800

Вечером 20 июля 2017 года накануне престольного праздника епископ Юрьевский Арсений возглавил всенощное бдение в Антониево-Леохновском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом проповеди.

Владыка отметил, что слова Спасителя в Евангелии от Матфея, которое читается на всенощной в день памяти преподобных, не только раскрывают смысл их подвига, но и являются наставлением, указанием пути для каждого православного христианина. Само слово «преподобный» означает достигший богоуподобления, уподобившийся Богу, и в широком смысле так можно назвать всех святых, а не только просиявших в монашеском лике. Богоуподобление является призванием каждого христианина. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), – говорит Господь, а слово Божие является живым и действенным всегда. Оно было произнесено и сказано не только для непосредственных учеников, слышащих Христа, но и сквозь века оно звучит в Церкви и для нас с вами, адресовано уму и сердцу каждого верующего. И вот мы читаем: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Итак, как подчеркнул владыка, «приидите ко Мне» – это призыв Христа, обращенный не к кому-то одному, а ко всем и каждому, всем народам и к каждому человеку в отдельности. «Возмите иго Мое на себе и научитеся от Меня», прежде всего, эти слова были обращены к иудеям, которые соблюдали Закон, и говорили, что соблюдают иго Закона, а Христос говорит- не это иго, а Мое иго возьмите на себя. Это одна из важнейших тем Священного Писания, как в Евангелии, так и в посланиях апостольских. Неоднократно апостол Павел напоминает христианам, что не соблюдение Моисеева Закона спасает верующих, а Сам Христос Спаситель, «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8), то есть независимо от дел Закона явилась благодать Божия. И Закон, в том виде как его получил и сохранял народ Израильский, имел временное значение. Это был важный и необходимый этап в духовной истории человечества и особенно для того народа, который сохранял веру в истинного Бога.


--цитата--

Христос Спаситель принимает нас, независимо от наших способностей, от уровня нашего интеллектуального, духовного, нравственного развития, ибо любовь Божия не знает границ, не знает различий в отношении людей, а готова принять и принимает всех

Епископ Арсений


Смысл Закона был в том, чтобы раскрыть глаза человеку на греховность и удаленность от Бога, он, как диагноз, который ставит врач, без которого мы, может быть, не знали бы о своей болезни и как ее лечить. Так и любой благочестивый человек того времени, как бы он не был искренне настроен и полон решимости соблюсти все заповеди, не мог не понимать, что человеческими силами нельзя все исполнить. И Закон как раз открывал каждому честному человеку эту печальную правду. Своими силами человек не может достичь спасения, и фарисеи и книжники, как никто другой это понимали, но, все равно, изображали из себя праведников. Для них закон вместо того, чтобы быть средством, благодаря которому открываются глаза на подлинную природу человека, оторванного грехом от Бога, превращается в маску, которой они прикрывались, строя из себя праведников внешне, но это наружное благочестие не могло укрыться от Христа сердцеведца, Который часто обличал такую «праведность» фарисейскую.


--цитата--

У Христа к каждому человеку Свой, непохожий ни на какой другой подход. Это не мертвая буква, а Господь животворящий, любящий и спасающий нас

Епископ Арсений


По слову владыки, выражение «возьмите иго Мое на себя» говорит о том, что Сам Христос Спаситель принимает нас, независимо от наших способностей, от уровня нашего интеллектуального, духовного, нравственного развития, ибо любовь Божия не знает границ, не знает различий в отношении людей, а готова принять и принимает всех. Закон же, данный в Ветхом Завете, не мог любить человека, он выносит приговор, и человек, если не соблюдает заповеди, то оказывается виновным перед Богом. Христос же, как раз любит человека. У Христа к каждому человеку Свой, непохожий ни на какой другой подход. Это не мертвая буква, а Господь животворящий, любящий и спасающий нас. Поэтому и нужно было совершиться нашему спасению во Христе, ведь прежний Закон был недостаточен и не спасал человека, в лучшем случае, только ставил диагноз, а потом уже начинает действовать врач, и вот таким Врачом душ и телес наших, Врачом всего человечества, является Сам Христос. Он - ответ на все наши сомнения, на все наши вопросы, на все наши проблемы, «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, иго мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11:29-30), но не потому, что мы, последовавшие за Христом, освобождаемся от несения какого-то ига или бремени, у нас у каждого есть свои обязанности: пастырские, монашеские, семейные, общехристианские или служебные. Владыка отметил, что иногда нам кажется, что эти обязанности могут нас как-то придавить, иногда мы мы видим в Церкви только какие-то предписания, делай это, но не делай то, поступай так и не поступай иначе, и прочие нельзя, нельзя, нельзя, и тогда незаметно наши обстоятельства жизни и наше пребывание в Церкви превращается в какое-то такое Ветхозаветное благочестие. И мы стремимся исполнять разные предписания, но не видим смысла того, для чего это нужно, а подлинным смыслом и наполнением всех этих предписаний, канонов, постановлений в Церкви должно являться только одно - они должны вести нас ко Христу. 


--цитата--

Подлинным смыслом и наполнением всех этих предписаний, канонов, постановлений в Церкви должно являться только одно - они должны вести нас ко Христу

Епископ Арсений


Сквозь все эти предписания, сквозь наши обязанности духовные или мирские, сквозь разные обстоятельства нашей жизни, иногда даже тяжкие, мы не должны никогда терять из виду лик Христов. Он должен быть для нашего духовного взора, как стрелка компаса, которая всегда указывает на Север. И наша жизнь будет только тогда верно ориентирована, когда мы не будем забывать Господа, а значит, если мы будем стараться поступать в нашей жизни по Его слову, кротости, смирению и Его любви к нам грешным, и как любовь Божия не знает границ и различий между людьми, так и мы должны поступать. Не забывать Христа и приобщаться к Его любви возможно только тогда, когда мы сможем жить не только для самих себя, а ради других. Мы должны служить другим, снисходя к их немощам, поступать, как говорит апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) - такой должна быть жизнь подлинного христианина, подлинного подвижника, который, хоть и несет иго Христово, но слаще и легче этого ига, на самом деле, нет ничего в этом бренном мире, - закончил владыка своё слово.