда придешь судить мир. Дай нам власть!

Ты скажешь:

–  Как это наивно! Бог хотел, чтобы они были смиренными!

Таким образом, ты сегодня осудишь меня, а я по-другому думаю. Мне это очень нравится, что Бог не создал около Себя армейскую атмосферу, не учил Своих учеников каким-то конкретным формальным методам поведения, говоря:

–  Вы будете говорить Мне так и так, и чтобы я больше не слышал от вас таких наивных просьб!

Он позволил ученикам представить себя такими, какие они есть. Рядом с Ним находились дети, святые апостолы тоже были как дети, как наивные дети. Однажды Господь действительно сделал замечание и сказал им, что они до сих пор не признали Его и не познали Его смирение и любовь. О чем это говорит? Когда они попросили Господа отомстить одному городу, который не принял их гостеприимно, Иисус поправил Своих учеников. Да, но Он это сделал после того, как выслушал их и когда они свободно выразили свое мнение. Прекрасно то, что Он Бог, Господь, Который не вызывает страха!

 

Из сборника бесед архимандрита Андрея Конаноса «Завинаги любов» на болгарском языке. 

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

sdsmp.ru