«Не бойтесь быть святыми!» Ответ на главный вопрос христианина

Святитель Иннокентий (Вениаминов) – о путешествии в Царствие Небесное.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) знаменит в первую очередь как миссионер и просветитель. Может быть, именно благодаря своему миссионерскому дару он, как уже отмечалось, умел выделять главное в вере и пересказывать его максимально прямо и доступно. Тем он и зажигал сердца людей, живущих на Аляске, в Сибири, на Крайнем Севере… Вот как он отвечает на, пожалуй, главный вопрос христианина: «Как можно получить Царствие Небесное?»

– Многие думают и говорят, что, живучи в мире, нельзя получить Царствия Небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! правда, почти все великие святые были пустынники. Но не правда, чтобы, только живучи в монастырях, можно получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное, и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других; а пустынник спасает почти только себя самого.

Святитель, имевший опыт и семейной, и монашеской жизни, почти прямо говорит, что стяжать Царствие Небесное мирянину даже более почетно, чем монаху, потому что он спасает не себя одного. Иными словами, служение – необходимая часть жизни путешественника в Царствие Небесное.

– Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго Своего пришествия, призовет в Царствие Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т.е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

Это страшные слова. Оказывается, видимое добро – не всегда добро в глазах Божьих. Более того: даже добро, казалось бы, совершенное ради Него («чтобы получить за то награду от Бога») – для Него не добро. Добро ближнему, чтобы стать служением Христу, должно быть не просто бескорыстным – оно должно быть продиктовано любовью и ничем иным.

– Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Звучит как приговор. Действительно, это общее место во всей христианской аскетике: достигнуть совершенного исполнения заповедей невозможно, в чем-то да согрешишь. А дальше еще картина печальнее:

– Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

Совершенства в молитве тоже нам не достигнуть – не стоит и стараться?

И вдруг святитель Иннокентий выдает нечто непостижимое:

– Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого и сделаться святым. Иисус Христос сказал: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Небесного. И это самое поясняет ученик Его так: без святыни никтоже узрит Бога, т.е., кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в Царствии Небесном. Пусть кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя. Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.Быть святым! возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? нет, они не родились, а сами сделались святыми, они также были сначала и слабы и грешны, как и мы.Да! говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного?

«Подождите! – воскликнет читатель. – Какая святость?! У меня на работе – начальник скандалист/ подчиненные бездельники, у меня дома непослушные дети и голодный муж/ уставшая жена. Да какая святость, мне бы от уныния, а то и рукоприкладства удержаться, не говоря уж об осуждении и сквернословии».

У святителя и на это есть ответ:

– Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах! как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастия, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: ищите прежде всего Царствия Божия, а все прочее приложится вам, т.е. надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях, и когда мы получим и достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее будет дано нам как бы в придачу.Должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься о них как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного. Словом сказать, искать Царствия Небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Как это понимать? 

А понимать очень просто. Святость – это вектор, направление, стремление. Жить перед лицом Божьим, ни на секунду о Нем не забывая. Да, будут и грехи, и падения, будет несовершенство в молитве, будет усталость. Но пока есть стремление – к Нему, Единственному Любимому и Желанному – есть и надежда на святость. Как бы смело и даже дерзко это ни звучало.

– Многие думают и говорят, что, живучи в мире, нельзя получить Царствия Небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! правда, почти все великие святые были пустынники. Но не правда, чтобы, только живучи в монастырях, можно получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное, и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других; а пустынник спасает почти только себя самого.

Святитель, имевший опыт и семейной, и монашеской жизни, почти прямо говорит, что стяжать Царствие Небесное мирянину даже более почетно, чем монаху, потому что он спасает не себя одного. Иными словами, служение – необходимая часть жизни путешественника в Царствие Небесное.

– Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго Своего пришествия, призовет в Царствие Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т.е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

Это страшные слова. Оказывается, видимое добро – не всегда добро в глазах Божьих. Более того: даже добро, казалось бы, совершенное ради Него («чтобы получить за то награду от Бога») – для Него не добро. Добро ближнему, чтобы стать служением Христу, должно быть не просто бескорыстным – оно должно быть продиктовано любовью и ничем иным.

– Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Звучит как приговор. Действительно, это общее место во всей христианской аскетике: достигнуть совершенного исполнения заповедей невозможно, в чем-то да согрешишь. А дальше еще картина печальнее:

– Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

Совершенства в молитве тоже нам не достигнуть – не стоит и стараться?

И вдруг святитель Иннокентий выдает нечто непостижимое:

– Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого и сделаться святым. Иисус Христос сказал: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Небесного. И это самое поясняет ученик Его так: без святыни никтоже узрит Бога, т.е., кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в Царствии Небесном. Пусть кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя. Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.Быть святым! возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? нет, они не родились, а сами сделались святыми, они также были сначала и слабы и грешны, как и мы.Да! говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного?

«Подождите! – воскликнет читатель. – Какая святость?! У меня на работе – начальник скандалист/ подчиненные бездельники, у меня дома непослушные дети и голодный муж/ уставшая жена. Да какая святость, мне бы от уныния, а то и рукоприкладства удержаться, не говоря уж об осуждении и сквернословии».

У святителя и на это есть ответ:

– Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах! как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастия, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: ищите прежде всего Царствия Божия, а все прочее приложится вам, т.е. надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях, и когда мы получим и достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее будет дано нам как бы в придачу.Должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься о них как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного. Словом сказать, искать Царствия Небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Как это понимать?

А понимать очень просто. Святость – это вектор, направление, стремление. Жить перед лицом Божьим, ни на секунду о Нем не забывая. Да, будут и грехи, и падения, будет несовершенство в молитве, будет усталость. Но пока есть стремление – к Нему, Единственному Любимому и Желанному – есть и надежда на святость. Как бы смело и даже дерзко это ни звучало.

 

Святитель Иннокентий Вениаминов

pravmir.ru