ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКИХ ОБИТЕЛЕЙ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ: КОРОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя свт. Тихона Задонского
- Подробности
- 04.12.2012 00:46
Судьба монашества и монастырей в Синодальный период отражена в исследованиях К. Смолича, И. Концевича, С. Рункевича, П. Зырянова и ряда других авторов. Но женскому монашеству в этих исследованиях не уделяется особого внимания, между тем ряд явлений, наблюдавшийся в истории женских обителей на рубеже XIX-XX вв., очень интересен. По статистике на1700 г. мужских монастырей в России было 924, женских — 229. В число крупных обителей попадало только три — Новодевичий, Вознесенский в Москве и Суздальский Покровский (владели более двух тыс. дворами крестьян). В1724 г. в мужских монастырях насчитывалось более 14 тысяч насельников, в женских — более 10 тысяч. На протяжении всего XVIII в. монашествующих мужчин было больше, хотя по числу насельников мужские монастыри уступали женским.
Положение сестер в женских монастырях зависело от их социального происхождения и «знатности» самого монастыря. Монахини разделялись на «удельных» или «местных» — живущих по окладу, т. е. получающих жалование и «безудельных» или «безместных» — на собственном пропитании. Кроме того, в монастырях проживали белицы — вкладчицы монастыря. В отличие от мужских, женские монастыри в XVIII в. « штата» не имели, но государственное законодательство определяло социальную роль каждой обители. Монастыри продолжали оставаться и местом ссылки опальных женщин. Делопроизводство XVIII в. свидетельствует о том, что женские монастыри зачастую находились «в ведомстве мужских».
Перед началом екатерининской монастырской реформы в России было 678 мужских монастырей с 17659 иноками и 203 женских обители с 4733 монахинями и послушницами. По секуляризации было упразднено 360 мужских и 136 женских монастырей и все монастыри было разделены на три класса, за исключением Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр и Чудова монастыря. После реформы1764 г. некоторые из закрытых женских обителей восстанавливались, учреждались новые, нередко закрытые мужские монастыри становились по возрождении женскими. В XIX в., особенно во второй его половине, постепенно начинает происходить рост женских монастырей. Численность монашествующих женщин, особенно послушниц, увеличивается (в мужских монастырях традиционно монахов было больше, чем послушников).
В женских монастырях были сосредоточены благотворительные учреждения, больницы, богадельни, школы, приюты и т. д. Женские монастыри вели различного рода хозяйственную деятельность, дававшую средства и на строительство, и на благотворительность.
Отмена крепостного права в 1861г. изменила положение женщины в крестьянской семье — женщина стала чаще принимать самостоятельные решения. Уходя в монастырь, она повышала свой социальный статус и удовлетворяла свое стремление к образованию. В повседневном монастырском быту она находила хорошо знакомые, привычные для себя работы. Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины и монастыри с благотворительным уклоном, где бок о бок работали крестьянки, мещанки и дворянки. В XIX в. Россия очень много воевала. Все чаще уходили в монастырь овдовевшие женщины, как например Маргарита Тучкова, вдова генерал-майора Александра Тучкова, погибшего на Бородинском поле в 1812г. Тучкова приняла монашеский постриг и стала затем настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря. Благодаря подвижнической деятельности матушки Марии (Тучковой) монастырь стал центром милосердия и духовной поддержки семей погибших военнослужащих.
После реформы1764 г. в истории женского монашества появляются так называемые женские общины — уникальное явление. Их возникновение на начальном этапе происходит помимо воли духовных и светских властей. Это — результат религиозной потребности женщин и ответ на существующее законодательство. Отличие общины от монастыря состояло в следующем: члены ее не принимали монашеский обет, и при этом следовали правилам монастырского устава. В реальности среди сестер общины могли быть монахини. В. Зверинский называет их «послушническими монастырями». Женская община могла существовать под видом богадельни или странноприимного дома. Она могла возникнуть и при какой-нибудь церкви.
В первой четверти XIX в. юридический статус получили «женские общежития», организованные на собственные средства женщинами из аристократических дворянских семей (например кн. Евдокия Мещерская основала общину в с. Аносино в Московской губ.) На таких же условиях начинал свою жизнь будущий Спасо-Бородинский монастырь. По мере развертывания деятельности такой общины, она могла быть преобразована в женский монастырь (по подсчетам В. Зверинского, 62% общин было преобразовано в монастыри). Зачастую, монастыри, основанные в Синодальный период, пользовались большей известностью, чем древние обители (пример Дивеева).
Женские монастыри активно занимались и миссионерской деятельностью, сочетая ее с благотворительностью. Как правило, эти обители были под покровительством царской семьи (пример Марфо-Мариинской обители в Москве).
Иногда в одном монастыре развивались разные традиции монашества. Интересным примером с этой точки зрения представляется Леушинский
Иоанно-Предтеченский монастырь в Новгородской епархии, находившийся под непосредственным духовным руководством о. Иоанна Кронштадского. При активном общении монастыря с миром в нем была открыта церковно-учительная школа для девочек с гимназическим курсом, приходская школа, различные мастерские, было даже основано два скита. Примером особножительного монастыря может быть Староладожский Успенский монастырь. Каждая из сестер имела свой огород, на котором выращивала необходимые для своего пропитания овощи. У каждой были своя келья, одежда, продуктовые запасы. Общие доходы монастыря делились поровну.
Велико и значение женских монастырей в развитии христианского подвижничества. Затворничество и отшельничество было распространено и в женских обителях, но особую главу в истории женского монашества составляют монахини-старицы, обладавшие даром провидения, пророчества. Именно к ним шли за духовным советам паломники из разных уголков России.
Очень часто в монастырях сочетались элементы общежительного и особножительного уставов одновременно. Основную же массу женских обителей составляли малоизвестные небольшие монастыри и пустыни, скиты. Об истории двух таких монастырей Новгородской епархии и пойдет речь.
Валдайский Короцкий женский монастырь
Село Короцко являлось центром погоста, состоявшего из многих десятков деревень. Первые письменные сведения о нем — в переписной книге Деревской пятины конца XV в. Археологические данные свидетельствуют о заселении этой территории в период каменного века предками балтийско-финских племен. Славяне сюда приходят в VIII в. Уникальность названия — нигде оно не повторяется. До середины XIX в. — написание «Коротско», т. е. корень — корот (от — корт). Наиболее вероятно происхождение названия из балтско финско-угорской языковой группы. У хантов и манси: корт, курт — деревня, селение, жилище; у финнов картано — двор, поместье, усадьба. В балтийских языках основы керт, карт — резать, рубить (т. е. место, освобожденное от леса). Возможно, славяне, поселившиеся в Валдайском крае, подогнали название прибалтийско-финского селения под более привычную форму (корт, карт — корот). По селению названо было и озеро.
Короцко в конце XV в. было сельцом, т. е. в нем была усадьба землевладельца и проживало три семьи: помещика, священника и дъячка. Стояла деревянная церковь. В середине XVII в. на берегу Короцкого озера появился небольшой монастырек у деревянной Покровской церкви (Челобитная игумена Покровского Короцкого монастыря Тихона царю Михаилу Федоровичу 1645г. о назначении братии монастыря руги, т. е. денежного и хлебного довольствия от государства). Очевидно, тогда и основан был Покровский монастырь. Первоначально старцы поселились у приходской церкви, а потом поставили новую, каменную (антиминс этого храма сохранялся еще в XIX в.).
Рядом с Покровской церковью в 1650-е гг. была выстроена вторая деревянная Никольская церковь и деревянная колокольня. В таких монастырях число братии обычно не превышало 10-20 человек. В независимом положении монастырь оставался до середины XVII в. — затем он был приписан к новому большому Иверскому Валдайскому монастырю. Последний настоятель монастыря Терентий упоминался в документе 1706г. В дальнейшем монастырь запустел и был превращен в приходскую церковь. История Короцкого погоста заканчивается во второй половине XVIII в. В 1764г. селения бывшего Валдайского приселья были освобождены из-под власти Иверского монастыря и переданы в распоряжение коллегии экономии (в ходе секуляризации монастырских земель).
В бедной семье дьячка Никольской церкви с. Короцко Савелия Кириллова в 1724г. родился будущий святитель Тихон Задонский. При крещении он получил имя Тимофей. Вскоре умер отец и мать осталась с шестью детьми. Семья была дружной и трудолюбивой. Тимофей с детства помогал матери, нанимаясь на поденную работу. Часто пел и читал в Никольской церкви, где служил брат, дьячок Ефим. В 1738г. Тимофей был принят в духовную славянскую школу в Новгороде, а в 1740г. оказался учеником открытой там же семинарии, где провел 14 лет: высшие классы долго не открывались. Уже в 1750г., будучи учеником богословского класса, Тимофей получил должность учителя греческого языка. Первый выпуск семинарии в 1754г — 28 человек. Среди них был и Тимофей Савельев, оставленный при семинарии преподавателем риторики. Уже тогда проявилось стремление к иночеству и 10 апреля 1758г. в семинарском храме Антониева монастыря он был пострижен в монахи и наречен Тихоном. В июле того же года — рукоположен в иеромонаха, а в конце августа переведен в должность преподавателя философии. Спустя три года Тихон был назначен викарием Новгородской епархии и определен к управлению Хутынским монастырем.
В феврале 1763г. начался период его деятельности на самостоятельной Воронежской кафедре. Удалось возродить духовную семинарию в Воронеже. Пришлось бороться и с остатками языческих верований. Ему всячески препятствовали, что способствовало ухудшению здоровья. Наконец, через пять лет он получил возможность уйти в монастырь с пенсией 500 руб. в год. Местом его монашеского подвига стал Богородицкий монастырь вблизи Задонска. Труд в монастырском саду укрепил его здоровье. Вскоре он получил приглашение от архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила возглавить Валдайский Иверский монастырь и совсем уже было согласился, но потом передумал. После первоначального периода строгого уединения, Тихон стал чаще общаться с людьми. Никто не уходил от него без доброго слова, совета или денежной помощи. Он раздавал и свои деньги, и те, что ему жертвовали. Неоднократно он отправлял деньги на родину — братьям, дьячку Петру в Новгород и дьячку Ефиму в Короцко.
Святитель Тихон обладал даром прозорливости и предвидения. Он писал книги, но при жизни его сочинения не печатались. В 1770-1771 гг. свт. Тихон написал 6 томов сочинения «Об истинном христианстве», где говорилось о слове Божием, о грехах, о покаянии, о «должности христианской» к себе и ближнему. В 1777— 1779гг. были собраны в одну книгу «Сокровище духовное, от мира собираемое» 157 его статей. «Наставление христианское» — одно из самых распространенных сочинений свт. Тихона о христианской морали. Спасение души Тихон считал главной целью пребывания человека на земле.
Чувствуя приближение смерти, святитель удалился в затвор и уже не покидал своей кельи. За год до смерти его парализовало. Скончался свт. Тихон 13 августа1783 г. на 59-м году жизни. Гроб с телом усопшего обнесли вокруг храма и поставили в обложенный камнем склеп, под алтарь соборной церкви. Память о Задонском подвижнике не угасала в народе. Чудеса, в основном исцеления, совершались не только при гробе святителя, но и везде, где призывалось его имя. Слава о новом чудотворце росла. Монастырь в Задонске сделался местом паломничества. Всеобщим было убеждение, что мощи его нетленны. Их обретение произошло при ремонтных работах в 1845-1846 гг. Однако официальная канонизация состоялась только спустя 15 лет, в 1861г. Все эти годы у гроба не прекращались чудесные исцеления. Торжества прославления свт. Тихона состоялись в Задонске 12—13 августа 1861г. Этот день праздновался всей Русской Православной Церковью. Особенно торжественно — на родине, в с. Короцко. Книги его увидели свет через полгода после его кончины и многократно переиздавались. Они были переведены на многие языки.
Именем свт. Тихона был назван и основанный в1864 г. в одной версте от с. Короцко женский общежительный монастырь Новгородской епархии. О почитании свт. Тихона на Новгородской земле свидетельствуют и его многочисленные иконы. Свт. Тихон нередко изображается с самыми почитаемыми новгородскими святыми: прп. Варлаамом Хутынским, Иаковом Боровичским.
Монастырь во имя свт. Тихона в Короцко
Идея создания монастыря принадлежала действительному статскому советнику Николаю Васильевичу Елагину. Он работал цензором в Санкт-Петербурге, писал книги на духовные темы. Издал жизнеописание свт. Тихона (1861). Посетив Короцко в 1862г., взял благословение у митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора на устройство монастыря и стал привлекать благотворителей. Пожертвования поступали со всей России и сам Елагин внес крупную сумму. Место было выбрано на берегу живописного озера. В 1863г. начались строительные работы и к осени 1864 г. был построен 3-х этажный каменный корпус келий с небольшой домовой церковью свт. Тихона Задонского. 22 августа 1864г. было дано официальное разрешение имп. Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем для девиц и лечебницей для приходящих. Уже в 1865г. в общину собралось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. Первой начальницей стала монахиня Серафима, переведенная из новгородского Зверина монастыря.
В 1865—1871 гг. окончательно достроили и отделали здание келий. В середине его был сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами и особой главой над алтарем. С западной стороны к храму примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871г. совершилось торжественное освящение этой церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, как и главного храма Задонского монастыря. Южный престол был освящен во имя свт. Тихона.
Внутри храм был расписан богатейшей стенной живописью. Четырехярусный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева. Над царскими вратами находилась икона Владимирской Богоматери. В северной части собора под высокой резной сенью находилась кипарисовая гробница с частицей мощей свт. Тихона, принесенная в дар из Задонского монастыря. В южной части храма в киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед образом теплилась неугасимая лампада.
На территории общины было выстроено несколько деревянных домов: для приюта 18 девочек-сирот, которые находились на полном содержании общины, 2-х этажный дом для приезжающих богомольцев, одноэтажные дома для жительства сестер, дом с мезонином для настоятельницы, больница с домовой церковью при ней. Обитель была обнесена каменной оградой с 6 башенками готической архитектуры. С запада были устроены святые врата. По двору проложили дорожки, сделали тротуары, обсаженные березами и елями, а между ними — цветники и диванчики для отдыха. За пределами монастыря находились две деревянные часовни, дом для священно-церковнослужителей, дом для странников и хозяйственный комплекс.
Во владении общины было более 1000 десятин пахотной земли, лугов, леса, два больших озера и две фермы. Короцкой общине принадлежали: часовня в Валдае, каменная часовня в Бологое, деревянный дом в Петербурге. Обитель содержалась за счет пожертвований, ведения скотоводства и земледелия, продажи просфор и свечей. Каждая сестра имела свое послушание. Помогали 10 наемных рабочих. При обители были мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, иконописная.
28 февраля 1881г. по указу имп. Александра II Короцкая община была переименована в общежительный женский монастырь во имя свт. Тихона Задонского. Первыми игуменьями его стали монахини Вера и Домника. В 1895г. было завершено строительство второго храма, освященного в честь вмч. Варвары и Всех Святых. Храм имел пять глав с крестами и одну над алтарем и был прекрасно расписан изнутри. Всего в монастыре насчитывалось около 40 зданий.
Службу отправляли два священника и диакон. 14 мая в день обретения мощей свт. Тихона совершался крестный ход из монастыря на могилу родителей в с. Короцко и служилась панихида в часовне над их прахом. На богомолье в монастырь приходили из разных мест.
Короцкий монастырь посещали знатные светские и духовные лица. В конце XIX — начале XX в. в монастыре проживало около 250 человек: 81 монахиня, 162 послушницы, 13 девочек-приюток. Монастырь славился хлебосольством, в праздничные дни после службы кормили всех желающих щами и ячменной кашей. Странники постоянно получали из монастыря хлеб, квас и кипяток для чая.
После революции, в 1920г. Короцкая община стала сельскохозяйственной артелью и просуществовала до 1931 г. Часть инокинь ушла до закрытия, других вынуждали уйти или арестовывали. Церковная утварь была вывезена. Последующие три года в охраняемом здании монастыря была колония для беспризорников, затем сельскохозяйственный техникум. С 1937г. организовали психоневрологическую больницу, которая в 1941г. была эвакуирована в Рязанскую обл., а в зданиях монастыря разместился госпиталь. В 1946г. была вновь создана психиатрическая больница. С того же времени у стен монастыря стал строиться большой поселок.
Полностью изменился внешний вид зданий, исчезли колокольни, купола церквей, неузнаваемо перестроен Владимирский собор, разделен на два этажа храм Всех Святых, закрашена вся настенная живопись. В аварийном состоянии участок каменной стены и три сохранившиеся башни, разобраны святые въездные ворота, почти все деревянные строения снесены. Архитектурный облик монастыря полностью утрачен...
Знаменательным событием для с. Короцко стало открытие братства святителя Тихона. Инициатором его был член-делопроизводитель училищного Совета при Св. Синоде В. И. Шемякин. Он предложил основать на родине святителя духовно-просветительское братство и при нем двухклассную церковно-приходскую школу. Устав Короцкого братства был составлен смотрителем Валдайского городского училища П. М. Силиным. Его утвердили в мае 1892г. Братство насчитывало в разные годы от 120 до 160 членов. Главной целью его деятельности было укрепление веры, распространение Священного писания, обеспечение учащихся церковно-приходских школ книгами и пособиями. Денежный фонд состоял из частных и монастырских пожертвований. На деньги братства была приведена в порядок деревянная церковь св. Николая в Короцко. В 1894г. настоятель Иверского монастыря архимандрит Леонид внес в кассу братства 5000 руб. на постройку здания для церковно-приходской школы в Короцко. Братия монастыря учредила стипендию им. настоятеля Леонида для учащихся в школе братства. 25 мая в Короцком монастыре был освящен храм во имя вмц. Варвары и Всех Святых и место под постройку школы. По преданию, здесь когда-то стояла изба, в которой родился свт. Тихон. Здание было готово к сентябрю 1896г. и было освящено 22 сентября. Два преподавателя обучали соответственно в первом и втором классах. Обучение было бесплатным. Обращалось большое внимание на нравственное воспитание. Ученики участвовали в службе. Принимали детей не только из Короцко, но и из других приходов, в основном сирот и детей бедных родителей. При школе имелось общежитие. В 1915г. в школе обучалось 37 мальчиков и девочек в первом классе и 13 — во втором. В приюте проживало 30 учащихся.
В середине XIX в. в Короцко было 18 дворов, проживало 52 мужчины и 55 женщин. В 1909г. — 21 двор: крестьян 52, крестьянок 55. На погосте Короцко в это время 7 дворов, 6 мужчин и 7 женщин. В настоящее время в селе 34 дома. Сохранилась полуразрушенная церковь Покрова, но исчез старинный деревянный храм, перестроен дом, где находилась братская школа.
Рядом с церквями Короцкого погоста с незапамятных времен существовало кладбище. К востоку от места бывшей Никольской церкви находилась его древнейшая часть . В 1848г. кладбище было закрыто , а в 1860г. его вновь открыли. В конце XIX в. кладбище было обнесено оградой из булыжного камня.
В XIX в. это маленькое сельское кладбище было широко известно верующим как место блаженного упокоения родных свт. Тихона. В 1861г. жители Короцко обозначили могилу отца святителя Тихона столбом с простой надписью: «На сем месте покоится родитель св. Тихона». Рядом находились могилы деда св. Тихона — причетника Кирилла и его супруги Гликерии. В дальнейшем место их погребения было обнесено деревянной решеткой, в середине была выложена гробница из кирпича и поставлен обелиск с крестом. В центре обелиска, в углублении за стеклом находилась икона с образом свт. Тихона, лампада и под ней на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божий Савва и Доминикия, родители св. Тихона. Господи, упокой их и сродников их в Своем Царствии». В 1892г. на личные средства игумений Короцкого Тихоновского монастыря Доминики на этом месте была выстроена часовня, внутри которой находилась гробница, обитая под серебро. На стенах размещались изображения, связанные с жизнью свт. Тихона. Часовня была окружена металлической решеткой. Ее освятили 16 июня1893 г. Сейчас она восстановлена. Именно сюда стекаются паломники, стремясь почтить память святителя Тихона и его родных.
Фотографии автора
Н. ЖЕРВЭ
24.05.2022
24.05.2022
23.05.2022