Епископ Арсений: Зачем было воскрешать праведного Лазаря?

8 апреля 2017 года епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме св. Лазаря Четверодневного в Великом Новгороде. 

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что по сути, Великий пост, как сорокодневный период, закончился и теперь предстоят особые дни перед светлым Христовым Воскресением, которые начинаются с Лазаревой субботы и Вербного воскресения, переходя в Страстную седмицу. История воскрешения Лазаря замечательно описывается евангелистом, который также очень точно передал и духовный смысл этого события. "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25), - говорит Христос Марфе, сестре Лазаря. И, пожалуй, это самое важное место сегодняшнего Евангелия. Церковь возвещает, что Христос Спаситель является совершенным Богом и совершенным человеком. Бог стал человеком нашего ради спасения, для того, чтобы через единство Божества и человечества во Христе мы стали причастниками Божественной жизни. Для этого и существует Церковь - Тело Христово, и наше спасение возможно именно потому, что Бог соединился с человеческой природой. Это даёт нам возможность не просто достичь состояния, каким обладал Адам до грехопадения, а означает несравненно большее, теснейшее единство с Богом, и здесь, и в вечности. И начало этому положено во Христе.

Святые отцы, жившие в эпоху IV Вселенского Собора, утвердили догмат о Божестве и человечестве Христа. Они рассуждали, что, когда Христос плакал над гробницей Лазаря так, что иудеи говорили "Смотри, как Он любил его" (Ин. 11:36) - это человеческое чувство, так знакомое и нам, но воззвать его к жизни мог только Бог.  И это произошло за несколько дней до страданий Самого Христа. Как подчеркнул владыка, уже и раньше происходили невероятные чудеса: слепые прозревали, расслабленные вставали на ноги, немые говорили и даже мертвые воскресали, но каждое евангельское чудо, прежде всего, было продиктовано состраданием со стороны Спасителя к страждущим людям. И эти евангельские чудеса всегда оставляли для человека свободу либо поверить во Христа, либо объяснить все какими-то естественными причинами. И даже чудо исцеления Наинской  вдовы или дочери Иаира, как это описано в Евангелии, тоже оставляло людям свободу понимать эти события, как явления естественного порядка, ибо говорил же Сам Спаситель: "Не умерла девица, но спит" (Мф. 9:24). Но чудо воскрешения праведного Лазаря, бывшего четыре дня во гробе, которого уже затронуло разложение, это абсолютно невероятное, выдающееся из всех этих евангельских чудес. Попытаемся понять, для чего это было сделано, зачем Спаситель нарушает естественный порядок, существующий в мире почти столько, сколько и сам мир стоит, согласно которому смерть приходит на смену жизни. Зачем было воскрешать праведного Лазаря?
Евангельское провозвестие говорит нам о том, что этот порядок, существующий во вселенной, оказывается, не такой уж и естественный. По крайней мере, человек не был задуман и предназначен Богом для смерти, но для жизни, как учит нас Священное Писание. Первые люди сознательно выбрали непослушание Богу и, как следствие, вместо жизни - смерть. И явление Христа Спасителя означало не явление национального царя, которого ждали, и которому устроили торжественную встречу в Иерусалиме, а спасение, которое нужно понимать, как подлинное возвращение нас к тому предназначению,  которое изначально имеет о нас Господь. Поэтому, по слову владыки, Христос – это не только великий Чудотворец, не просто Учитель праведности, а прежде всего, и это важно для каждого из нас - Победитель смерти и ада. Как и все евангельские чудеса, конечно же, чудо воскрешения Лазаря тоже вызвано милосердным отношением Спасителя, Его состраданием, как говорит Евангелие: "Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря" (Ин. 11:5). Но самым важным было то, что оно стало предуказанием для нас победы Самого Христа над смертью. Христос вполне отдавал Себе отчет о том, какие события произойдут через несколько дней, а мы будем молитвенно вспоминать их на Страстной неделе, особенно в Великую Пятницу. Он отдавал отчет, что Его ждет в Иерусалиме, и неоднократно предупреждал учеников, что Сын Человеческий будет предан в руки грешников, и убьют Его, но на третий день воскреснет. Однако,  как отметил владыка, ученики не понимали этих слов, что значит воскреснуть из мертвых, потому что, скорее всего, они гнали от себя мысль, что их Учитель, в Котором они, по всей вероятности, тоже были готовы видеть национального царя, избавителя, мессию в таком, типично иудейском представлении, может как-то пострадать. Они отгоняли мысли, что Его дело на земле может закончиться так трагично и страшно, потому что не только Его слова о воскресении, но и о страданиях Его были закрыты для них. Однако, их ожидало это испытание, ради этого часа и пришел Господь, ради спасения всего мира, ради искупительной жертвы. И вот для того, чтобы, во-первых, укрепить веру учеников, их надежду на то, что голгофская смерть это не конец для их Господа и Учителя, что должно быть какое-то продолжение, Он за несколько дней до Своих страданий показывает, что является Всемогущим Богом, Господином жизни и смерти, Который может воскресить умершего четыре дня назад. Ведь такое мог сделать только Тот, Кто сотворил самого человека и весь мир, Кто даровал ему жизнь и способен вновь вернуть ему ее. И это означает, что все эти страшные события, которые последуют, начиная с ареста Христа через несколько дней, не совсем уж случайные, и не означают совершенного конца, не станут потерей смысла, потерей веры для апостолов. И может воспоминание об этом чуде, как воспоминание о Преображении на  Фаворе, которое было тоже незадолго до Страстей, и помогло им как-то продержаться, начиная с пятницы, когда был Христос распят, до того утра воскресного дня, когда всех их, тех, кто любил Иисуса Спасителя, озарил свет Его Воскресения. Как подчеркнул владыка, с этого момента они станут провозвестниками Воскресения, этой победы над смертью.  Их проповедь распространиться за пределы Иерусалима, сквозь пространства и время, и пока существует Церковь, эта проповедь раздается в храмах, в умах и сердцах людей - благая весть о том, что Христос - Победитель смерти. Поэтому не только для учеников сотворил Христос это чудо славы, но и для нас с вами, потому что оно, как никакое другое чудо, свидетельствует о конечном торжестве жизни над смертью, о царствии Божием, предуказанием  чего служили все Его чудеса, которые в Евангелии называются "знамением Царства". Таким образом, воскрешение Лазаря - это не рядовое событие из Евангельской истории, а, прежде всего, предвозвещение, как для апостолов, так и для всех нас, того единственного Воскресения, которое разрушит ад, и дарует всему миру жизнь вечную. А также это предвозвещение того, чего и мы ожидаем, исповедуя словами Символа Веры: "Чаю воскресение мертвых и жизнь будущего века. Аминь", - закончил владыка своё слово.