Епископ Арсений: Желание встречи со Христом, которое было у Симеона Богоприимца, должно жить в сердце каждого христианина

Вечером 14 февраля 2018 года, в канун праздника Сретения Господня, епископ Арсений возглавил всенощное бдение в Софийском соборе.

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к молящимся. Он отметил, что на сороковой день после Рождества Христова, согласно Священному Писанию, совершилось событие, которое мы сегодня вспоминаем со всей Церковью, Сретение нашего Господа Иисуса Христа. Историческая основа этого события изложена в Евангелие от Луки, а смысл праздника нам помогают раскрыть богослужебные песнопения этого дня. Итак, на сороковой день после рождения Иисуса, Иосиф и Мария отнесли Младенца в Храм для того, чтобы принести жертву за первенца, как того требовал Закон Моисеев. В Храме в это время находился старец Симеон, о котором почти ничего не известно, но евангелист Лука только кратко замечает, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).

Это краткое замечание позволяет нам представить этого уже утомлённого жизнью человека, но который жил горячей верой в Бога и надеждой на избавление, надеждой на приход Спасителя. И вот этот благословенный для него день настал, по наитию Духа, он приходит в Храм и встречает вместо священника младенца Христа, берет Его на руки и произносит такие знакомые всем нам слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», то есть свет просвещения всех народов земли и слава народа Твоего Израиля. 

Какой духовный смысл несёт это событие? Для старца Симеона - огромный. Но почему вся Церковь уже две тысячи лет празднует это событие? Как подчеркнул владыка, здесь заключён тот же смысл, что и в празднике Рождества Христова, и в празднике Богоявления, продолжением и окончанием которых является праздник Сретения Господня. Самый важный смысл, это та радостная весть, что Бог явился в этом мире нашего ради спасения, что Христос - Свет Истинный, просвещающий и освящающий каждого человека, грядущего в мир, как мы слышим в церковной молитве в конце первого часа. В тропаре Рождества Христова мы называем Его воссиявшим светом разума, а в песнопениях праздника Богоявления мы говорим, что «явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас».

Эта же тема света, как божественного явления в этом мире, просвещающего и освящающего всякого человека, звучит и в песнопениях праздника Сретения: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме», основанием же этих слов являются, конечно же, слова Симеона Богоприимца. Радостная весть о спасении, о богоявлении, о том, что во Христе мы имеем доступ к Отцу Небесному и можем соединиться с Ним, снова звучит в торжествующих песнопениях этого праздника, но он богат и другими смыслами. Мы можем много говорить о материнстве и о младенчестве, и о молодом возрасте применительно к нам, нашему служению в Церкви, и об отношении к храму, к Закону Божиему, которое было явлено святым семейством, но обратим внимание на один смысл, важный для праведного Симеона и важный для каждого из нас.

Симеон ожидал встречи со Христом, а в его лице и всё ветхозаветное человечество, вся ветхозаветная Церковь встречает Новый Завет, Солнце Правды, Христа Бога. Эта встреча для него означала спасение, он мог со спокойным сердцем уйти из этого мира, зная, что даже туда, куда он нисходит, во страну и сень смертную, свет Этого Младенца, Спасителя мира, Которого он держит на руках, не оставит его, но освободит и воскресит. Это желание встречи со Христом, которое было у Симеона Богоприимца, должно жить в сердце каждого христианина. Мы, как отметил владыка Арсений, встречаем Господа, когда приходим в этот мир, самим фактом нашего появления в этом мире мы встречаем жизнь, значит, мы встречаем Бога - Подателя жизни. Мы можем встретить Его в творениях, в красоте этого мира, мы встречаем Его в чтении Священного Писания, в молитве, в Таинствах Церкви, в совершении добрых дел, но последняя главная для каждого из нас встреча ещё впереди, за чертой временного жительства здесь на земле. И вот один из важнейших вопросов, который мы сегодня должны задать, сможем ли мы так с радостью, с такой надеждой, с такой верностью, с таким смирением ждать этого часа, веруя, что Христос, ставший Светом для всех народов, просветит и нас, покроет светом Своим в этой жизни и в вечной, и сделает всех нас причастниками Своего Воскресения.