ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКИХ ОБИТЕЛЕЙ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ: КОРОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя свт. Тихона Задонского

Судьба монашества и монастырей в Сино­дальный период отражена в исследованиях К. Смолича, И. Концевича, С. Рункевича, П. Зырянова и ряда других авторов. Но женс­кому монашеству в этих исследованиях не уделяет­ся особого внимания, между тем ряд явлений, на­блюдавшийся в истории женских обителей на рубе­же XIX-XX вв., очень интересен. По статистике на1700 г. мужских монастырей в России было 924, женских — 229. В число крупных обителей попада­ло только три — Новодевичий, Вознесенский в Мос­кве и Суздальский Покровский (владели более двух тыс. дворами крестьян). В1724 г. в мужских монас­тырях насчитывалось более 14 тысяч насельников, в женских — более 10 тысяч. На протяжении всего XVIII в. монашествующих мужчин было больше, хотя по числу насельников мужские монастыри ус­тупали женским.

Положение сестер в женских монастырях зави­село от их социального происхождения и «знатнос­ти» самого монастыря. Монахини разделялись на «удельных» или «местных» — живущих по окладу, т. е. получающих жалование и «безудельных» или «безместных» — на собственном пропитании. Кро­ме того, в монастырях проживали белицы — вклад­чицы монастыря. В отличие от мужских, женские монастыри в XVIII в. « штата» не имели, но госу­дарственное законодательство определяло соци­альную роль каждой обители. Монастыри продол­жали оставаться и местом ссылки опальных жен­щин. Делопроизводство XVIII в. свидетельствует о том, что женские монастыри зачастую находились «в ведомстве мужских».

Перед началом екатерининской монастырской реформы в России было 678 мужских монастырей с 17659 иноками и 203 женских обители с 4733 мона­хинями и послушницами. По секуляризации было упразднено 360 мужских и 136 женских монастырей и все монастыри было разделены на три класса, за исключением Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр и Чудова монастыря. После реформы1764 г. некоторые из закрытых женских обителей восстанавливались, учреждались новые, нередко закрытые мужские монастыри становились по воз­рождении женскими. В XIX в., особенно во второй его половине, постепенно начинает происходить рост женских монастырей. Численность монаше­ствующих женщин, особенно послушниц, увеличи­вается (в мужских монастырях традиционно мона­хов было больше, чем послушников).

В женских монастырях были сосредоточены бла­готворительные учреждения, больницы, богадель­ни, школы, приюты и т. д. Женские монастыри вели различного рода хозяйственную деятельность, да­вавшую средства и на строительство, и на благо­творительность.

Отмена крепостного права в 1861г. изменила по­ложение женщины в крестьянской семье — женщи­на стала чаще принимать самостоятельные решения. Уходя в монастырь, она повышала свой социальный статус и удовлетворяла свое стремление к образова­нию. В повседневном монастырском быту она нахо­дила хорошо знакомые, привычные для себя рабо­ты. Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины и монастыри с благотвори­тельным уклоном, где бок о бок работали крестьян­ки, мещанки и дворянки. В XIX в. Россия очень мно­го воевала. Все чаще уходили в монастырь овдовев­шие женщины, как например Маргарита Тучкова, вдова генерал-майора Александра Тучкова, погиб­шего на Бородинском поле в 1812г. Тучкова приня­ла монашеский постриг и стала затем настоятельни­цей Спасо-Бородинского монастыря. Благодаря подвижнической деятельности матушки Марии (Тучковой) монастырь стал центром милосердия и духовной поддержки семей погибших военнослужа­щих.

После реформы1764 г. в истории женского мо­нашества появляются так называемые женские об­щины — уникальное явление. Их возникновение на начальном этапе происходит помимо воли духовных и светских властей. Это — результат религиоз­ной потребности женщин и ответ на существующее законодательство. Отличие общины от монасты­ря состояло в следующем: члены ее не принимали монашеский обет, и при этом следовали правилам монастырского устава. В реальности среди сестер общины могли быть монахини. В. Зверинский назы­вает их «послушническими монастырями». Женская община могла существовать под видом богадельни или странноприимного дома. Она могла возникнуть и при какой-нибудь церкви.

В первой четверти XIX в. юридический статус получили «женские общежития», организованные на собственные средства женщинами из аристокра­тических дворянских семей (например кн. Евдокия Мещерская основала общину в с. Аносино в Мос­ковской губ.) На таких же условиях начинал свою жизнь будущий Спасо-Бородинский монастырь. По мере развертывания деятельности такой общины, она могла быть преобразована в женский монас­тырь (по подсчетам В. Зверинского, 62% общин было преобразовано в монастыри). Зачастую, мона­стыри, основанные в Синодальный период, пользо­вались большей известностью, чем древние обители (пример Дивеева).

Женские монастыри активно занимались и мис­сионерской деятельностью, сочетая ее с благотво­рительностью. Как правило, эти обители были под покровительством царской семьи (пример Марфо-Мариинской обители в Москве).

Иногда в одном монастыре развивались разные традиции монашества. Интересным примером с этой точки зрения представляется Леушинский

Иоанно-Предтеченский монастырь в Новгородской епархии, находившийся под непосредственным ду­ховным руководством о. Иоанна Кронштадского. При активном общении монастыря с миром в нем была открыта церковно-учительная школа для дево­чек с гимназическим курсом, приходская школа, различные мастерские, было даже основано два скита. Примером особножительного монастыря мо­жет быть Староладожский Успенский монастырь. Каждая из сестер имела свой огород, на котором выращивала необходимые для своего пропитания овощи. У каждой были своя келья, одежда, продук­товые запасы. Общие доходы монастыря делились поровну.

Велико и значение женских монастырей в разви­тии христианского подвижничества. Затворниче­ство и отшельничество было распространено и в женских обителях, но особую главу в истории жен­ского монашества составляют монахини-старицы, обладавшие даром провидения, пророчества. Имен­но к ним шли за духовным советам паломники из разных уголков России.

Очень часто в монастырях сочетались элементы общежительного и особножительного уставов од­новременно. Основную же массу женских обителей составляли малоизвестные небольшие монастыри и пустыни, скиты. Об истории двух таких монастырей Новгородской епархии и пойдет речь.

 

Валдайский Короцкий женский монастырь

Село Короцко являлось центром погоста, состо­явшего из многих десятков деревень. Первые пись­менные сведения о нем — в переписной книге Деревской пятины конца XV в. Археологические данные свидетельствуют о заселении этой территории в пе­риод каменного века предками балтийско-финских племен. Славяне сюда приходят в VIII в. Уникаль­ность названия — нигде оно не повторяется. До се­редины XIX в. — написание «Коротско», т. е. корень — корот (от — корт). Наиболее вероятно про­исхождение названия из балтско финско-угорской языковой группы. У хантов и манси: корт, курт — деревня, селение, жилище; у финнов картано — двор, поместье, усадьба. В балтийских языках осно­вы керт, карт — резать, рубить (т. е. место, осво­божденное от леса). Возможно, славяне, поселив­шиеся в Валдайском крае, подогнали название при­балтийско-финского селения под более привычную форму (корт, карт — корот). По селе­нию названо было и озеро.

Церковь Покрова Божией МатериКороцко в конце XV в. было сель­цом, т. е. в нем была усадьба землевла­дельца и проживало три семьи: помещи­ка, священника и дъячка. Стояла дере­вянная церковь. В середине XVII в. на берегу Короцкого озера появился не­большой монастырек у деревянной По­кровской церкви (Челобитная игумена Покровского Короцкого монастыря Тихона царю Михаилу Федоровичу 1645г. о назначении братии монастыря руги, т. е. денежного и хлебного доволь­ствия от государства). Очевидно, тогда и основан был Покровский монастырь. Первоначально старцы поселились у приходской церкви, а потом поставили новую, каменную (антиминс этого хра­ма сохранялся еще в XIX в.).

Рядом с Покровской церковью в 1650-е гг. была выстроена вторая деревянная Никольская церковь и деревянная колокольня. В та­ких монастырях число братии обычно не превышало 10-20 человек. В независимом поло­жении монастырь оставался до середины XVII в. — затем он был приписан к новому боль­шому Иверскому Валдайскому монастырю. Последний насто­ятель монастыря Терентий упоминался в документе 1706г. В дальнейшем монастырь запу­стел и был превращен в при­ходскую церковь. История Короцкого погоста заканчивается во второй половине XVIII в. В 1764г. селения бывшего Вал­дайского приселья были осво­бождены из-под власти Иверского монастыря и переданы в распоряжение коллегии эконо­мии (в ходе секуляризации мо­настырских земель).

В бедной семье дьячка Ни­кольской церкви с. Короцко Савелия Кириллова в 1724г. родился будущийСвт. Тихон Задонский святитель Тихон Задонский. При крещении он получил имя Тимофей. Вскоре умер отец и мать осталась с шес­тью детьми. Семья была дружной и трудолюбивой. Тимофей с детства помогал матери, нанимаясь на поденную работу. Часто пел и читал в Никольской церкви, где служил брат, дьячок Ефим. В 1738г. Ти­мофей был принят в духовную славянскую школу в Новгороде, а в 1740г. оказался учеником открытой там же семинарии, где провел 14 лет: высшие классы долго не открывались. Уже в 1750г., будучи учени­ком богословского класса, Тимофей получил долж­ность учителя греческого языка. Первый выпуск се­минарии в 1754г — 28 человек. Среди них был и Ти­мофей Савельев, оставленный при семинарии пре­подавателем риторики. Уже тогда проявилось стремление к иночеству и 10 апреля 1758г. в семи­нарском храме Антониева монастыря он был пострижен в монахи и наречен Тихоном. В июле того же года — руко­положен в иеромонаха, а в конце авгус­та переведен в должность преподавате­ля философии. Спустя три года Тихон был назначен викарием Новгородской епархии и определен к управлению Хутынским монастырем.

В феврале 1763г. начался период его деятельности на самостоятельной Воро­нежской кафедре. Удалось возродить духовную семинарию в Воронеже. При­шлось бороться и с остатками язычес­ких верований. Ему всячески препят­ствовали, что способствовало ухудше­нию здоровья. Наконец, через пять лет он получил возможность уйти в монас­тырь с пенсией 500 руб. в год. Местом его монашеского подвига стал Богородицкий монастырь вблизи Задонска. Труд в монастырском саду укрепил его здоровье. Вскоре он получил приглаше­ние от архиепископа Новго­родского и Санкт-Петербург­ского Гавриила возглавить Валдайский Иверский монас­тырь и совсем уже было со­гласился, но потом передумал. После первоначального пери­ода строгого уединения, Ти­хон стал чаще общаться с людьми. Никто не уходил от него без доброго слова, совета или денежной помощи. Он раздавал и свои деньги, и те, что ему жертвовали. Неоднок­ратно он отправлял деньги на родину — братьям, дьячку Петру в Новгород и дьячку Ефиму в Короцко.

Святитель Тихон обладал даром прозорливости и пред­видения. Он писал книги, но при жизни его сочинения не печатались. В 1770-1771 гг. свт. Тихон написал 6 томов со­чинения «Об истинном христианстве», где говори­лось о слове Божием, о грехах, о покаянии, о «дол­жности христианской» к себе и ближнему. В 1777— 1779гг. были собраны в одну книгу «Сокровище ду­ховное, от мира собираемое» 157 его статей. «На­ставление христианское» — одно из самых распрос­траненных сочинений свт. Тихона о христианской морали. Спасение души Тихон считал главной це­лью пребывания человека на земле.

На этом месте стоял дом, где родился свт. ТихонЧувствуя приближение смерти, святитель уда­лился в затвор и уже не покидал своей кельи. За год до смерти его парализовало. Скончался свт. Тихон 13 августа1783 г. на 59-м году жизни. Гроб с телом усопшего обнесли вокруг храма и поставили в об­ложенный камнем склеп, под алтарь соборной церк­ви. Память о Задонском подвижнике не угасала в народе. Чудеса, в основном исцеления, совершались не только при гробе святителя, но и везде, где при­зывалось его имя. Слава о новом чудотворце росла. Монастырь в Задонске сделался местом паломниче­ства. Всеобщим было убеждение, что мощи его не­тленны. Их обретение произошло при ремонтных работах в 1845-1846 гг. Однако официальная кано­низация состоялась только спустя 15 лет, в 1861г. Все эти годы у гроба не прекращались чудесные ис­целения. Торжества прославления свт. Тихона со­стоялись в Задонске 12—13 августа 1861г. Этот день праздновался всей Русской Православной Церко­вью. Особенно торжественно — на родине, в с. Короцко. Книги его увидели свет через полгода после его кончины и многократно переиздавались. Они были переведены на многие языки.

Именем свт. Тихона был назван и основанный в1864 г. в одной версте от с. Короцко женский обще­жительный монастырь Новгородской епархии. О почитании свт. Тихона на Новгородской земле сви­детельствуют и его многочисленные иконы. Свт. Ти­хон нередко изображается с самыми почитаемыми новгородскими святыми: прп. Варлаамом Хутынским, Иаковом Боровичским.

 

Монастырь во имя свт. Тихона в Короцко

Идея создания монастыря принадлежала дей­ствительному статскому советнику Николаю Васи­льевичу Елагину. Он работал цензором в Санкт-Пе­тербурге, писал книги на духовные темы. Издал жизнеописание свт. Тихона (1861). Посетив Короц­ко в 1862г., взял благословение у митрополита Нов­городского и Санкт-Петербургского Исидора на ус­тройство монастыря и стал привлекать благотвори­телей. Пожертвования поступали со всей России и сам Елагин внес крупную сумму. Место было выбра­но на берегу живописного озера. В 1863г. начались строительные работы и к осени 1864 г. был построен 3-х этажный каменный корпус келий с небольшой домовой церковью свт. Тихона Задонского. 22 авгу­ста 1864г. было дано официальное разрешение имп. Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем для девиц и лечебницей для приходящих. Уже в 1865г. в общину со­бралось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. Первой начальницей стала монахиня Серафима, переведенная из новгородского Зверина монастыря.Церковь вмч. Варвары и Всех Святых (больничный склад)

В 1865—1871 гг. окончательно дост­роили и отделали здание келий. В сере­дине его был сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами и особой главой над алтарем. С западной стороны к хра­му примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871г. со­вершилось торжественное освящение этой церкви в честь Владимирской ико­ны Божией Матери, как и главного хра­ма Задонского монастыря. Южный пре­стол был освящен во имя свт. Тихона.

Внутри храм был расписан богатей­шей стенной живописью. Четырехярус­ный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева. Над царскими вратами находи­лась икона Владимирской Богоматери. В северной части собора под высокой резной сенью находилась кипарисовая гробница с частицей мощей свт. Тихо­на, принесенная в дар из Задонского монастыря. В южной части храма в киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед об­разом теплилась неугасимая лампада.

Главный корпус Короцкой обители (главное здание больницы)На территории общины было выстроено не­сколько деревянных домов: для приюта 18 девочек-сирот, которые находились на полном содержании общины, 2-х этажный дом для приезжающих бого­мольцев, одноэтажные дома для жительства сестер, дом с мезонином для настоятельницы, больница с домовой церковью при ней. Обитель была обнесена каменной оградой с 6 башенками готической архи­тектуры. С запада были устроены святые врата. По двору проложили дорожки, сделали тротуары, об­саженные березами и елями, а между ними — цвет­ники и диванчики для отдыха. За пределами монас­тыря находились две деревянные часовни, дом для священно-церковнослужителей, дом для странни­ков и хозяйственный комплекс.

Во владении общины было более 1000 десятин пахотной земли, лугов, леса, два больших озера и две фермы. Короцкой общине принадлежали: часов­ня в Валдае, каменная часовня в Бологое, деревян­ный дом в Петербурге. Обитель содержалась за счет пожертвований, ведения скотоводства и земледе­лия, продажи просфор и свечей. Каждая сестра имела свое послушание. Помогали 10 наемных ра­бочих. При обители были мастерские: ткацкая, вы­шивальная, переплетная, иконописная.

28 февраля 1881г. по указу имп. Александра II Короцкая община была переименована в общежи­тельный женский монастырь во имя свт. Тихона За­донского. Первыми игуменьями его стали монахини Вера и Домника. В 1895г. было завершено строи­тельство второго храма, освященного в честь вмч. Варвары и Всех Святых. Храм имел пять глав с крес­тами и одну над алтарем и был прекрасно расписан изнутри. Всего в монастыре насчитывалось около 40 зданий.Часовня на могиле родителей свт. Тихона Задонского в Короцком погосте

Службу отправляли два священника и диакон. 14 мая в день обретения мощей свт. Тихона совершался крестный ход из монастыря на могилу родителей в с. Короцко и служилась панихида в часовне над их прахом. На богомолье в монас­тырь приходили из разных мест.

Короцкий монастырь посещали знат­ные светские и духовные лица. В конце XIX — начале XX в. в монастыре прожи­вало около 250 человек: 81 монахиня, 162 послушницы, 13 девочек-приюток. Монастырь славился хлебосольством, в праздничные дни после службы корми­ли всех желающих щами и ячменной ка­шей. Странники постоянно получали из монастыря хлеб, квас и кипяток для чая.

После революции, в 1920г. Короцкая община стала сельскохозяйственной ар­телью  и   просуществовала  до   1931   г. Часть инокинь ушла до закрытия, других вынужда­ли уйти или арестовывали. Церковная утварь была вывезена. Последующие три года в охраняемом зда­нии монастыря была колония для беспризорников, затем сельскохозяйственный техникум. С 1937г. организовали психоневрологическую больницу, ко­торая в 1941г. была эвакуирована в Рязанскую обл., а в зданиях монастыря разместился госпиталь. В 1946г. была вновь создана психиатрическая больни­ца. С того же времени у стен монастыря стал стро­иться большой поселок.

Полностью изменился внешний вид зданий, ис­чезли колокольни, купола церквей, неузнаваемо пе­рестроен Владимирский собор, разделен на два эта­жа храм Всех Святых, закрашена вся настенная жи­вопись. В аварийном состоянии участок каменной стены   и   три   сохранившиеся башни, разобраны святые въез­дные ворота, почти все дере­вянные строения снесены. Ар­хитектурный облик монастыря полностью утрачен...

Знаменательным событием для с. Короцко стало открытие братства святителя Тихона. Инициатором его был член-де­лопроизводитель училищного Совета при Св. Синоде В. И. Шемякин. Он предложил осно­вать на родине святителя ду­ховно-просветительское брат­ство и при нем двухклассную церковно-приходскую школу. Устав Короцкого братства был составлен смотрителем Вал­дайского городского училища П. М. Силиным. Его утвердили в мае 1892г. Братство насчиты­вало в разные годы от 120 до 160 членов. Главной целью его деятельности было укрепление веры, распространение Свя­щенного писания, обеспечен­ие учащихся церковно-приходских школ книгами и пособиями. Денежный фонд состоял из частных и монастырских пожертвова­ний. На деньги братства была приведена в порядок деревянная церковь св. Николая в Короцко. В 1894г. настоятель Иверского монастыря архимандрит Ле­онид внес в кассу братства 5000 руб. на постройку здания для церковно-приходской школы в Короцко. Братия монастыря учредила стипендию им. настоя­теля Леонида для учащихся в школе братства. 25 мая в Короцком монастыре был освящен храм во имя вмц. Варвары и Всех Святых и место под пост­ройку школы. По преданию, здесь когда-то стояла изба, в которой родился свт. Тихон. Здание было го­тово к сентябрю 1896г. и было освящено 22 сентяб­ря. Два преподавателя обучали соответственно в первом и втором классах. Обучение было бесплат­ным. Обращалось большое внимание на нравствен­ное воспитание. Ученики уча­ствовали в службе. Принима­ли детей не только из Короц­ко, но и из других приходов, в основном сирот и детей бед­ных   родителей.   При   школе имелось общежитие. В 1915г. в школе обучалось 37 мальчи­ков и девочек в первом классе и 13 — во втором. В приюте проживало 30 учащихся.Монастырь свт. Тихона Задонского. Гравюра И. Матюшкина

В середине XIX в. в Короц­ко было 18 дворов, проживало 52 мужчины и 55 женщин. В 1909г. — 21 двор: крестьян 52, крестьянок 55. На погосте Ко­роцко в это время 7 дворов, 6 мужчин и 7 женщин. В настоя­щее время в селе 34 дома. Со­хранилась полуразрушенная церковь Покрова, но исчез старинный деревянный храм, перестроен дом, где находи­лась братская школа.

Рядом с церквями Короц­кого погоста с незапамятных времен существовало кладби­ще. К востоку от места бывшей Никольской церкви находилась его древнейшая часть . В 1848г. кладбище было закрыто , а в 1860г. его вновь открыли. В конце XIX в. кладбище было обнесено оградой из булыжного камня.

В XIX в. это маленькое сельское кладбище было широко известно верующим как место блаженного упокоения родных свт. Тихона. В 1861г. жители Короцко обозначили могилу отца святителя Тихона столбом с простой надписью: «На сем месте покоится родитель св. Тихона». Рядом находи­лись могилы деда св. Тихона — причет­ника Кирилла и его супруги Гликерии. В дальнейшем место их погребения было обнесено деревянной решеткой, в сере­дине была выложена гробница из кир­пича и поставлен обелиск с крестом. В центре обелиска, в углублении за стек­лом находилась икона с образом свт. Тихона, лампада и под ней на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божий Савва и Доминикия, родители св. Тихона. Господи, упокой их и сродни­ков их в Своем Царствии». В 1892г. на личные средства игумений Короцкого Тихоновского монастыря Доминики на этом месте была выстроена часовня, внутри которой находилась гробница, обитая под серебро. На стенах размещались изоб­ражения, связанные с жизнью свт. Тихона. Часовня была окружена металлической решеткой. Ее освя­тили 16 июня1893 г. Сейчас она восстановлена. Именно сюда стекаются паломники, стремясь по­чтить память святителя Тихона и его родных.

Фотографии автора

Н. ЖЕРВЭ

 


Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

24.05.2022

24 мая 2022 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

24.05.2022

3 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца

23.05.2022

22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.