Протоиерей Алексий Борискин: Соборование помогает нам выработать правильное отношение к болезни как к Божьему посещению

Традиционно в Великом посту верующие прибегают к Таинству Соборования. О том, что оно из себя представляет и как к нему подготовиться рассказал председатель Новгородского общества православных врачей, врач-оториноларинголог в Областной детской клинической больнице и заведующий курсом Оториноларингологии ИМО НовГУ, кандидат медицинских наук, протоиерей Алексий Борискин.

«Соборование – это одно из семи Таинств, которое берёт начало с апостольских времен, когда Апостолы получили благословение от самого Христа проповедовать покаяние и исцелять болящих, помазывая их маслом, - поделился отец Алексий. - Мы совершаем эту службу во здравие душевное и телесное, то есть молимся Богу о прощении грехов и даровании телесного исцеления, чтобы мы могли послужить Ему, творя добрые дела и не повторяя своих прежних согрешений.

Вообще, все Таинства Церкви, молитвы и чины совершаются во здравие души и тела человека, но Соборование имеет особую направленность – оно, как правило, совершается над болящими людьми. Хотя я считаю, что необходимо собороваться не только болящим людям, но всем верующим, ведь, как говорят современные врачи, сейчас нет здоровых людей, есть недообследованные. А вот если человек тяжело болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании.

Так как Соборование для болящих людей, то специальной предписанной Церковью подготовки к нему нет. Есть традиционные правила, которые мы стараемся соблюсти перед каждым Таинством - это пост и молитва по мере сил. Если человек болен, то поститься телесно, я считаю, неправильно. Перед Соборованием необходимо поисповедоваться, а после – причаститься. Но в зависимости от обычаев на том или другом приходе эта последовательность может изменяться.

На Таинство Соборования люди традиционно приносят с собой древесное или любое другое растительное масло и по желанию вино и рис. В древности елей (древесное масло) использовался для помазания больных. Обычно люди берут его, чтобы дома мазать больные места или пить. Рис и вино не указаны в веществах Таинства и над ними не произносится никаких молитв, но они тоже считаются освященными после Соборования. Брать рис и вино - это народная традиция, которая объясняется тем, что при домашнем Соборовании в рис втыкали свечи, а вино в древние времена использовали в качестве лекарства.

Находясь в храме во время совершения Соборования, необходимо не просто стоять и думать о своём, но слушать молитвы и сопереживать происходящему. Как и во всех Таинствах, любая молитва произносится от имени всех присутствующих, поэтому нужно внимательно слушать слова молитв, Священнго Писания и песнопения хора. Если мы молимся на общем богослужении, то мы молимся не своей личной молитвой, а общей, не своими словами, а общими. Нужно пропускать через свой ум и сердце то, что мы слышим во время богослужения. Если мы хотим сами помолиться, нужно прийти чуть пораньше или остаться после службы и помолиться своими словами.

Напоследок, отмечу, что многие люди считают Соборование неким волшебным действом, в результате которого должны пройти все болезни. Но мы должны помнить, что все церковные Таинства - это не магия, где совершил какие-то обрядовые действия и получил «исцеление». Такой прямой зависимости в Церкви нет. Всё совершается по нашей вере и по милости Божией. Если Господь видит, что человеку полезнее оставаться в состоянии болезни, то будем оставаться в нём. Это не значит, что Бог нас не любит. Если Бог попускает болезнь, и мы принимаем меры, которые нам доступны для исцеления, а болезнь не проходит, значит это Божье попущение. Но это не значит, что мы не должны искать исцеления: узнавать какие ещё есть врачи и методы лечения. Самое опасное – это отчаяться и разувериться в милости Божией. Соборование как раз нам и помогает выработать правильное отношение к болезни как к Божьему посещению, т.е. успокоиться духовно, принять и даже полюбить эту болезнь. Постепенно верующие приходят к осознанию, что болезнь, особенно тяжёлая и даже смертельная – это Божья любовь.»

Подготовлено по материалам интервью от 01.03.2017.