ИВЕРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (К 20-летию передачи Русской Православной Церкви)

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил ecu...»

К числу живописных местностей обширной Новгородской губернии, бесспорно отно­сится территория, окружающая г. Валдай, лежащий на Алаунской возвышенности, из­вестной под названием Валдайских гор. На вели­чественном Валдайском озере живописно раски­нулась группа островов, на одном из которых — Сельвицком — находится Иверский Богородицкий монастырь, знаменитый своим основателем, своими святынями, но прежде всего своим посвящением — уст­роен во образ Святой горы Афонской, являющейся благо­словенным земным уделом Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, где Богоматерь из­рекла: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пре­бывающих зде с верою и благого­вением, сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего. И с малым попечением все будет на земли сей изобильно. И жизнь небес­ную получат, и не оскудеет ми­лость Сына и Бога Моего к мес­ту сему до скончания века. Аз же буду Заступница месту се­му и к Богу о нем теплая Ходатаица».Иверская икона Божией Матери

Иверская обитель находится в пяти километрах по прямой линии через озеро от г. Валдая. Остров, на котором построен монастырь, входит в группу та­ких же островов: с одной стороны остров Рябинкин, а с другой — Березин, и еще несколько меньших.

В 1652 г., по поручению царя Алексея Михайло­вича, Новгородский митрополит отправляется в Со­ловецкий монастырь для перенесения в Москву мо­щей святителя Филиппа митрополита Московского.

Митрополит Никон с торжественным шествием воз­вратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Весной 1652 г. скончался Патриарх Иосиф; еди­нодушным решением царя и российских архиереев на Патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 г. состоялось поставление митро­полита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архи­ерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал царю Алексею Михайловичу свое намерение основать монас­тырь на Валдайском озере. Го­сударь одобрил просьбу Патри­арха и выделил из государ­ственной казны достаточные для скорейшего построения обители средства. Уже летом 1653 г. под руководство архи­мандрита Иакова, на место строительства были посланы искусные зодчие, множество людей со строительными мате­риалами, а к осени — построе­ны и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чу­дотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя свт. Филиппа, митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Пат­риарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, доб­родетельна, незлобива же и кротка...» 

Общий вид Иверского монастыря. 1972 г.При  первом  посещении  строящейся  обители, Патриарх Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озе­ро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополне­ние к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха  туда   были  перенесены  святые  мощи Иакова   Боровичского,   обретение   которых   про­изошло загадочным и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 г. (по другим источникам — в 1452 г.) «в веси Боровичах на реке Мете в пороге на свет­лой неделе во вторник явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту жи­вущие люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мете, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге». В сонном видении старейшинам се­ления открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. «И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия». На мес­те остановки гроба была построена деревян­ная часовня, и очень скоро вблизи часовни за­бил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.Общий вид Иверского монастыря. 2007 г.

24 февраля 1654 г. в соборном храме Иверс­кого монастыря состоялось торжественное пе­реложение мощей праведного Иакова из вет­хой деревянной раки в серебряную, устроен­ную попечением Святейшего Никона. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Пет­ра, Ионы и Филиппа, и других святых.

В мае того же года была дана царская гра­мота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других значительных земельных вотчин и монастыр­ских угодий близ лежащих обителей — села Валдай, Боровичи, Вышний Волочек; ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, кото­рые за короткое время были бы так быстро обогащены и возведены на одинаковую степень с древними монастырями.

Панорама Иверского монастыря. 2008 г. Фото Б. НемогоВ 1656 г. в Иверский монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского мо­настыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов на территориях Литовской Руси, выходцы из которой пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромо­нах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а также Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого. Иноки на новое место перевезли с собой все имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов начинает развиваться книго­печатание и переплетное мастерство (это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типогра­фия — Государев печатный двор в Москве). Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря.

Необходимо отметить, что это первая про­винциальная типография в Российской импе­рии. С 1665 г. повелением Святейшего Никона она была переведена в Воскресенский монас­тырь Нового Иерусалима. С приездом в Ивер­ский монастырь Кутеинских иноков, получают развитие новые ремесла — появляются тузем­ные печатники, переводчики, переплетчики, мастера ценинного дела (на Руси начинается производство цвет­ных изразцов); появляются ис­кусные мастера — резчики по де­реву и иконописцы. 

Рака с мощами пр. Иакова Боровичского. Фото XIX в.В 1656 г. была закончена пер­вая каменная постройка Иверского монастыря — Успенский собор; одновременно была со­оружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в тор­жественной обстановке собор­ный храм был освящен. На тор­жество вместе с Патриархом при­были митрополиты Новгород­ский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное ду­ховенство из различных епархий России. На средства Патриарха к этому торжеству мастер Александр Григорьев вылил 1000 пудовый колокол, на котором было изображение основателя обители — Патриарха Московского и Всея Руси Никона.

Даже в недостроенном своем состоянии этот мо­настырь поражал взор прибывших богомольцев. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре путешественник и пле­мянник Антиохийского Патриарха Макария диакон Павел Алеппский. Могучий белоснеж­ный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специ­ально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неопи­суемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена поражавшая всех, как замеча­ет Павел Алеппский, своим великолепием и до­рогим убранством копия чудотворной иконы Божией Матери: «... икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы...» Цен­ность украшений этой иконы достигала в то время более 44 000 рублей сереб­ром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Церковь св. Иакова Боровичского. 2005 г.Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествия этой святыни в обитель.

Будущий Патриарх Никон, ус­лышав о многочисленных чуде­сах,   источаемых   от   Иверской иконы на Святой горе Афон, воз­намерился сделать с нее список и обратился  с  такой  просьбой   к Афонскому архимандриту Пахомию.   Список   был   доставлен   в Россию 1648 г., вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором   говорилось:   «...собрав всю братию 365 братов, и сотво­рили есьма великое молебное пе­ние, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пре­святой Богородицы старую Портаицкую, и в вели­кую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от ки-парисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Бо­жественную литургию с великим дерзновени­ем. И после Литургии дали ту святую воду и святые  мощи  иконописцу,  отцу,  господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав свя­тую воду и святые мощи с красками, написать святую икону». Далее указывалось, что ико­нописец «токмо в субботу и воскресенье упот­реблял пищу, а братия по дважды в неделю со­вершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ничем от первой иконы ни длиною,  ни шириною,  ни ликом, только слово в слово новая аки старая».Церковь св. Иакова Боровичского. 2008 г.

Сопровождать этот образ доверили афон­ским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали боль­шую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь во сне им явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время Божия Матерь явилась греческому куп­цу Мануилу и попросила помочь инокам — купец заплатил требу­емую сумму, и монахи отправи­лись дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена ца­рем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и много­численным народом. В Иверский монастырь икона была доставле­на к освящению Успенского со­бора.

Колокольня Иверского монастыря. 1989 г.По смерти архимандрита Дио­нисия II его приемником стал ар­химандрит Филофей, а монас­тырь получил статус первокласс­ного; возросло и число братии до 200 человек. К началу XVIII в. Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок, но при этом отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. С 1712 по 1730 г. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской лавре.

Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX в., который с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленоп­реклоненной молитве в своей келье. Особен­ную известность приобрел и настоятель оби­тели архимандрит Лаврентий, снискавший все­общее уважение своей духовностью, добротой и кротким нравом — он был духовным настав­ником не только для братии, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Особенно много гостей посещало монас­тырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Свет­лой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены тор­жественные крестные ходы с чу­дотворной иконой в города Вал­дай, Боровичи, по уездам Новго­родской и соседних губерний.

Колокольня Иверского монастыря. 2006 г.Помощь Божия и заступниче­ство Пресвятой Богородицы по­стоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. Так, в 1848 г., когда эпидемия холеры свирепствовала   почти   по   всей России,   унося   многочисленные жизни  людей,   объятые   ужасом смерти жители Валдая, не надеясь на медицинские средства, прибег­ли к молитвенному заступниче­ству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным кре­стным ходом и молитвенным упо­ванием обнес ее вокруг города — молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святей­ший  Синод  утвердил  совершать  ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вок­руг города Валдая с молебным пением. Крес­тные ходы также совершались и в престоль­ные праздники: Успения Божией Матери, Бо­гоявления Господня, в день памяти св. Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из от­даленных весей.

Колокольня Иверского монастыря. 2008 г.Последним настоятелем Иверского Богородицкого монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский), кото­рый в 1920 г. был рукоположен во епископы города Валдая.

После событий 1917 г. монастырь разде­лил участь почти всех обителей и Русской Церкви в целом. С января 1918 г. советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а также овощи и фрукты. 15 июня 1918г. специ­альный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «из­лишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любив­шие и почитавшие святую оби­тель, подняли восстание — все население города как один выш­ли на улицу, захватили оружей­ный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров воору­женный отряд с тревогой на­блюдал за ростом народа на противоположном берегу. Ар­химандриту Иосифу было пред­ложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдай­ский народ — настоятель согла­сился. При приближении к бере­гу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архи­мандрита. Пострадавшему на­стоятелю была оказана медицинская помощь, а рек­визицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и приме­нены вооруженные силы для наведения порядка.

Никоновская башня. 1999 г.В 1919г. монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с зарегистрированным совет­ской властью уставом. Эта артель насчитывала 70 человек, имела 5 га монастырских угодий и 200 га занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб мес­тному населению.

В 1927г. Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудот­ворной иконой». Это послужило поводом для сня­тия ее с регистрации и намерени­ем «очистить территорию мона­стыря от нетрудового элемен­та». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. Наступало время безбожия...

Идея передачи Иверского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря в лоно Русской Православной Церкви возникла еще в конце 1980-х гг. Она нашла поддержку среди жи­телей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитек­турного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Инициаторами были депутат Вер­ховного Совета СССР В. И. Тро­фимов, председатель Валдайско­го райсполкома А. С. Бойцов и житель города Валдая П. Н. Про­хоров, от которых исходили первые обращения о возрожде­нии духовного центра на терри­тории монастыря к тогда еще митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Ридигеру), будущему Патриарху Московскому.

Никоновская башня. 2008 г.В 1990 г. Новгородскую епархию возглавил епископ (ныне архиепископ) Новгород­ский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой про­блемы Владыка подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвящен­ных решению судьбы монасты­ря. В июне 1991 г. решением Ис­полкома Новгородского облас­тного Совета народных депута­тов Иверский Богородицкий Святоозерский мужской мона­стырь был возвращен Новго­родской епархии Русской Православной Церкви.

Это событие предотвратило надвигающуюся культурную и духовную катастрофу. В то время разрабатывался проект об открытии крупного меж­дународного туристического комплекса на террито­рии монастыря, в котором должны были функцио­нировать рестораны (в церкви Богоявления и в Пат­риаршей башне), мастерская ремесленника (в церк­ви Архангела Михаила), музей книги (в церкви свт. Филиппа, митрополита Московского).

За годы советской власти монастырь сменил не одного хозяина. На его территории располагались вЦерковь Богоявления. 1972 г. разные годы историко-архивный музей, музей крае­ведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа. В 1970-е гг. на монастырском острове был выстроен жилой поселок, а в нескольких мона­стырских корпусах открыта база отдыха. Так что возвращенный Русской Церкви монастырь был в удручающем, плачевном состо­янии — многие здания были сильно разрушены, некоторые требовали восстановления кров­ли. Несмотря на неустройство и разруху, для духовного укрепле­ния и в ознаменование возобнов­ления жизни в Иверскую оби­тель из церкви свв. апп. Петра и Павла г. Валдая перенесли ее главную святыню и покрови­тельницу — икону Богоматери Иверскую Афонского письма, Которая обещалась быть «Зас­тупницей месту сему и к Богу о нем теплой Ходатаицей».

И уже 15 августа 1991 г. го­род Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алек­сий II. Отслужил в Иверском монастыре перед чудотворным образом Иверской Богоматери молебен и преподал благослове­ние на восстановление обители.

Церковь Богоявления. 2008 г.Первым наместником монас­тыря архиепископом Львом был назначен игумен Стефан (Поп­ков), на чьи плечи лег колоссаль­ный труд восстановительных ра­бот. Разрушение храмов и монас­тырских построек было столь значительным, что многие из по­сещавших монастырь не верили в его возрождение.

Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было возрождение духовной жизни (вся братия состояла тог­да из шести насельников). По благословению архиепископа Льва образцом внутреннего уст­ройства монастырской жизни стал устав Псково-Печерского монастыря (именно поэтому сюда был и назначен игумен Сте­фан, бывший насельником Свято-Успенкой Псково-Печерской обители и изнутри знавший монастырс­кую жизнь). Главное, что было сделано на этомЦерковь свт. Филиппа митрополита Московского. 1974 г. эта­пе, - это были возобновлены ежедневные богослу­жения, которые сопровождались пением вновь при­шедшей братии и благочестивых мирян.

Первыми помощниками в восстановлении обите­ли стали простые валдайские жители, которые по­могали приводить монастырь в порядок; первыми благотворителями были валдайские предприятия, на первых порах оказывающие посильную экономи­ческую помощь возрождающемуся монастырю. Об­щими усилиями за годы наместничества игумена Стефана удалось справиться с сильной захламлен­ностью территории, стала налаживаться хозяй­Церковь свт. Филиппа митрополита Московского. 2008 г.ственная жизнь: заготовка дров для кочегарки, ра­бота на огородах. И, что немаловажно, была откры­та трапезная. С возобновлением монастырской жизни в обитель потянулись и паломники.

А вот добраться до Иверского монастыря, кото­рый расположен на живописном острове Валдайского озера в десяти километрах от города Валдая, можно было только по старенькой плохонькой дороге и по воде. Строительство военными понтонного моста через узкий пролив в 1992 г. позволило связать монастырь и город авто­мобильной дорогой.Церковь Михаила Архангела. 2008 г.

В том же году случилось еще одно знаменательное событие, ко­торое связано с иконой Иверской Божией Матери. Часть братии роптала на то, что перенесенный из церкви св. ап. Петра и Павла образ не является тем древним об­разом, который был в монастыре еще при Патриархе Никоне. Ико­на стояла в храме в обрамлении искусственных цветов, а перед ней находился подсвечник. Так случи­лось, что по недосмотру в церкви Богоявления возник пожар, поту­шить который удалось не сразу, и икона некоторое время находи­лась в огне. Церковь частично по­страдала, а икона с тыльной стороны хотя местами и обгорела, но лик остался нетронутым огнем — был цел и невредим. После реставрации образ вновь был возвращен на прежнее место. Это происше­ствие было воспринято братией как первое прои­зошедшее в обители чудо, показавшее как Сама Иверский (Успенский) собор. 2006 г.Пречистая Богородица видимым образом дала вра­зумление той сомневающейся в благодатности Ее образа братии. Ропот прекратился и наладилось должное почитание иконы. Ныне же мы видим, что икона украшена многими драгоценностями, — это люди в знак благодарности в течение этого десяти­летия приносят Богородице дары в подтверждение многих происходящих в их жизни чудес по молит­вам перед этим святым образом.

Еще одним важным событием стало проведение в 1994 г. на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей. Он привлек внимание любите­лей колокольного звона всей страны. Администра­цией города Валдая для этих целей был закуплен комплект колоколов и впоследствии был передан в дар монастырю (колокола были установлены на колокольне и несколько дней в обители раз­давались радостные колокольные перезвоны; праздник прошел с большим воодушевлением). Так обитель вновь обрела свой голос.Иверский (Успенский) собор. 2008 г.

Постепенно хозяйственная жизнь в монас­тыре стала обустраиваться. Территория посте­пенно принимала благообразный вид и уже в 1996 г. появилась возможность заняться внут­ренним обустройством храмов. Так в церкви Богоявления был установлен иконостас. Не­маловажным событием в духовной жизни мо­настыря, если не основным, являются мона­шеские постриги. Эти знаменательные собы­тия с 1995 г., когда были пострижены в мантию и рукоположены в священный сан иеромонах Борис (Григорьев) и иеродиакон Глеб (Шев­ченко), стали проходить все чаще.

5 мая 1997 г. указом архиепископа Льва архи­мандрит Ефрем (Барбинягра) был назначен испол­няющим обязанности наместника монастыря. В свои 56 лет, он был одним из старейших и почитае­мых Монашеский постриг в обителимонашествующих священников в епархии. Кроме того, архимандрит Ефрем имел боль­шой жизненный и духовный опыт, а также хо­рошо знал строительное дело. В дар монасты­рю он принес старинную икону Божией Мате­ри Знамение, которую почитал и никогда не расставался (эта икона до сих пор хранится в алтаре одного из монастырских храмов).

Имея заслуженное уважение среди прихо­жан, архимандрит Ефрем привлек много бла­готворителей, и работа поПатриарх Алексий II в Иверском монастыре. 12.01.2008 г. восстановлению мо­настыря пошла быстрыми темпами — строи­тельные работы не прекращаясь велись теперь круглый год: летом ремонтировали внешнюю часть здания, зимой занимались его внутрен­ней отделкой. В этот период были отреставри­рованы фасады, на многих корпусах заменена кровля. Также была осуществлена модернизация котельной, которая к тому времени значительно об­ветшала.

20 января 1998 г. Преосвященнейшим Львом, архиепископом Великого Новограда и Старой Руссы, было совершено первое освящение престола в церкви Бо­гоявления.

Жизнь набирала свой темп. В монастыре было совершено пять монашеских постригов и четыре хиротонии. Большими старания­ми и трудами в Успенский собор провели центральное отопление, что также позволило проводить богослужения круглогодично. Колокольня — одна из важных монастырских построек — в рес­таврационном плане оказалась одним из сложнейших объектов. С Божией помощью ее реставра­ция-восстановление, продолжав­шееся на протяжении двух лет, было завершено в 2001 г. — на колокольне были установлены часы и она обрела завершенный вид.

Святейший Патриарх Алексий II в Иверском монастыре. Малое освящение. 12.01.2008 г.21 августа этого же года обитель в своих стенах принимала Президента Российской Федерации В. В. Путина. Он осмотрел архи­тектурный ансамбль, поставил свечи перед чу­дотворным образом и передал в дар еще один список иконы Божией Матери Иверская.

26 июня 2002 г. исполняющим обязанности наместника монастыря впервые из числа бра­тии был назначен иеромонах Нил (Михайлов), который прошел все стадии послушания в воз­рождающемся монастыре. По сложившейся традиции, ему выпало продолжить проведе­ние восстановительных работ. Забот у вновь назначенного наместника было много и он вплотную приступил к ремонту Успенского собора (были оштукатурены внешние стены, внутри собора вдоль солеи была установлена новая кованная решетка), однако трагические события оборвали его земную жизнь (направляясь на празднование иконы Божией Матери Знамения в г. Вели­кий Новгород иеромонах Нил вместе с иеромона­хом Сергием (Бирюковым) иПатриарх Алексий II. Малое освящение. 12.01.2008 г. по­слушником Сергием Астраханцевым погибли в автомобильной ка­тастрофе; они погребены на ста­ром монастырском кладбище за алтарем Успенского собора). В декабре 2002 г. также из числа братии и. о. наместника был на­значен иеромонах Никандр (Сте­панов), который и продолжил труды своих предшественников.

Как ни значительны были пре­дыдущие строительные работы, но они были ситуационными — касались то одного, то другого объекта. Пришло время полно­масштабной реставрации и вос­становления монастырского ком­плекса во всем его великолепии.

Волеизъявлением Президента России В. В Путина и с благосло­вения Святейшего Патриарха Алексия II под патронатом Управляющего делами Патриарх Кирилл, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архимандрит Ефрем. 19.09.2009г.Президента Российской Фе­дерации в 2004 г. началась полномасштабная рестав­рация и восстановление монастырского ансамбля.

Всему этому грандиозному деланию предше­ствовал период разработки концепции реставрации и реконструкции монастыря. Ее не один год вына­шивал и выстраивал архиепископ Лев, тщательно продумывая назначение каждого корпуса, посколь­ку на территории монастыря помимо основных объектов планировал разместить библиотеку, ико­нописную школу, древлехранилище, ризницу и мас­терские. Монастырь, как это было и в древности, призывался быть миссионерско-паломническим центром, в котором большое внимание должно уде­ляться подрастающему поколению. Так, было зап­ланировано, а затем и осуществлено строительство трех корпусов для паломников; здание, в котором расположилась воскресная школа для детей, и дет­ский корпус; трапезная на 250 человек. Было заду­мано открытие в Никоновской башне музея истории и реконструкции монастыря, включающего боль­шую экспозицию, посвященную «фундатору места сего» — Святейшему Патриарху Никону.Святейший Патриарх Кирилл и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. 19.09.2009г.

И вот пришло время этим планам быть вопло­щенными. Но не надо забывать, что все задуманные столь грандиозные преобразования должны осуще­ствляться на территории уникального природоохранного комплекса — объемные строительные ра­боты должны вестись так, чтобы не был нанесен ущерб ГУ «Национальный парк „Валдай"». Кроме того, работы должны были проводиться на террито­рии действующего монастыря, что создавало для строителей дополнительные сложности, поскольку привычный уклад монастырской жизни не должен был нарушаться, а об отселении братии за стены обители не могло быть и речи.

Для проведения капитальных работ на террито­рии монастыря — ремонта и обустройства его пост­роек, — прежде всего, было необходимо обеспечить стройку современной техникой. Это в свою очередь Патриарх Кирилл в Иверском соборе .19.09.2009 г.требовало современных подъездных путей. Также было необходимо обеспечить стройку бесперебой­ным электро и теплоснабжением — подвести элек­тричество и газ. Все это и составило первоочеред­ные задачи.

Начали, как это принято, со строительства доро­ги. Прокладчики столкнулись с тем, что местность труднодоступная и сильно заболоченная, но им уда­лось проложить качественную асфальтированную дорогу. Еще одной сложностью в решении этой про­блемы было строительство моста, соединяющего монастырский остров с островом Рябиновым. Ког­да-то, в XIX в., разделяющая острова протока была засыпана для более удобного проезда к монастырю, однако по прошествии времени отрезанная вода стала заболачивать территорию, что гро­зило природной катастрофой. Пришлось эту протоку раскапывать и через нее проложить еще один мостик. На этом примере, а их можно привести огромное множество, ясно видно, что ежедневно вставали ранее незапланированные работы, которые приходилось решать по ходу дела. Также, на месте старого понтонного мос­та, по которому тяжелая строительная техника пройти не могла, был возведен новый мост (его открытие и освящение состоялось 23 ноября 2004 г.).

Владыка Лев перед Иверской иконой Божией Матери в престольный праздник обители. 10.08.2011г.После того как дорога была введена в эксп­луатацию, Иверский монастырь стал более дос­тупен как для необходимого для стройки гру­зового транспорта, так и для паломников на легковом транспорте и на больших туристичес­ких автобусах.

Важным и сложным делом была газифика­ция монастырского хозяйства. Уникальность построенного газопровода в том, что были применены современные технологии (монас­тырь находится на острове, поэтому трубопро­вод был проложен методом «прокола» по ост­рову и по дну Валдайского озера, не нанеся ущерба окружающей среде). И как ни хорошо было для монастыря, что газопровод построен, но особенно ценно то, что специально для про­ведения природного газа была построена га­зораспределительная станция, а 16 декабря 2004 г. была пущена в эксплуатацию газовая котельная, которая отапливала весь комплекс и это сразу сказалось на качестве и темпах стро­ительства.

Проблема бесперебойной подачи электро­энергии также была решена. Силами Валдай­ских электрических сетей во главе с ген. дирек­тором В. И. Приколотиным была проложена новая линия электропередачи. Кроме того, этой организа­цией была построена и современная подстанция, без которой строительство и реконструкция монас­тыря были бы невозможны.

Божественная литургия в Иверском соборе. 10.08.2011 г.Но на этом крупномасштабные работы не закон­чились. Первым подрядчиком выступила возглавля­емая А. Л. Борисовой фирма ООО «Кредо», кото­рая осуществила проектные работы, подготовила сметную и разрешительную документацию (были проведены все необходимые согласования и получе­ны разрешения на начало работ). Однако, в связи с загруженностью этой фирмы, было принято реше­ние о замене этого подрядчика на фирму ООО «БСК-ПГС», возглавляемую С. Л. Будолаком.

Начались плановые работы: пришла тяжелая строительная техника; здания оделись в строительные леса. Для снабжения монастыря и стройки во­дой была пробурена новая артезианская скважина. По территории требовалось проложить множество инженерных коммуникаций и подвести их к каждо­му зданию. Необходимо было проложить километ­ры электросетей, подвести водоснабжение, провес­ти пожарную сигнализацию. И при этом надо было сделать так, чтобы не была разрушена ни одна сте­на, толщина которых порой доходит до полутора метров, но главное — чтобы все современные ком­муникации и устройства, подведенные к зданиям, не бросались бы в глаза и были незаметны, не искажа­ли бы исторического облика архитектурного ансам­бля XVII в.

Божественная литургия в Иверском соборе. 10.08.2011 г.Для сохранности зданий и предотвращения их от разрушения велись большие работы по вертикаль­ной планировке, выемке грунта и укреплению фундаментов. Прокладка коммуни­каций и строительные работы оставляли горы мусора. Даже такое простое дело как его вы­воз, вылилось в крупную акцию. С довольно небольшой террито­рии вывезли более 400 грузови­ков строительного мусора.

Любое доброе дело не про­ходит без искушений, а тем бо­лее на территории монастыря. Таким испытанием стал пожар в 2005 г. — тогда сгорело три кор­пуса западного каре. Однако это печальное событие не по­влияло на ход восстановитель­ных работ — они не только не приостановились, но продолжи­лись с еще большим усердием.

Весной 2006 г. в Иверский монастырь пришли новые стро­ители — фирма ООО «АРС-Центр» во главе с генеральным директором В. А. Киселевым (f6.02.2011). На ее долю выпало завершение строительных работ. Именно эта организация придала благолепие отреставри­рованным постройкам (оштукатурены и покра­шены фасады, покрыты кровли, позолочены купола, осуществлена внутренняя отделка).

Монастырь засиял белоснежными стенами, особую нарядность которым придает розовый оттенок декора; правда, былое благолепие фа­садов, знаменитейшие изразцовые ковры вре­мен Патриарха Никона, так и не оказались вос­становлены. Проводились большие землеуст­роительные работы, прокладывались дорожки, разбивались цветники и засеивались газоны.

Несмотря на всю эту грандиозную стройку, жизнь в монастыре текла своим чередом — он не закрывался ни на день, и все желающие мог­ли посетить его, прибегнуть к помощи и заступ­ничеству Святейшего Патриарха Никона и Пресвятой Богородицы, прило­жившись к Ее чудотворному об­разу. Во времена Патриарха Ни­кона икона Иверской Божией Матери была покрыта ризою из чистого чеканного золота, отде­ланного жемчугом, алмазами и сапфирами. Также и для пере­несенного в монастырь образа Пресвятой Богородицы было задумано создать высокохудо­жественный оклад по канонам церковного искусства.

Крестный ход в праздник Иверской иконы Божией Матери. 10.08.2011 г.Стараниями настоятеля оби­тели архиепископа Новгород­ского и Старорусского Льва, на средства верующего человека изготовлен новый оклад. Над созданием ризы трудились мас­тера Патриарших мастерских декоративно-прикладного ис­кусства «ЛиК» города Златоус­та под руководством художни­ков А. И. и В. Н. Лохтачевых. Было создано произведение прикладного искусства, достойное обрамление жи­вописного образа кисти древних мастеров.

25 декабря 2006г. архиепископ Лев совершил торжественное освящение новой ризы к иконе Иверской Божией Матери. Как только оклад был установлен на чудотворный образ, был отслужен братский молебен о помощи Пресвятой Богороди­цы в восстановлении обители.

Огромные работы проведены в Успенском собо­ре. Еще в 1960-е гг. окна собора были закрыты на­глухо и здание сильно отсырело. Стены настолько пришли в негодность, что роспись потрескалась, штукатурка большей частью осыпалась. Чтобы осу­шить собор и поддерживать его в температурном режиме были подведены сложные инженерные ра­боты — в соборе были устроены полы с подогревом; отремонтирована уникальная в своем роде опоясы­вающая собор с четырех сторон внутренняя гале­рея. Установлен тябловый басменный иконостас, выполненный московскими мастерами.

Но не только восстановлением монастыря озабочена братия, но и жизнью верующих на прилежа­щих монастырю территориях. Так, было построено и отремонти­ровано несколько часовен в Вал­дайском районе, которые были взяты под окормление братии: ча­совня свт. Тихона Задонского на могиле его родителей в деревне Короцко; часовня на источнике прп. Варлаама Хутынского в де­ревне Моисевичи; часовня св. прав. Симеона Богоприимца в де­ревне Семеновщина; часовня Тих­винской иконы Божией Матери в деревне Ново-Троице; часовня Покрова Божией Матери в дерев­не Байнево.

Братия монастыря также окормляет церковь прп. Сергия Радо­нежского, находящуюся на берегу Валдайского озера — в ней регу­лярно служится Литургия (этот храм является точной копией хра­ма, построенного в Антарктиде).

Крестный ход в праздник Иверской иконы Божией Матери. 10.08.2011 г.25 ноября 2007 г. наместником монастыря вновь назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). За этот период число братии возросло до 23 на­сельников, из которых пять — иеромонахи, че­тыре — иеродиаконы, четыре — иноки, а также послушники и трудники. Священство и часть братии, занятые на послушаниях при храме, неизменно и ежедневно присутствует на всех богослужениях, остальная часть выполняет другие различного рода послушания — зани­маются огородами, работают на скотном дво­ре, в столярных мастерских, на пасеке.

12 января 2008г. Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий II в связи с окон­чанием комплексной реставрации и реконст­рукции монастыря, совершил Божественную литургию в соборном Успенском храме Иверского монастыря, отслужив перед тем чин Ма­лого освящения собора. После Литургии Святейший Патриарх совершил мо­лебен, на котором присутствовал и Президент Российской Федера­ции В. В. Путин, чьим вниманием и активной поддержкой велись эти работы.

20 сентября 2009 г. во время празднования 1150-летия Вели­кого Новгорода Валдайский Иверский монастырь посетил Святейший Патриарх Кирилл. У святых ворот обители его встре­тили архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, наместник монастыря архимандрит Ефрем с братией, духовенство Новгородской епархии, представители Валдайской администрации.

На солее Иверского собора Предстоятеля приветствовал на­стоятель монастыря архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Святейший Патриарх Ки­рилл отметил, что с особым чув­ством пересек порог Иверского собора, который «запечатлел и славу нашего Отече­ства, и его трагические годы». «Но сегодня я увидел здесь неземную красоту, которую удалось вос­становить. Наверное, сейчас монастырь даже более благоустроен, чем до революции». На память о Первосвятительском посещении Пат­риарх передал отцу наместнику икону Христа Спасителя, а многочисленным верующим, при­шедшим в этот день в Иверский собор — образ­ки Софии Премудрости Божией.

Восстановительные работы в монастыре еще не завершены. Ждут своей очереди малые монастырские храмы: надвратные храмы — митрополита Филиппа и архистратига Михаи­ла, больничный храм Иакова Боровичского и его же часовня. Не закончена и новая роспись главного монастырского храма — собора Иверской иконы Божией Матери.

10 августа 2011 года, в день своего Пре­стольного праздника — Иверской Валдайской иконы Божией Матери, обитель торжественно приняла более тысячи гостей из Новгорода, Москвы, Пестово, Дно, Финляндии, Вырицы, Санкт-Петербурга. В этот день отмечали и двадцатилетие передачи монастыря Русской Православной Церкви.

Накануне, 9 августа, в главном храме мона­стыря — Иверском — состоялось праздничное Всенощное бдение. Богослужение 10 августа началось с пения Акафиста перед Чудотворной Иверской иконой Божией Матери - самым чтимым образом обители. С особой радостью и любовью взывали поющие: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзаю­щая ».

Божественную литургию возглавил архи­епископ Новгородский и Старорусский Лев, священноархимандрит обители.. Его Высоко­преосвященству сослужили: наместник Иверского монастыря архимандрит Ефрем (Барбинягра); насельники монастыря, иеромонахи: Евсевий (Голу­бев), Борис (Григорьев) Серафим (Игнатьев), Пан­телеймон (Шахтахтинский) и более тридцати свя­щеннослужителей не только из Новгородской епар­хии, но и из разных приходов России и Зарубежья.

За богослужением пели хор Новгородского епархиального духовного училища и хор регентских курсов из Москвы под управлением Е. С. Кустовского, вместе с ними, по благословению Владыки Льва, за литургией пели все молящиеся в храме. По традиции, после Божественной литургии состоялся Крестный ход вокруг обители, со­бравший огромное количество паломников.

Для всех богомольцев и гостей обители была устроена праздничная трапеза.

В своем архипастырском слове Владыка Лев отметил, что восстановление обители и воз­рождение в ней духовной жизни — особенно радостное событие и выразил благодарность всем, кто не остался в стороне от этого благого дела...

Исторические традиции не прервались, уда­лось возродить еще один Остров Православия. Русский Север украсила еще одна жемчужи­на — возрожденная Иверская обитель, чьи многовековые преображенные белоснежные стены величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера. Предстательством Пресвятой Богородицы да будет обитель сия источником жи­вой воды всякому приходящему под ее сень.

НАМЕСТНИК АРХИМАНДРИТ ЕФРЕМ

(БАРБИНЯГРА)

Фотографии из архива журнала «София »

 и сайта Иверского Валдайского монастыря — unvw.iveron.ru


Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

24.05.2022

24 мая 2022 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

24.05.2022

3 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца

23.05.2022

22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.