876

Великий пост установлен Церковью в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а также для того, чтобы мы могли с чистым сердцем встретить праздник светлого Христова Воскресения. Великий пост имеет глубокое воспитательное значение, ведь люди склонны охладевать к вере и молитве.

Пост - это как раз то время, когда Церковь призывает нас пробудиться от спячки и говорит о том, что нам необходимо сделать над собой усилие, чтобы возрасти духовно. Не случайно пост называется «Лествицей небесного восхождения». Пост - это время, позволяющее нам заново пережить события евангельской истории, которые стали началом нашего спасения, и научиться идти за Христом, несмотря на то, что этот путь может быть тернистым.


--цитата--

«Мы должны быть на стр­аже своего сердца и ж­изни для того, чтобы ­сквозь шум повседневн­ости попытаться услыш­ать голос Божий и Его­ волю о каждом из нас»

Епископ Арсений ­


Каждый раз накануне поста мы задумываемся о смысле тех или иных ограничений. Прежде всего, мы должны помнить, что человек - существо телесное и духовное. Поэтому и пост должен быть как телесным, так и духовным. Один «физический» пост, без духовного, превращается в пустое диетическое упражнение. Один только «духовный» пост, без тех телесных ограничений, которые предлагает Церковь, также не принесет много пользы. Поэтому все существо человека должно быть вовлечено в эту молитвенную устремленность к Богу. «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв. 2:1), - этими словами из книги пророка Аввакума можно определить смысл христианского поста. Мы должны быть на страже своего сердца и жизни для того, чтобы сквозь шум повседневности попытаться услышать голос Божий и Его волю о каждом из нас. Если есть преграды между Господом и нами, мы должны сделать все, чтобы разрушить их, и пост дает нам на это силы. Вот то главное, чему должен быть посвящен пост, а как именно он будет проводиться каждым православным человеком в плане добровольных самоограничений, пусть останется на совести каждого.


--цитата--

«Есть одно ограничение­, которое каждый, нез­ависимо от меры духов­ного роста или состоя­ния здоровья, способе­н понести - это обузд­ание языка»

Епископ Арсений


Для того, чтобы пост не стал бесполезным, не прошел лишь в увлечении ритуальными действиями или ограничениями в пище, необходимо помнить нашу главную задачу - услышать зов Божий в своей жизни и сделать все, чтобы эти 40 дней принесли настоящий плод. Плод поста - не приведение себя в лучшую физическую форму, а победа хотя бы над одним грехом. Пост, который предписывается в Типиконе, является общей рекомендацией, а то, каким будет воплощение поста в жизни каждого человека, зависит от его совести, духовно-физического состояния и советов духовного отца. Но, пожалуй, есть одно ограничение, которое каждый, независимо от меры духовного роста или состояния здоровья, способен понести - это обуздание языка. Если мы в течение Великого поста научимся меньше пустословить, осуждать, передавать сплетни, меньше поучать, а больше слушать и поучаться, будем вслушиваться в голос своей совести, в Слово Божие, то тогда пост не станет для нас бесполезным, а принесет много плодов. Другим важным моментом поста, который по силам почти каждому, является милостыня. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что угодный Богу пост предназначен для того, что бы мы могли помогать бедным, тратить на еду не больше денег, а меньше, то есть лишние продукты или финансовые средства уделять неимущим и страждущим.

Во всей нашей деятельности во время поста: делах милосердия, посещении богослужений, чтении правил и участии в Таинствах - мы не должны забывать о Боге и ближних. Если мы не откроемся по отношению к нашим ближним, то не откроемся и Богу. Все, что мы копим в нашем сердце: обиды, недоброжелательство, злопамятство и т.д. - отдаляют нас от Бога. Лучшим средством для того, чтобы стать открытым для Бога, является способность прощать, сострадать и любить наших ближних. Если мы не вынесем для себя этот важный урок, то пост не принесет нам никакой пользы.