Епископ Арсений: Человек, исправляющий свою жизнь, принимается Спасителем как любимое чадо

12 июля 2016 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в деревне Холова отметили престольный праздник. Богослужение возглавил епископ Арсений. По окончании Литургии был совершен молебен и крестный ход, а также заупокойная лития по усопшим, погребенным на кладбище за алтарем храма. 

Владыка Арсений обратился к молящимся с проповедью, в которой напомнил, что слово «апостол» означает «посланник». Ученики Христа были избраны Им для особого служения: быть посланниками, свидетельствующими всем народам о Его Воскресении. Книга Деяний рассказывает о том, что апостольское служение началось после Вознесения Господня и Сошествия Духа Святого на его учеников. Это служение совершается по сей день и будет совершаться до скончания века.

Среди апостолов Христовых есть два первоверховных: Петр и Павел. Они занимают особое место среди учеников Господа. Но нельзя путать это первоверховенство с главенством. Петр был старшим среди двенадцати ближайших апостолов Христа. А Павел, согласно книге Деяний, был призван Господом к апостольскому служению позже и не входил ни в число двенадцати, ни семидесяти апостолов. Но о его трудах мы знаем больше, чем о трудах остальных учеников Христовых. Книга Деяний святых апостолов условно делится на две части: деяния апостола Петра и деяния апостола Павла. 14 из 27 книг Нового Завета, то есть больше половины, принадлежит апостолу Павлу или связаны с его именем. Поэтому, несмотря на то, что этот человек не был в числе ближайших учеников Иисуса, для благовестия он сделал не меньше, а может и больше остальных апостолов. Таким образом, первоверховенство святых апостолов Петра и Павла заключается не в том, что они чувствовали себя великими людьми в Церкви, а в том, что они больше всех потрудились для Христа.

В Евангелии говорится, что до призвания на апостольство Петр был рыбаком из Галилеи, самой северной удаленной от Иерусалима провинции, в которой жило много язычников. Христос, видя чистоту сердца Петра, выбрал его себе в ученики, обещав, что он станет ловцом человеков. Петр был одним из немногих, кто откликнулся на призыв Господа и пошел за Ним. Он оставил все и следовал за Иисусом не для того, чтобы получить что-то для себя, как это делали многие другие, а для того, чтобы разделить Его крестный путь. А вот апостол Павел, носивший от рождения имя Савл, не был лично знаком с Христом. Во время евангельских событий он был еще слишком молод и учился в школе иудейского богослова фарисея Гамалиила, который негативно относился к Спасителю и первым христианам. Как воинствующий фарисей Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск его ослепил ярчайший свет и, услышав укоризненный голос Иисуса Христа, Савл уверовал в Него. Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был крещен и исцелен от слепоты. С это­го вре­ме­ни он сде­лал­ся про­по­вед­ни­ком преж­де го­ни­мо­го уче­ния.

Что же объединило этих не похожих друг на друга людей: Петра, простого рыбака, и Павла, образованного иудейского богослова? Не смотря на разницу судеб, апостолов объединяло одно - горячая вера в Бога. В Евангелии часто описывается непоколебимая вера апостола Петра. Так, на вопрос Господа: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16:13) именно Петр спешит ответить за всех апостолов: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). И вот это исповедание было поставлено Христом в пример, эта вера Петра была названа скалой, на которой будет основана Церковь, «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр (что значит камень или скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17-18). Даже когда Петр незаметно для самого себя трижды отрекся от Иисуса, Тот не отвернулся от ученика, потому что видел любовь и веру в его сердце. Апостол Павел также отличался горячностью своей веры. Если изначально он был рьяным гонителем христиан, то впоследствии стал таким же рьяным проповедником. Его встреча с Христом не похожа на встречу других апостолов с Господом. Она, как впоследствии описывал сам Павел, стала поворотным моментом в его судьбе и переродила бывшего гонителя христиан в апостола, проповедовавшего христианство среди язычников. Он больше всех из апостолов потрудился над тем, чтобы возвещать людям Благую весть. Плодами его деятельности стали церкви в Малой Азии, на Западе и Кипре.

Оба апостола мученически закончили свою жизнь в Риме в годы правления императора Нерона. В те времена появилось множество христианских мучеников. Согласно Преданию, апостол Павел как римский гражданин был удостоен почетной казни усекновением головы мечем. А апостол Петр как простой выходец из далекой провинции Палестины был распят вниз головой, по его личной просьбе, так как он считал себя недостойным быть распятым как Спаситель. С момента мученической кончины апостолов Петра и Павла начинается их прославление и почитание. Первые христиане чтили их память, читали и переписывали их послания, притекали к гробницам апостолов. В IV веке было установлено общецерковное почитание этих святых.

Как отметил епископ Арсений, особое почитание первоверховных апостолов есть и в русской православной традиции. Многие храмы освящены в их честь. «Пример их жизни - это свидетельство того, что благодать и любовь Божия способны принять каждого, несмотря на прошлое человека, - подчеркнул владыка. - Отрекшийся Петр и гонитель Савл являются ярчайшими образцами того, как покаяние и обращение к Богу изменяет всю жизнь человека. И человек, исправляющий свою жизнь, принимается любящим Спасителем безусловно как любимое чадо. В этом пример и урок для каждого из нас. Тот факт, что мы почитаем апостолов, должен напоминать нам о нашем христианском предназначении. Ведь учениками Христа являются не только апостолы, но и все христиане. Мы должны задуматься о том, как реализуем в своей жизни это высокое звание. Господь призывает нас жить по Его заповедям и возвещать людям о Нем не столько словами, сколько добрыми делами». Владыка пожелал верующим, чтобы молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла Господь сохранил Русскую Церковь и наше Отечество, а нас утвердил в вере, благочестии и наставил на пути к Отечеству Небесному.