Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды

Председатель Новгородского общества православных врачей, врач-оториноларинголог в Областной детской клинической больнице и заведующий курсом Оториноларингологии ИМО НовГУ, кандидат медицинских наук, протоиерей Алексий Борискин рассказал о Таинстве Соборования, которое традиционно совершается верующими во исцеление души и тела.

- Отец Алексий, что такое Соборование?

- Соборование – это одно из семи Таинств, которое берет начало с апостольских времен, когда Апостолы получили благословение от самого Христа проповедовать покаяние и исцелять болящих, помазывая их маслом. Мы совершаем эту службу во здравие душевное и телесное, то есть молимся Богу о прощении грехов и даровании телесного исцеления, чтобы мы могли послужить Богу, творя добрые дела и не повторяя своих прежних согрешений. Вообще, все Таинства Церкви, молитвы и чины совершаются во здравие души и тела человека, но Соборование имеет особую направленность – оно, как правило, совершается над болящими людьми.

- Почему Таинство называется Соборованием?

- Потому что в нем принято участвовать собору священников, традиционно в Таинстве должно участвовать 7 священников, они читают над болящими 7 молитв и 7 евангельских чтений, болящих семикратно помазывают освященным елеем, поэтому Таинство еще называется Елеосвящением. Мы верим: где двое или трое собраны во имя Господне, там и Он посреди них, поэтому самые усиленные молитвы в Церкви совершаются собором священников и мирян. Но даже один священник может совершить это Таинство, и оно будет действительным.

- Кому необходимо собороваться и как часто нужно это делать?

- Людям, имеющим болезнь, которую врачи не могут излечить, а также при обострениях хронических заболеваний. А вообще, я считаю, что сейчас нет здоровых людей, как говорится, есть недообследованные, поэтому в Великом посту принято собороваться всем верующим. Если человек болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании. Для относительно здоровых достаточно собороваться раз в году.

- Это правда, что во время Соборования прощаются все грехи, в том числе забытые? Что бывает в случае, если человек утаил грехи и пришел на Соборование?

- Для Бога нет ничего невозможного. Например, во время Исповеди Бог может простить все грехи. В Соборовании они также могут проститься человеку, если он искренне подходит к Таинству и раскаивается в своих грехах. Но если человек сознательно утаил какой-то грех, то это будет лукавством с его стороны. Где есть лукавство, там нет веры и доверия Господу, и мы не имеем права расчитывать на Его милость. Милость Божия не имеет границ, она может совершиться даже там, где не хватает нашей веры, но считать, что мы что-то специально не исповедуем и пойдем с этим грехом на Соборование, где грехи не произносят вслух, будет какой-то магией и лукавством. 


--цитата--

«Соборование – это не Таинство смерти, это Таинство жизни»

Протоиерей Алексий Борискин


- Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Так ли это?

- Перед смертью необходимо прежде всего исповедоваться и причаститься. Поэтому если родные видят, что человек уже близок к тому, чтобы перейти в мир иной, конечно, нужно позвать священника для того, чтобы пока человек в сознании, священник мог бы с ним поговорить и принять его покаяние. Это самое главное. Если человек хотел исповедоваться, но по каким-то причинам не успел, священник должен рассудить и, возможно, совершить над ним Таинство Соборования, помолившись о прощении его грехов, которые он сейчас уже в силу тяжелого состояния не может осознать и в которых не может раскаяться. Я не считаю, что каждый человек перед смертью должен обязательно пособороваться. Соборование – это не Таинство смерти, это Таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще. Это Таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Это суеверия.


--цитата--

«То, что происходит в Церкви - это ни в коем случае не магия, не какие-то заклинания или обряды, это именно Таинство веры»

Протоиерей Алексий Борискин


- Если человек невоцерковленный, а родственники хотят его пособоровать в тяжелой болезни или перед смертью, и он не против, в этом есть смысл?

- Зачастую родственники, переживая о том, что у больного есть нераскаянные грехи, призывают священника для совершения Елеосвящения. В таком случае им стоит молиться Господу о прощении его грехов и уповать на милосердие Божие. В Евангелии от Матфея (Мф. 9:1-8) описана ситуация, когда друзья принесли расслабленного человека к ногам Христа, и по их вере Иисус простил болящему его грехи и даровал телесное здравие. Таким образом, если немощный человек не смог сам прийти в храм и адекватно исповедоваться, то по вере родных и близких, которые приглашают к нему священника, может произойти чудо прощения и исцеления. Но важно понимать: то, что происходит в Церкви - это ни в коем случае не магия, не какие-то заклинания или обряды, это именно Таинство веры. «По вере вашей да будет вам», - сказал нам Христос (Мф. 9:29). А если человек отказывается от Таинства, несмотря на уговоры родственников, то в таком действе смысла не будет. Как говорится, невольник – не богомольник.

- Вы сказали, что Христос сначала простил грехи болящему, а потом исцелил. Являются ли наши болезни наказанием за грехи?

- Не нужно рассматривать болезнь как наказание за грехи. Болезнь – это посещение Божие. Нужно подумать, для чего Он нас посетил. Возможно, этой болезнью Господь удерживает нас от каких-то еще более страшных жизненных ситуаций и грехов. Думаю, что бывают болезни, которые являются следствием явных грехов - пьянства, наркомании и т.д. - но не всегда все это так однозначно. Бывают болезни для проявления славы и милости Божией. Например, Господь иногда попускает болезни и исцеляет от них для того, чтобы человек уверовал или укрепился в вере. Для чего человеку дается недуг - это Тайна между Богом и этим человеком. Мы должны попытаться сами проанализировать свою болезнь и сделать какие-то выводы. А если не можем, то надо обратиться к Богу, чтобы Он открыл нам ее причину и помог правильно вести себя в болезни. 

- Каковы правила подготовки к Соборованию? Нужно ли приходить натощак?

- Так как Соборование для болящих дюдей, то специальной предписанной Церковью подготовки нет. Есть традиционные правила, которые мы стараемся соблюсти перед каждым Таинством - это пост и молитва по мере сил. Если человек болен, то поститься телесно, я считаю, неправильно. На Соборование приходить натощак не нужно.

- Необходимы ли Исповедь и Причастие перед Соборованием?

- Последовательность Таинств по их смыслу должна быть следующая: Исповедь, Соборование, Причащение. Но в зависимости от обычаев на том или другом приходе она может изменяться.

- Что с собой брать и для чего это нужно?

- Традиционно люди приносят с собой древесное или любое другое растительное масло и, по желанию, вино и рис. В древности елей (древесное масло) использовался для помазания больных. Обычно люди берут его, чтобы дома мазать больные места или пить. Рис и вино не указаны в веществах Таинства и над ними не произносится никаких молитв, но они тоже считаются освященными после Соборования. Брать рис и вино - это народная традиция, которая объясняется тем, что при домашнем Соборовании в рис втыкали свечи, а вино в древние времена использовали в качестве лекарства. Молитвы освящения произносятся только над елеем.

- Считается, что если не открыть продукты, а оставить закрытыми в упаковках, то Святой Дух их не коснется. Так ли это?

- Святой Дух дышит, где хочет и ничто не может ему воспрепятствовать: никакие пробки и упаковки. Если мы откроем продукты, то, наоборот, можем их разлить или просыпать, поэтому открывать продукты нет необходимости. Я считаю, что это суеверие. Если кто-то в храме упорствует, чтобы вы открыли продукты, можете их открыть, дабы не смущать людей, ведь главное - это мир и любовь.

- Что нужно делать верующим во время совершения Таиства, чтобы оно было во благо?

- Нужно слушать молитвы и сопереживать происходящему. Как и во всех Таинствах, любая молитва произносится от имени всех присутствующих, поэтому необходимо внимательно слушать слова молитв, Священнго Писания и песнопения хора. Если мы молимся на общем богослужении, то мы молимся не своей личной молитвой, а общей, не своими словами, а общими. Нужно пропускать через свой ум и сердце то, что мы слышим во время богослужения. Если мы хотим сами помолиться, нужно прийти чуть пораньше или остаться после службы и помолиться своими словами.


--цитата--

«Нет прямой зависимости от нашего психологического состояния и действенности Таинств. Все зависит от нашей веры»

Протоиерей Алексий Борискин


- Что человек должен почувствовать после Соборования? Будут ли какие-то изменения в жизни? Чего ожидать?

- Человек может почувствовать все, что угодно. Некоторые говорят, что у них обостряются болезни и проблемы в жизни. Я считаю, что неправильно искать этих чувственных ощущений, потому что  воздействие Таинств на нас происходит не на психологическом уровне, а на духовном. Человек может почувствовать благодать после Соборования, но искать этого не нужно. Не нужно думать, что если нет радости, легкости и мира, то нет и прощения грехов. Нет прямой зависимости от нашего психологического состояния и действенности Таинств. Все зависит от нашей веры. Не будем сомневаться, что если мы с верой приходим к Богу, то получим от Него помощь!

- Часто можно встретить мнение, что после Соборования человеку нельзя мыться, чтобы не смыть масло, есть мясную пищу и несколько дней после Таинства воздерживаться от супружеской близости. Что Вы думаете на этот счет?

- Пища нас к Богу не приближает и не отдаляет, поэтому вкушение мяса нас не осквернит. Если день после Соборования не постный, воздержание от мяса не требуется. Супружеская близость - это тайна двух людей, которые во время Венчания получили благословение на продолжение рода, и я считаю, что никто не вправе в это вмешиваться. Что касается мытья, то я не считаю, что помывшись мы потеряем благодать Таинства, так как она действует сугубо на духовном уровне. Если кто-то смущается, то может промакнуть елей салфеткой и благоговейно ее утилизировать.

- Некоторые считают, что после Соборования больному нельзя принимать никаких лекарств. Мотивируется это тем, что человек приемом лекарств якобы выказывает свое недоверие Таинству. А как происходит на самом деле?

- Если лекарства назначены врачом, то надо их принимать. Если после Соборования вы вдруг хорошо себя стали чувствовать, то нужно сходить еще раз к врачу, который прописал лекарства и рассказать о вашем самочувствии. Возможно, врач отменит лекарство. А если вы чувствуете себя плохо и отказываетесь от лекарств из-за Таинства Соборования, то это из разряда «не искушай Господа Бога Твоего». Господь может вас исцелить, но это не значит, что вы не должны принимать лекарств. Мы не знаем, как именно Господь нас исцелит: Он может сделать это через врача, лекарства, скальпель хирурга и т.д.


--цитата--

«Самое опасное – это отчаяться и разувериться в милости Божией»

Протоиерей Алексий Борискин


- Некоторые говорят, что постоянно соборуются, но не получают исцеления от своих болезней. С чем это связано?

- Все церковные Таинства - это не магия, где совершил какие-то обрядовые действия и получил «исцеление». Такой прямой зависимости в Церкви нет. Все совершается по нашей вере и по милости Божией. Если Господь видит, что человеку полезнее оставаться в состоянии болезни, то будем оставаться в нем. Это не значит, что Бог нас не любит. Если Бог попускает болезнь, и мы принимаем меры, которые нам доступны для исцеления, а болезнь не проходит, значит это Божье попущение. Но это не значит, что мы не должны искать исцеления: узнавать какие еще есть врачи и методы лечения. Самое опасное – это отчаяться и разувериться в милости Божией. Соборование как раз нам и помогает выработать правильное отношение к болезни, как к Божьему посещению, т.е. успокоиться духовно, принять и даже полюбить эту болезнь. Постепенно верующие приходят к осознанию, что болезнь, особенно тяжелая и даже смертельная – это Божья любовь.

Спаси Господи, отец Алексий, за Ваши ответы!