Протоиерей Александр Ранне: Пречистая Дева - это образ абсолютной тишины как отсутствия внутренних страстей

«Во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» - гласит тропарь к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью 28 августа и завершает годичный круг двунадесятых праздников.

Богородица или Богоприимица?

В Новом Завете совсем немного свидетельств о жизни Богородицы после Вознесения Спасителя. Евангелие от Иоанна повествует о том, как Пречистая стояла рядом с крестом и как Христос поручил заботу о Ней своему любимому ученику - Иоанну Богослову, который взял Её в свой дом. Из Книги Деяний мы знаем, что когда апостолы после Вознесения Господня собрались в сионской горнице, то Пресвятая Богородица была с ними. Мало вероятно, что Она сопровождала Иоанна Богослова в его путешествиях по Малой Азии. Она жила тихо и незаметно для своих современников, как во времена жизни Иисуса Христа, так и после Его Воскресения. На протяжении веков члены Церкви Христовой, без сомнения, задумывались над этой удивительной тихой молитвенной жизнью-подвигом, которой жила Пречистая Дева.

В IV-V веках начались так называемые христологические споры. У многих возникал вопрос: могла ли Дева Мария родить Самого Бога? Ведь Господь пребывает вне времени и пространства. К примеру, архиепископ Константинополя Несторий восстал против термина «Богородица». Ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуестийского, он говорил, что безумием было бы считать, что от человека, от Девы, мог родиться Бог Слово. Мать рождает лишь тело ребенка, а душа его происходит от Бога. И Мария родила человека Эммануила, с которым потом соединилось предвечное Слово Божие. Следовательно, неправильно называть Ее Богородицей, но Христородицей или – самое большее, на что он соглашался, – Богоприимицей.  Главным оппонентом Нестория выступил святитель Кирилл Александрийский. Главный аргумент святителя Кирилла заключался в том, что человек состоит из души и тела. Действительность воплощения Бога Слова может не вызывать сомнений только в том случае, когда Бог изначально, в самом воплощении воспринимает полноту человеческой природы. «Для спасения человека Бог должен в действительности стать человеком, воспринять человеческую природу, человеческое естество. Если же эта встреча Бога и человека не состоялась во Христе, то тем более невозможна она и для нас, а, следовательно, невозможно и наше спасение». В 431 году император Феодосий Малый собрал в Ефесе Собор из 200 епископов. Сам Несторий, несмотря на посланные ему три приглашения, на Собор не явился. Святитель Кирилл Александрийский зачитал Собору составленные им 12 анафематизмов против Нестория, которые были приняты единогласно. Сам Несторий был низложен и предан анафеме. Позиция отцов Собора отражена в «антиохийском вероизложении», составленном через два года после Собора: «Посему исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, есть совершенный Бог и совершенный Человек с разумной душой и телом, рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству. Ибо произошло единение двух природ. Посему мы исповедуем Единого Христа, Единого Сына, Единого Господа. Сообразно с этой мыслью о неслиянном единении (природ) мы исповедуем Святую Деву Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог Логос и соединил с Собой воспринятый от Нее храм».

«Во успении мира не оставила еси, Богородице»

Впоследствии по этому поводу неоднократно собирались Соборы святителей восточных и западных Церквей. Уточняя это христианское мировоззрение, они подвигли Церковь к размышлению не только о земной жизни Пресвятой Богородицы, но и о ее кончине. По преданию, известному с IV века, о предстоящем Успении Марии возвестил архангел Гавриил - тот, кто принес Ей благую весть о предстоящем рождении Иисуса. Тем самым это новое благовещение как бы знаменует начало новой жизни, новое рождение уже для самой Марии. Важным фактом Успения Богородицы является присутствие при Её кончине всех апостолов. Тем самым ученики Христа стали участниками великого таинства Успения Богородицы. Согласно тому же преданию, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Её в Гефсимании в гробнице, где ранее были похоронены Её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Согласно апокрифу Иоанна Богослова об Успении Богородицы, Сам Иисус Христос с сонмом ангелов пришел забрать душу и тело своей Матери.

Сказания об Успении и Вознесении Девы Марии не сразу вошли в церковную традицию, а сам праздник Успения Богородицы был установлен как всеобщий в VI веке византийским императором Маврикием. Так он вошел и в православную традицию и верующие стали почитать Деву Марию как телесно вознесшуюся на небо, подобно Самому Христу. Позже был составлен кондак к этому празднику, в котором написано: «в молитвах Неусыпающую Богородицу». Но как это может быть? Это означает, что Богородица не умерла, а уснула. Она непрестанно тихо молится за всех нас, так, как делала при жизни, находясь в непрерывном духовном трезвении и молитве. Пречистая Дева - это образ абсолютной тишины как отсутствия внутренних страстей. Когда мы поем тропарь «в Рождестве девство сохранила еси», мы, прежде всего, исповедуем, что Она была абсолютно свободна от человеческих страстей. Дело не только в плотском девстве, но еще и в совершенной духовной чистоте. Этот тропарь продолжается словами: «во успении мира не оставила еси, Богородице». Что это означает? Это значит, что абсолютно свободная от страстей, Она не оставляет наш мир, который погружен в страсти. Греховность этого мира не коснулась Её чистой души.

Этот праздник тишины, молитвы, Успения Пресвятой Богородицы, наполнен нашим осознанием того, что Богородица также тихо, как и при жизни, стоит пред престолом Божиим и возносит свои молитвы за погибающий в страстях мир и каждого человека, обуреваемого страстями. Каждый православный человек, обращавшийся к Богородице, знает и чувствует, что Она слышит все просьбы и не усыпает в своих молитвах, пребывая в той молчаливой тишине своего смирения, прежде всего, смирения перед волей Божией. Ведь кто, как ни Она, смог постичь Его волю во всей полноте! Будем же всегда помнить о том, что Бог есть любовь и Он хочет, чтобы Его Пречистая Матерь молилась за весь мир, а мы молились друг за друга.