Иеромонах Арсений (Перевалов): «На берегу Ледовитого океана живет северная народность, представители которой внешне мало чем отличаются от окружающих их народов севера, но при этом обладают исконно русским и православным самосознанием»

По благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, 25 июля 2013 года делегация Новгородской митрополии посетила Республику Саха (Якутия). О том, как проходила поездка, и что заставило делегацию отправиться в столь отдаленные места, мы побеседовали с и.о. наместника Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонахом Арсением (Переваловым), принявшем участие в поездке.

- Отец Арсений, чем же так примечательна для православных новгородцев далекая якутская земля и почему туда отправилась делегация от Новгородской митрополии?

- Поводом к поездке делегации от Новгородской области, в состав которой, по благословению Митрополита Льва, входил и я, представляя Новгородскую епархию, послужило 375-летие села Русское Устье. Однако, обо всем по порядку.

В прошлом году, во время сентябрьских празднований 1150-летия зарождения Российской государственности, Великий Новгород посетил творческий коллектив из заполярного села - Русское Устье (Республики Саха). Он поразил новгородцев своей постановкой, основной идеей которой была история о том, как далеко на севере на протяжении уже около четырехсот лет живут потомки выходцев из новгородских земель. Они сохранили православную веру, русское самосознание и сейчас вернулись в Великий Новгород для того, чтобы восстанавливать связи, контакты и т.д. Насколько я помню, это произвело сильное впечатление на новгородцев, администрацию, представителей епархии, и, в результате переговоров, у правящего архиерея Митрополита Новгородского и Старорусского Льва родилась благородная идея - передать в дар местным жителям храм из Новгородской земли, а также список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Храм для Русского Устья, средства на который собирали всем миром, был сконструирован по чертежам старинных новгородских деревянных храмов и отправлен морским путем в г. Якутск. Сейчас церковь находится в контейнере в речном порту Якутска, а зимой будет доставлена в Русское Устье. В программе празднования 375-летия села состоялось освящение закладки храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Предположительно, в мае – июне будущего года состоится освящение этого храма.

- Существует ли история возникновения этого поселения?

- История этого села весьма интересна. Первое упоминания о Русском Устье в исторических документах относится к 1638 году, когда тобольский казак Иван Ребров со своим отрядом прибыл в эти края и основа лв устье реки Индигирки два острога. Но, судя по всему, поселения в этих местах существовали и раньше. Самое удивительное, что народная память, самосознание местных жителей, их эпос, былины, сказания, песни сообщают нам, что жители Русского Устья - потомки первопроходцев из северных рубежей старых владений Великого Новгорода. В XVI веке, спасаясь от «горя-злосчастья» (имеется в виду опричнина Иоанна Грозного, а может, бедствия, связанные с эпидемией), добрались они на кочах по Ледовитому океану в эти далекие северные края и основали там поселения, в последующем смешавшись с местным населением, сохранив при этом русское самосознание и православную веру.

О Русском Устье широко узнали в России и Европе благодаря уникальным материалам, собранным Владимиром Михайловичем Зензиновым, членом ЦК партии эсеров, который в 1912 году отбывал в этом селе политическую ссылку (впоследствии он стал профессором одного из американских университетов). В своей книге «Старинные люди у холодного океана» В.М. Зензинов подробно описывает прошлое Русского Устья, его хозяйство и быт, нравы и обычаи, обряды и верования.

- Какие существуют доказательства того, что жители Русского Устья – потомки древних новгородцев?

- Самым весомым аргументом в пользу новгородского происхождения местных жителей служит тот факт, что они, на протяжении веков сохраняя православную веру, особо почитали новгородскую икону Божией Матери «Знамение». При этом важно понимать, что коренным верованием якутов, эвенков и других окружающих их северных народов был шаманизм.

Более того, местные жители утверждают, что еще в начале ХХ века в местном архиве, уничтоженном в годы советской власти, хранились берестяные грамоты.

- Сохранился ли какой-либо список иконы Божией Матери «Знамение», привезенный из Великого Новгорода в XVI в. ?

- Насколько мне известно, списка такого нет. Однако почитание Знаменской иконы Божией Матери в этом крае носит повсеместный характер.

- Есть ли поблизости от Русского Устья храмы или молитвенные дома?

- В поселке Чокурдах,  центре Аллаиховского улуса (района), что в 120 км от Русского Устья, существует небольшая православная община в количестве 40 – 50 человек. Они посещают молитвенный дом в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы каждое воскресенье, совершают богослужения мирянским чином. Сейчас там строится новый храм, опять же, в честь иконы Божией Матери «Знамение».

- Каким образом жителям удалось сохранить русский язык?

- Само Русское Устье находится на 71 градусе северной широты, то есть за полярным кругом. Люди там издревле живут замкнуто. Поэтому они сохранили старинный северный русский говор, который, по некоторым предположениям, может быть новгородским говором XVI в. Мне кажется, что филологи еще скажут последнее слово в изучении этого феномена.

Сегодня большинство жителей села говорят уже на обычном разговорном русском, на котором общаемся и мы с вами, но в местной школе преподается этот старинный русский диалект.

В наши дни русскоустинцы выделяются в особую этническую группу среди малочисленных народов севера. Тогда как окружающие их коренные народы в большинстве своем исповедовали шаманизм, именно жители Русского Устья на протяжении всей своей истории сохраняли свою веру, а, благодаря этому, и уникальную культуру, язык, историческую память. Это, я считаю, настоящее чудо – практически, на берегу Ледовитого океана живет северная народность, которая внешне мало чем отличается от окружающих их народов севера, но при этом обладает исконно русским и православным самосознанием.

- Много священников служит на территории Русского Устья?

- К сожалению, не много. Во времена Советского Союза  там не было вообще никакой церкви и никакой религии, как и в столице республики, Якутске. Только двадцать лет назад там начала возрождаться местная епархия, и появились первые священнослужители.

Республика очень большая. По своей площади это самый большой субъект Российской Федерации - более трех миллионов квадратных километров. Расстояние между населенными пунктами огромное. Из-за вечной мерзлоты отсутствуют железные дороги. Зимой в такие отдаленные поселения как Русское Устье можно добраться только на оленьих или собачьих упряжках. Кстати, этот способ передвижения, наряду с воздушным, используется и местным владыкой Романом, епископом Якутским и Ленским, который с архипастырскими визитами объездил уже почти всю свою необъятную епархию.

При всех масштабах Республики количество духовенства сопоставимо с количеством духовенства Новгородской епархии - всего около шестидесяти человек. То есть священнослужителей катастрофически не хватает.

К примеру, православную общину в Чокурдахе окормляет священник из Якутска. Он приезжает четыре раза в год и, естественно, что для верующих каждый такой визит это целое событие и большая радость.

Когда будет возведен и освящен храм в Русском Устье, надеюсь, что хотя бы в такие великие праздники, как Рождество и Пасха, священнослужители Якутской епархии смогут посещать Русское Устье. Уверен, что в будущем Господь даст русскоустьинцам доброго пастыря, возможно, даже из их числа.

- Большое спасибо за беседу!

- Спасибо и Вам.